ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Как продать что-нибудь ненужное

У муниципального бюджетного учреждения на балансе состоит автомобиль 1987 года выпуска в неисправном состоянии (ремонт нецелесообразен).
Возможно ли отчуждение автомобиля, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, без проведения торгов?


В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В отношении бюджетного учреждения п. 3 ст. 298 ГК РФ устанавливает, что оно не вправе без согласия собственника распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Каких-либо иных требований к порядку реализации бюджетным учреждением закрепленного за ним имущества действующее законодательство не устанавливает.

По общему правилу проведение торгов для заключения договоров о продаже вещи или имущественного права обязательно исключительно в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе (п. 3 ст. 447 ГК РФ).

В частности, продажа государственного имущества на аукционе или конкурсе является способом приватизации этого имущества, предусмотренным ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ).

Однако требования об обязательном проведении торгов в целях продажи государственного (муниципального) имущества, установленные Законом № 178-ФЗ, не распространяются на отношения по отчуждению государственными (муниципальными) учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (подп. 9 п. 2 ст. 3 Закона № 178-ФЗ).

Равным образом никакой иной федеральный закон или иной нормативный акт не предусматривают обязательного проведения торгов для заключения договоров купли-продажи имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями.

Отметим, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ст. 17.1 устанавливает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе имущества, принадлежащего на праве оперативного управления бюджетным учреждениям (ч. 3 ст. 17.1 этого Закона), в частности, устанавливает требования о заключении таких договоров по результатам проведения торгов. Однако эти требования относятся только к заключению договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования. Как видно из приведенной нормы, она не может применяться при заключении сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества (см. также постановление ФАС Поволжского округа от 01.06.2012 № Ф06-3569/12).

Таким образом, по общему правилу при продаже бюджетным учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, проведение торгов не требуется. Поэтому если актами органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования не предусмотрено, что реализация имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, должна осуществляться исключительно путем проведения торгов, то учреждение вправе продать автомобиль без проведения торгов. При этом соответствующий договор может быть заключен и по результатам проведения торгов в порядке, предусмотренном ст. 447, 448 ГК РФ.

Надежда Верхова и Аркадий Серков,
эксперты службы правового консалтинга «ГАРАНТ»

Назад в раздел

ГеопроектизысканияКапиталМосинжпроектГлавУПДК
РоссийскийСтройИнвест-3