НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Если рамочный договор заключен до 1 января 2017 года по ФЗ-223, по какому закону унитарное предприятие должно осуществлять закупки партий товара?

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 44-ФЗ, государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки по Федеральному закону № 223-ФЗ, обязаны с 1 января 2017 года производить закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Между унитарным предприятием и поставщиком заключен договор поставки лекарственных средств. Договор предусматривает конкретные условия поставки товара (наименование и количество товара по каждой поставляемой партии). Стороны планировали до 01.01.2017 внести в договор изменения, в соответствии с которыми срок его действия продлевался бы на 3 года, и договор предусматривал необходимость начиная с 01.01.2017 согласовывать условия поставки партий товара (количество, ассортимент) по каждой партии в отдельности путем подписания сторонами спецификаций.

Если договор заключен до 1 января 2017 года, то в соответствии с нормами какого закона (Закона № 223-ФЗ или Закона № 44-ФЗ) будут производиться закупки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: если наименование и количество подлежащих поставке лекарственных средств не будут согласованы сторонами при внесении изменений в указанный в вопросе договор, такой договор не может рассматриваться в качестве основания для приобретения лекарственных средств.

Закупки лекарственных средств унитарное предприятие обязано будет осуществлять в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Обоснование позиции

Законом № 321-ФЗ внесены изменения в ряд положений Закона № 44-ФЗ. В частности, действие Закона № 44-ФЗ с 1 января 2017 года (ст. 4 этого закона) распространено на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг государственными и муниципальными унитарными предприятиями. С 1 января 2017 года последние признаются заказчиками для целей Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого закона).

Частью 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (в ред. Закона № 321-ФЗ) предусмотрено, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, принятым унитарными предприятиями и размещенным до начала года в Единой информационной системе, в случаях, определенных п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, с 01.01.2017 унитарные предприятия при осуществлении закупок товаров, работ и услуг по общему правилу должны руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ. В рамках закупочных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, такие предприятия приобретут статус заказчиков. До указанной даты к закупкам, осуществляемым унитарными предприятиями, применяются правила п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ (см. также письма Минэкономразвития России от 14.10.2016№Д28и-2693, от 12.10.2016№Д28и-2685, от 14.09.2016 № Д28и-2345, от 09.09.2016 № ОГ-Д28-10724).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ этот Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Регулирование осуществляется в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственными, муниципальными унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 того же закона.

Для целей Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном этим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Таким образом, в рамках отношений, регулируемых Законом № 44-ФЗ, закупка предполагает заключение договора, обязательством по которому со стороны контрагента является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Соответственно, любой договор, предусматривающий приобретение заказчиком товаров, работ или услуг, должен заключаться согласно требованиям Закона № 44-ФЗ.

В случае если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

Таким образом, унитарные предприятия обязаны будут применять процедуры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, при совершении действий, направленных на заключение договоров о поставке товаров, выполнении работ или оказании услуг, после 01.01.2017. Договоры, заключенные до этой даты, сохраняют свою силу. Если исполнение таких договоров (поставка товара, выполнение работы, оказание услуги) производится контрагентом заказчика после 01.01.2017, притом что сам договор заключен до этой даты, осуществлять закупочные процедуры в соответствии с Законом № 44-ФЗ в отношении предмета этих договоров заказчику не требуется, так как исполнение ранее заключенных договоров не свидетельствует об осуществлении новой закупки. Аналогичное мнение высказано в письме Минэкономразвития России от 06.10.2016 № Д28и-2686, в котором отмечается, что договоры, заключенные государственными (муниципальными) унитарными предприятиями в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ, сохраняют свою силу до окончания срока их действия.

Вместе с тем отметим следующее. Существенным условием договора поставки, включая поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, являются наименование и количество товара (п. 5 ст. 454, п. 3 ст. 455, п. 2 ст. 525 ГК РФ). Если в договоре согласованы лишь общие условия поставки и при этом указано, что конкретные наименования, ассортимент и количество поставляемого товара будут согласовываться сторонами отдельно путем подачи покупателем (заказчиком) заявок, подписания спецификаций и т.п., такой договор должен рассматриваться как рамочный, то есть договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, конкретизируемых и уточняемых сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора (п. 1 ст. 429.1 ГК РФ). Рамочный договор, определяющий общие условия поставки товаров, не является договором поставки, а лишь урегулирует права и обязанности сторон в отношении поставки товаров в рамках договоров купли-продажи (поставки), которые будут (или могут быть) заключены сторонами в последующем.

Как следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации стороны намереваются придать договору поставки характер рамочного договора и в дальнейшем урегулировать отношения, связанные с поставкой товаров конкретных наименований и в определенном количестве (то есть согласовывать существенные условия договора поставки), путем подписания спецификаций, которые будут составляться уже в период распространения действия Закона № 44-ФЗ на унитарные предприятия. На наш взгляд, при таких обстоятельствах каждое отдельное согласование сторонами условий поставки отдельных партий товаров после 01.01.2017, осуществление такой поставки, а также приемка и оплата товара должны рассматриваться как самостоятельные закупки, что означает необходимость применения в отношении них процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Таким образом, как мы полагаем, при описанных обстоятельствах указанный в вопросе договор с 1 января 2017 года не может рассматриваться в качестве основания для приобретения унитарным предприятием лекарственных средств: если наименование и количество поставляемых лекарственных средств не будет предусмотрено договором, заключенным до 1 января 2017 года, для их приобретения унитарное предприятие обязано будет осуществлять процедуры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Подчеркнем, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением, основанным на информации, которая содержится в вопросе. В случае возникновения спора дать квалификацию заключенному сторонами договору (как рамочному или как договору поставки, не содержащему признаки рамочного договора), а также квалифицировать поставку партий лекарственных средств как осуществляемую в рамках отдельных закупок либо во исполнение ранее заключенного договора сможет только суд исходя из анализа условий договора (ст. 431 ГК РФ) и конкретных обстоятельств спорной ситуации.

Павел Ерин, Алексей Александров, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГеопроектизысканияМосгазМД-группМОЭК
АктивКапиталПНССтройИнвест-3