ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Одна на всех

Бюджетным учреждением заключаются договоры с единственными поставщиками на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также на оказание услуг местной телефонной связи. В таких договорах нередко поставщик не указывает общую цену договора либо указывает только цену единицы предмета договора. Правомерно ли заключение договора без указания цены (общей цены) товаров и услуг?


Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу. В рассматриваемом случае в договорах на поставку товаров и оказание услуг местной телефонной связи для нужд бюджетного учреждения должна быть указана общая цена товаров и услуг.

В обоснование данного вывода приведем следующие доводы. По общему правилу, установленному ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, цена контракта является твердой и может изменяться в ходе его исполнения только в случаях, предусмотренных самим Законом № 94-ФЗ. Отсюда прямо следует, что цена контракта должна быть согласована сторонами в определенной денежной сумме и может быть изменена только в случаях, предусмотренных Законом № 94-ФЗ. Соответственно, заключение контракта без указания цены является нарушением Закона № 94-ФЗ.

Сказанное относится и к гражданско-правовым договорам, заключенным бюджетным учреждением с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), так как Законом № 94-ФЗ установлен единый порядок размещения заказов, который обязаны соблюдать все заказчики, в том числе и бюджетные учреждения (ч. 1 ст. 1, ст. 3, ч. 1 и 2 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Более того, на наш взгляд, правомерным заключение контракта (договора) на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ может считаться только в том случае, если заказчик при принятии решения о выборе такого способа размещения заказа знал, что сумма контракта не превышает 100 тыс. руб. и не превышен лимит на закупку одноименных товаров по данному основанию, что при заключении контракта без указания цены явным образом не выполняется. Поэтому при заключении договора в соответствии с указанным пунктом в нем обязательно должна быть указана общая цена договора.

В отношении случая размещения заказа на оказание услуг местной телефонной связи Законом № 94-ФЗ предусмотрена возможность указания в контракте цены единицы услуги и (или) работы.

Такая возможность предусмотрена и для случая заключения контракта на оказание услуг связи, однако только для контрактов, заключенных по итогам конкурса или аукциона (ч. 4.2 ст. 9 Закона № 94-ФЗ). Поэтому в рассматриваемом случае в гражданско-правовом договоре, заключенном бюджетным учреждением с оператором связи на оказание услуг местной телефонной связи, также должна быть указана общая цена договора.

Таким образом, заключение учреждением указанных договоров без определения твердой цены неправомерно. К тем же выводам приходят и арбитражные суды (постановления ФАС Центрального округа от 16.06.2011 № Ф10-1852/11, решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2008 № А60-25733/2007-С2).


Надежда Верхова и Артем Барсегян,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МосгазМосинжпроектГеопроектизысканияСатори
АБЗ