Директор муниципального унитарного предприятия (МУП), учредителем которого является сельское поселение, для нужд МУП решил приобрести трактор. При дальнейшем рассмотрении ситуации администрацией поселения оказалось, что продавец — частное лицо, является дочерью директора МУП.
МУП осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Может ли предприятие в данном случае совершить покупку трактора? Не возникает ли при таких условиях конфликт интересов?
Будет ли заключение указанной сделки противоречить требованиям Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»? Нужно ли осуществлять закупку в электронном виде?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: унитарное предприятие вправе осуществить указанную закупку только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Осуществлять закупку в электронной форме в данном случае не требуется.
Обоснование вывода
Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не содержит понятие «конфликт интересов» в отношении сделок, совершенных между руководителем организации и лицом, состоящим с ним в близких родственных отношениях (в отличие от, например, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 27).
В то же время в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона № 161-ФЗ такие сделки признаются сделками, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия. Они могут совершаться только с согласия собственника имущества унитарного предприятия (см., напр., постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 № 13АП-11769/12, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 № 15АП-1517/15, ФАС Дальневосточного округа от 04.03.2011 № Ф03-9890/2010 по делу № А16-803/2010).
На основании п. 3 ст. 22 Закона № 161-ФЗ сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных данной статьей, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника имущества унитарного предприятия (см. также п. 1, 3, 13 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2015 № Ф06-21960/13 по делу № А72-6956/2014).
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не ограничено право на заключение договоров с участниками закупки (руководителями участников закупки), состоящими в родстве с руководителем заказчика. Поэтому сам по себе факт родства директора МУПи участника закупки значения не имеет.
Согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. Этот перечень включает в себя и закупку автомобилей, прицепов и полуприцепов, кузовов для автомобилей, деталей и принадлежностей к ним (ОКПД 3400000), а также транспортных средств, не включенных в другие группировки (ОКПД 3590000). Тракторы, составные части, узлы и детали к ним включены в группировку 2918010 ОКПД, соответственно, в данном случае заказчик вправе не осуществлять закупку в электронной форме.
Надежда Верхова, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ и Максим Золотых, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ