НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Допустимо ли подписание заказчиком контракта с единственным поставщиком с повышением цен в отношении некоторых единиц товара в формате протокола разногласий, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) определена с указанием определенного количества закупаемого товара и цен за единицу товара?

Должна состояться закупка. НМЦК определена не в соответствии с ч. 24 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но с указанием определенного количества закупаемого товара и цен за единицу товара.

Электронный аукцион не состоялся, так как заявку подал один участник, с которым был заключен контракт как с единственным поставщиком по п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Этот участник предлагает в формате протокола разногласий спецификацию с повышенными в отношении некоторых единиц товара ценами.

Может ли заказчик подписать контракт на таких условиях?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Контракт в рассматриваемом случае должен быть заключен по цене, равной НМЦК. Предложения о цене единиц товаров, изложенные единственным участником контракта в спецификации к протоколу разногласий, приняты быть не могут.

Обоснование позиции:

Как следует из ч. 1 ст. 71, п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), если электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем (ч. 16 ст. 66 этого закона) и такая заявка и сам участник признаны соответствующими требованиям данного закона и документации об аукционе, с таким участником заключается контракт как с единственным участником на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 указанного закона. В таком случае контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с ч. 2.1 ст. 83.2 Закона 44-ФЗ, и максимальному значению цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в сроки, установленные ст. 83.2 данного закона. Участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 10 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем. При этом, напомним, электронный аукцион проводится путем снижения НМЦК, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном данной статьей (ч. 4 ст. 68 Закона № 44-ФЗ), а порядок определения итоговой стоимости каждой позиции товара при заключении контракта по итогам электронного аукциона, если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, Законом № 44-ФЗ не установлен.

Следует отметить, что в ходе аукциона предложения о цене подаются на стадии его проведения, а в заявках участников предложений о цене не содержится. Соответственно, выполнение требования п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о заключении контракта по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, практически не представляется возможным.

В таком случае с учетом требований ч. 2 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ в проекте контракта в качестве цены контракта может быть указана только НМЦК (либо начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, далее — НСЦЕ). На это обстоятельство обращает внимание Минфин РФ в письме от 24.08.2018 № 24-03-07/60620: право заказчика включать в проект контракта, заключаемого на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, цену контракта, не соответствующую начальной (максимальной) цене контракта, или цену,

предложенную участником при подаче заявки, Законом не предусмотрено (смотрите также письмо департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края от 24.09.2018 № 45-05-10-1526/18).

В силу ч. 4 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ победитель аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по опубликованному в ЕИС проекту контракта размещает в ЕИС протокол разногласий, однако в таком протоколе разногласий указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению, документации и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Указание в проекте контракта НМЦК либо цены единицы товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с ч. 2.1 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ, исходя из НСЦЕ, в качестве цены контракта не противоречит ни извещению, ни документации, ни заявке. Следовательно, участник не может предложить снижение цены, содержащейся в проекте контракта, путем размещения в ЕИС протокола разногласий.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта его условия могут быть изменены только в случае, предусмотренном ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Рассматриваемая ситуация к этому случаю не относится. Таким образом, на наш взгляд, в описанной ситуации контракт в соответствии с п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ должен быть заключен по цене, равной НМЦК.

Предложения о цене единиц товаров, изложенные единственным участником контракта в спецификации к протоколу разногласий, приняты быть не могут.

Татьяна Чашина,
эксперт Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МосгазКростТеплоцентрстройМИЦ
РоссийскийАБЗСоюзСтройИнвест-3