НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Сначала заказ, потом оплата

Бюджетное учреждение перечислило плату (еди­новременный взнос) за участие в научно-практиче­ской конференции.
Должна ли уплата таких взносов осуществлять­ся на основании договоров, заключенных в соот­ветствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ? Если да, то может ли в данном случае заказ быть размещенным у единственного испол­нителя?

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) регулирует отношения, связан­ные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных, муниципальных нужд и нужд бюд­жетных учреждений (ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ).

При этом под размещением заказов, согласно ст. 5 Закона № 94-ФЗ, понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по опре­делению поставщиков, исполнителей, подряд­чиков в целях заключения с ними государствен­ных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. А под нуждами бюджетных учрежде­ний, исходя из ч. 1, 2 ст. 3 Закона № 94-ФЗ, пони­маются обеспечиваемые этими учреждениями (независимо от источников финансового обе­спечения) собственные потребности в товарах, работах, услугах. Причем Закон № 94-ФЗ при­меняется во всех случаях размещения заказов, за исключением тех, когда услуги оказываются международными финансовыми организация­ми, созданными в соответствии с международ­ными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международны­ми финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международ­ные договоры. Перечень указанных междуна­родных финансовых организаций утверждается Правительством РФ (ч. 2 ст. 1 Закона № 94-ФЗ).

Таким образом, заключение любых договоров, по которым бюджетное учреждение приобретает товары, работы, услуги, должно осуществляться в соответствии с Законом № 94-ФЗ. Полагаем, что это относится и к услугам, оказываемым организаторами различных массовых мероприя­тий, в том числе и научного характера, даже если их оплата называется «организационный взнос».

Такой вывод подтверждается еще и тем, что Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плано­вый период 2014 и 2015 годов (утв. приказом Минфина России от 21.12.2012 № 171н) взносы за участие в выставках, конференциях, фору­мах, семинарах, совещаниях, тренингах, сорев­нованиях и т.п. включаются в понятие «услуги и работы по организации участия» и подле­жат отнесению на счет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Классификация опе­раций сектора государственного управления). Соответственно, уплата таких взносов также должна осуществляться на основании догово­ров, заключенных в соответствии с Законом № 94-ФЗ.

Из ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ следует, что раз­мещение заказа у единственного контрагента допускается только в случаях, установленных самим Законом № 94-ФЗ. При этом, согласно ч. 3 ст. 10 Закона № 94-ФЗ, решение о спосо­бе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно, но с учетом ограничений, уста­новленных названным законом. Исчерпывающий (как следует из сказанного выше) перечень случа­ев размещения заказа у единственного поставщи­ка указан в п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

Прежде всего можно обратить внимание, что государственные образовательные учреждения вправе на основании п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ разместить у единственного контр­агента заказ на сумму до 400 тыс. руб. без каких-либо дополнительных обоснований (с учетом размещения заказа на одноименные товары, работы, услуги в течение того же квартала).

Если сумма организационного взноса превы­шает вышеуказанный предел, то, в принципе, может быть применен п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Эта норма позволяет заказчику раз­местить у единственного поставщика заказ на услуги, связанные с направлением им работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представле­ний и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашения на указанные мероприятия. При этом к услугам, предусмотренным данным пунктом, относятся: обеспечение проезда к месту служебной коман­дировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, питание.

Поскольку п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, как и любой другой пункт этой части, явля­ется отдельным основанием для размещения заказа у единственного поставщика, ограниче­ния по сумме каждого заключаемого договора, равно как и по сумме размещения заказа в тече­ние одного квартала, установленные п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ (а равно и п. 14.1 той же части), при размещении заказа по п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ не применяются (см. письмо Минэкономразвития РФ от 07.09.2011 № Д28-326).

В то же время буквальное толкование положе­ний п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ в контексте ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ указывает на то, что перечисленный в данном пункте перечень услуг является закрытым. Поэтому контролирующие органы придерживаются позиции, что закупка в соответствии с п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ дополнительных услуг, кроме поименованных в данном пункте, неправомерна.

Соответственно, заказчик обязан размещать заказы на оказание дополнительных услуг в общем порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ, в том числе путем проведения торгов. Такой вывод подтверждается разъяснениями ФАС России от 04.02.2011 «О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ по вопросу размещения заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в слу­жебную командировку, у единственного постав­щика», а также письмами Минэкономразвития России от 03.06.2011 № ОГ-Д28-6, от 10.12.2010 № Д22-2216, от 06.08.2010 № Д22-1338, от 18.12.2009 № Д22-1597.

Следовательно, уплата взноса на участие в научно-практической конференции подпадает под п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, если она включает в себя оплату проживания, пита­ния, транспортного обслуживания. Если же она включает в себя дополнительные услуги, то фор­мально заказ на такие услуги должен размещать­ся в общем порядке.

Аркадий Серков,
эксперт службы правового консалтинга «ГАРАНТ»


Назад в раздел

ИНАГлавУПДКСаториМосинжпроект
Союз