НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

В каких случаях внесение изменений в типовой контракт допустимо законы и стандарты?

Будет ли расценено как нарушение включение заказчиком в типовой контракт отсутствующего в нем требования обязательного предоставления обеспечения исполнения контракта, если предложенная в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц услуги снижены на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц услуги?

Муниципальный заказчик, работающий по Закону № 44-ФЗ, планирует осуществить закупки путем проведения электронного аукциона услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Данные закупки планируется осуществлять в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. При закупке услуг заказчик обязан применять типовой контракт. В типовом контракте отсутствует условие о том, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц услуги снижены на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ.

Обязан ли заказчик включить данное условие в проект контракта при подготовке документации о проведении электронного аукциона или изменение типовых условий контракта будет расценено как нарушение?

В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок могут разрабатываться и утверждаться типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в Единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов на основании ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ утверждены постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 (правила).

Согласно п. 7 правил, разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из постоянной части, не подлежащей изменению в конкретной закупке, и переменной части, которая предусматривает возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.

Соответственно, при осуществлении закупки, по которой разработан типовой контракт, заказчик не вправе произвольно изменять условия типового контракта и включать в него дополнительные положения (письмо Минэкономразвития России от 27.09.2016 № Д28и-2543). За указанные действия должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Приказом Минпромторга от 12.03.2018 № 716 утвержден типовой контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд (типовой контракт). В разделе VII «Обеспечение исполнения Контракта (Договора)» типового контракта содержатся условия о размере и порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, однако в документе не предусмотрены условия предоставления обеспечения с учетом применения антидемпинговых мер, предусмотренных ст. 37 Закона № 44-ФЗ. С одной стороны, положения Закона № 44-ФЗ прямо не требуют включать в контракт условия о применении антидемпинговых мер.

С другой стороны, как показывает правоприменительная практика, отсутствие в проекте контракта формулировок, предусмотренных нынешней редакцией ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, может быть квалифицировано как нарушение.

Формулировка сноски 60 к Типовому контракту не учитывает изменений, внесенных в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ (последние изменения в приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 12.03.2018 № 716 были внесены в марте 2019 г.).

Это означает, что использование типового контракта без внесения в него корректировки может явиться основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности. Аналогичные последствия возможны и в случае изменения условий типового контракта. Однако, поскольку очевидно, что, по сравнению с нормативным актом, которым утвержден типовой контракт, приоритет имеют положения Закона № 44-ФЗ, полагаем, в рассматриваемой ситуации при оформлении контракта необходимо руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ (смотрите схожий подход в ответе на вопрос № 4 письма Минфина России от 20 августа 2018 г. № 24-0307/58931).

Правоприменительной практики и разъяснений, где бы рассматривался данный вопрос, мы не обнаружили. За официальными разъяснениями можно обратиться в ФАС или Минфин России.

Алексей Александров, Валерий Тимошенко,
эксперты Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МИЦМосинжпроектЭнергокомплексМоскапстрой
МОСПРОМСТРОЙСтройИнвест-3АБЗ