НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Нет посредничеству вне конкурса

Учреждение планирует приобрести услуги по обеспечению проезда сотрудников к месту командировки и обратно и найму жилых помещений в месте командировки.
Возможно ли на основании п. 26 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ заключить договор с агентством, оказывающим посреднические услуги, для обеспечения приобретения услуг, перечисленных в этом пункте?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу: заказ на посреднические услуги не может быть размещен на основании указанного пункта. В обоснование данного вывода приведем следующие аргументы.

Из содержания ч. 2 ст. 10 ФЗ-94 следует, что размещение заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика допускается только в случаях, установленных самим этим Законом. При этом согласно ч. 3 ст. 10 ФЗ-94 решение о способе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно, но с учетом ограничений, установленных этим Законом. Исчерпывающий (как следует из сказанного выше) перечень случаев размещения заказа дан в ч. 2 ст. 55 ФЗ-94.

На основании п. 26 ч. 2 ст. 55 ФЗ-94 заказчик действительно имеет право размещать у единственного поставщика заказ на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашения на указанные мероприятия. При этом к услугам, предусмотренным данным пунктом, относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.

Буквальное толкование положений приведенного пункта в контексте ч. 2 ст. 10 этого Закона указывает на то, что перечисленный в данном пункте перечень услуг является закрытым. Поэтому Минэкономразвития России придерживается позиции, что если лица, оказывающие услуги, поименованные в п. 26 ч. 2 ст. 55ФЗ-94, оказывают также дополнительные услуги, которые требуют дополнительных расходов бюджетных средств (кроме командировочных расходов), то заказчик обязан размещать заказы на оказание таких услуг в общем порядке, в том числе путем проведения торгов. Подобное разъяснение содержится в письмах Минэкономразвития России от 03.06.2011 № ОГ-Д28-6, от 10.12.2010 № Д22-2216, от 06.08.2010 № Д22-1338 и от 18.12.2009 № Д22-1597. Более того, в разъяснениях ФАС России от 04.02.2011 «О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ по вопросу размещения заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, у единственного поставщика» прямо указано, что «заказчик вправе заключить контракт на оказание услуг по транспортному обслуживанию и обеспечению питания при направлении работника в служебную командировку только с организациями, которые непосредственно предоставляют данные услуги». В данных разъяснениях этот вопрос с вопросом о дополнительных расходах не увязывается.

Таким образом, заключение на основании указанного пункта договора на оказание посреднических услуг с агентством неправомерно. Заказ на такие услуги должен размещаться в общем порядке.

К сведению: в соответствии с п. 14.1 ч. 2 ст. 55 ФЗ-94 перечисленные в нем заказчики, в том числе телерадиовещательные учреждения, вправе размещать без дополнительных к тому оснований заказ у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с этим пунктом на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.

Аркадий Серков и Надежда Верхова,
эксперты службы правового консалтинга
компании ГАРАНТ


Назад в раздел

СаториМоскапстройМОЭКГлавУПДК
СбербанкПНСШвабе