НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Правомерно ли включение в типовой договор на технологическое присоединение к электрическим сетям по просьбе контрагента условий об ответственности сторон, предусмотренных законом № 44-ФЗ?

Муниципальное унитарное предприятие оказывает услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, пользуясь для этих целей формой типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Один из контрагентов является заказчиком по Закону № 44-ФЗ. Этот контрагент просит включить в типовой договор условия об ответственности сторон, предусмотренные указанным законом.

Правомерно ли включение таких дополнений в типовой договор?

1. По общему правилу, установленному ч.ч. 4—9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, должны быть обязательно включены в контракт. Приведенные положения сформулированы императивно, в связи с чем стороны контракта, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, если иное не предусмотрено этим законом, лишены возможности согласовать какие-либо другие условия об ответственности за нарушение предусмотренных контрактом обязательств.

Исключение из общего правила предусмотрено ч. 15 той же статьи, согласно которой заказчик не обязан соблюдать требование о включении в контракт условий, предусмотренных ч.ч. 4—9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в ряде случаев, в том числе при заключении контракта согласно п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, на основании которого заказчиком могут заключаться с единственным контрагентом контракты на оказание услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).

Буквально формулировка положений ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ предполагает, что при заключении контракта, в частности, на оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, требования ч.ч. 4—9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ могут не применяться к указанному контракту именно заказчиком. Иными словами, формально из нее следует, что решение о включении в контракт условий об ответственности в том виде, в котором их требуют включать в контракт ч.ч. 4—9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, принимается именно заказчиком, согласия контрагента на это не требуется.

Таким образом, в силу ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракты с единственным контрагентом в определенных этим законом случаях могут заключаться без соблюдения обязательных в остальных случаях требований к их форме и содержанию, в том числе требований о включении в контракт условий, определяющих ответственность сторон (ч.ч. 4—9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Изложенное в равной степени относится и к контрактам (договорам), заключенным с единственным контрагентом на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (смотрите также письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-04-06/38896).

2. Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Закон № 35-ФЗ), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также — технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (Правила).

Технологическое присоединение осуществляется на основании соответствующего договора, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным (абзац третий п. 1 ст. 26 Закона № 35-ФЗ, п. 3, п. 4, п. 6 Правил). Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает, в частности, ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения (абзацы пятый и десятый п. 1 ст. 26 Закона № 35-ФЗ). Существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения определены Правилами (п. 1 Правил). В приложении № 9 к ним приведен типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее — типовой договор). Нормами пп. «в» п. 16 Правил, а также пунктом 17 типового договора предусмотрены специальные меры ответственности сторон договора для случаев нарушения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором: в случае если плата за технологическое присоединение по договору составляет 550 рублей, нарушившая срок сторона обязана уплатить другой стороне договора неустойку, равную 5% от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки (а в случае если плата за технологическое присоединение по договору превышает 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 0,25% от указанного общего размера платы за каждый день просрочки), при этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке за год просрочки. Специальных же положений об ответственности за иные нарушения, допущенные сторонами договора об осуществлении технологического присоединения, ни Закон № 35-ФЗ, ни Правила не содержат. Согласно п. 18 типового договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение прочих обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

3. Таким образом, Законом № 44-ФЗ и Законом № 35-ФЗ установлены различные правила, касающиеся ответственности сторон договора об осуществлении технологического присоединения. Законодательство не содержит положений, которые бы прямо устанавливали, правила какого закона подлежат применению в такой ситуации. Ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. В случае возникновения правовой коллизии действует принцип приоритета специальных норм над общими. В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (смотрите, в частности, определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 № 182-О, определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 № 199-О).

В правоприменительной практике выработан подход, согласно которому при расчете пени, подлежащей взысканию с заказчика по контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами.

4. Как показано выше, применительно к отношениям по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям специальными нормами законодательства об электроэнергетике предусмотрена лишь ответственность за нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Во всем остальном стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

При рассмотрении споров, связанных с заключением договоров, для которых предусмотрены типовые формы, суды исходят из того, что при заключении соответствующих договоров условия, содержащиеся в типовых формах, не подлежат изменению. Вместе с тем ни положения ст. 426 ГК РФ, ни иные нормы не запрещают включать в договор, заключаемый в соответствии с утвержденным типовым договором, условия, отсутствующие в типовом договоре.

Последствие в виде ничтожности соответствующего условия установлено пунктом 5 ст. 426 ГК РФ лишь для случая его несоответствия правилу, предусмотренному типовым договором. Поэтому принципиально в договор, заключаемый в соответствии с типовым договором, по соглашению сторон могут включаться условия, отсутствующие в типовой форме, однако не противоречащие ей.

Из этого, на наш взгляд, следует, что принципиально в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям наряду с условием, предусмотренным пп. «в» п. 16 Правил и п. 17 типового договора, могут быть включены условия об ответственности сторон, предусмотренные ч.ч. 4—8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Однако оценить перспективу рассмотрения судом требования заказчика о понуждении исполнителя заключить договор в указанной редакции (ст.ст. 445, 446 ГК РФ) в рамках данной консультации не представляется возможным.

Правоприменительной практики, где бы оценивалась правомерность включения в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям соответствующих условий, мы не обнаружили.

Алексей Александров, Татьяна Чашина,
эксперты Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МД-группГераМосгазГеопроектизыскания
АктивКапиталЦентрРоссийский