НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Обязан ли победитель запроса котировок – ИП декларировать, в соответствии с требованием, которое содержалось в извещении о проведении закупки, свою непринадлежность к лицам, указанным в постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457?

Заказчиком для заключения договора на выполнение работ по проектированию в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проведен запрос котировок. В извещении о проведении закупки содержалось требование о декларировании участником закупки непринадлежности к организациям, указанным в постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено». По результатам закупки был выбран победитель — индивидуальный предприниматель, который не представил декларацию о своей непринадлежности к вышеуказанным лицам.

Обязан ли был участник закупки — индивидуальный предприниматель представить декларацию с учетом того, что в постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 речь идет об организациях — не о физических лицах, а также с учетом того, что заказчик не может установить подконтрольность такого участника закупки гражданам или организациям Турецкой Республики?

На наш взгляд, индивидуальный предприниматель не обязан представлять в составе заявки указанную в вопросе декларацию.

Во исполнение Указа Президента РФ от 28.11.2015 № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории РФ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.

Предусмотренные указанными актами ограничения не только касаются отношений, регулируемых Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и установлены не в рамках полномочий, предусмотренных ст. 14 Закона № 44-ФЗ, а должны рассматриваться в контексте п. 1 ч. 1 ст. 31 этого закона как требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (решение ФАС России от 04.02.2016 № К-149/16, письма Минэкономразвития России от 11.02.2016 № Д28и-355 и от 17.02.2016 № Д28и-353).

Следовательно, извещением о проведении запроса котировок должно быть предусмотрено требование о представлении участником закупки документов, подтверждающих непринадлежность его к организациям, перечисленным в постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 (п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Таким документом, как нам представляется, может быть и декларация участника закупки. Вместе с тем ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ не предусматривает, что такие документы должны включаться в заявку. Более того, ч. 3, 4 ст. 73 Закона № 44-ФЗ запрещают заказчикам требовать представления документов, не предусмотренных законом, в составе заявки. Государственные органы неоднократно обращали на это внимание, указывая, что непредставление участником запроса котировок в составе заявки документа, подтверждающего соответствие этого участника требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, не может рассматриваться как предусмотренное ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ формальное основание для отклонения заявки. При этом заказчик вправе самостоятельно проверить соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в открытых источниках (п. 5 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28И-1616, ответ на вопрос 82 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2918, п. 2 письма ФАС России от 17.04.2014 № АД/15078/14). Приведенный подход предполагает, что отсутствие в котировочной заявке документа, подтверждающего соответствие подавшего ее участника требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (в том числе декларации о непринадлежности его к организациям, перечисленным в постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457), не является основанием для отклонения такой заявки. Правоприменительной практики, где демонстрировался бы иной подход, мы не обнаружили.

Вместе с тем, как мы полагаем, даже если исходить из правомерности отклонения котировочной заявки по указанному выше основанию (что противоречило бы ч. 4 ст. 73 Закона № 44-ФЗ), следует учитывать, что установленные постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 ограничения распространяются не на любых участников закупки, а лишь на организации (то есть юридические лица). На наш взгляд, индивидуальный предприниматель не может быть приравнен ни к организации, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, ни к организации, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Запретов на выполнение (оказание) работ (услуг) на территории РФ гражданами Турецкой Республики нормативные акты не предусматривают. При таких обстоятельствах, на наш взгляд, риск неблагоприятных последствий, которые могут наступить для заказчика в связи с заключением контракта с указанным в вопросе лицом (в случае обжалования действий заказчика прочими участниками закупки), существенно ниже, чем риски, связанные с отклонением заявки, поданной таким лицом.

В заключение отметим, что правоприменительной практики по заданному вопросу нам обнаружить не удалось. За официальными же разъяснениями можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу России.

Татьяна Чашина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ и Алексей Александров, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

КапиталЭнергокомплексМОЭСКМИЦ
ЦентрАктивКапитал