НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Подпадает ли под сферу регулирования закона № 44-ФЗ заключение ведомством договора на оказание медицинских услуг своим сотрудникам?

Между МВД республики и лечебным учреждением заключается договор на оказание медицинских услуг сотрудникам министерства (в том числе стационарное, амбулаторное лечение, зубопротезирование). В соответствии с условиями договора сотрудники министерства обращаются за медицинской помощью в лечебное учреждение, оплачивают оказанные медицинские услуги из собственных средств и предъявляют работодателю чек для возмещения расходов.

Подпадает ли под сферу регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключение такого договора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции. Договор на оказание медицинских услуг сотрудникам МВД с лечебным учреждением должен заключаться министерством в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

Прежде всего отметим, что обязанность органов внутренних дел по обеспечению их сотрудников медицинским обслуживанием и, соответственно, по компенсации расходов медицинских учреждений на оказание медицинских услуг следует из ст. 45 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1232.

Согласно п. 2 Правил, расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом МВД РФ на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией в соответствии с примерной формой согласно приложению.

При этом, как указано во втором абзаце того же пункта, основанием для заключения договора является обращение руководителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов, подразделений, организаций и служб в адрес руководителя соответствующего органа о необходимости его заключения в отношении сотрудников, проходящих службу в указанных органах внутренних дел Российской Федерации.

Вместе с тем отметим, что, хотя нормативное регулирование рассматриваемых отношений использует оборот «возмещение расходов», речь фактически идет об оплате по гражданско-правовым договорам на оказание медицинских услуг. Это, по нашему мнению, видно и из примерной формы договора об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения, прилагаемой к Правилам. Договоры же на оказание услуг, исходя из п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», должны заключаться государственными органами в соответствии с этим законом.

Напомним в связи с этим, что, согласно ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями гл. 3 этого закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. А в силу ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 этого закона. Отсюда следует, что заказчик вправе без дополнительных к тому оснований осуществлять закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя на сумму не более 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) и путем запроса котировок на сумму не более 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, нельзя не отметить, что Правила предполагают возможность оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел с последующей компенсацией только в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Согласно же ч. 3, 4 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государственную и муниципальную систему здравоохранения составляют соответствующие органы исполнительной власти и подведомственные им медицинские, фармацевтические и иные организации. Иначе говоря, в соответствии с постановлением Правительства РФ такие медицинские услуги могут оказываться только организациями здравоохранения, подведомственными органам исполнительной власти или органам местного самоуправления.

В связи с этим полагаем, что в данном случае может быть применен п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, устанавливающий возможность закупки у единственного контрагента работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ. Во всяком случае, подобное утверждение верно в отношении государственных учреждений здравоохранения.

Рекомендуем в этой связи ознакомиться с примерной формой Контракта об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Ставропольского края, утвержденной приказом ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю и Министерства здравоохранения Ставропольского края от 12.02.2015 № 107/01-05/6, в преамбуле которого прямо указано, что он заключается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и на основании постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1232.

Впрочем, каких-либо иных примеров из правоприменительной практики и разъяснений уполномоченных государственных органов по данному вопросу нам обнаружить не удалось.

Татьяна Чашина и Артем Барсегян, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Назад в раздел

МОЭСКМосгазГераГеопроектизыскания
ПНСМОСПРОМСТРОЙ