Государственное образовательное учреждение (детский дом) планирует заключение договора на установку пожарной сигнализации, цена договора — до 100 тыс. руб. Должна ли организация проводить запрос котировок, если это единственный поставщик?
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляются по общему правилу путем проведения торгов и только в случаях, установленных самим этим законом, без торгов (в том числе запроса котировок или у единственного поставщика).
Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), согласно ч. 1 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 этой статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Как видим, «единственным» поставщик, подрядчик, исполнитель именуется не потому, что это единственное лицо, которое на данной территории осуществляет соответствующую деятельность, а потому что ему единственному предлагается заключение контракта, в отличие от случаев проведения торгов или запроса котировок.
Исчерпывающий перечень случаев, когда возможно размещение заказа у единственного поставщика, содержится в ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.
По общему правилу, размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без дополнительных к тому оснований возможно на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ: если цена контракта не превышает 100 тыс. руб. (указание ЦБР от 20.06.2007 № 1843-У). При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг можно размещать по данному основанию на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.
Однако, согласно п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, перечисленные в нем заказчики, в том числе государственные образовательные учреждения, вправе без дополнительных к тому оснований размещать заказ у единственного контрагента на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.
При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с этим пунктом на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.
По смыслу ограничений, установленных законом для выбора способа размещения заказа, государственные образовательные учреждения при размещении заказа у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований руководствуются именно п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.
Об этом, в частности, сказано в теме 2 Обзора разъяснений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в части размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2012) и теме 2 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2012).
Согласно ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ, под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. Такая номенклатура утверждена приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2011 № 273.
Таким образом, заключение указанного в запросе договора без проведения запроса котировок либо торгов возможно, если сумма стоимости услуг по нему и стоимости одноименных услуг по уже заключенным на основании п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ договорам не превысит 400 тыс. руб.