НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Требуется ли в связи с изменениями с 1 января 2020 года закона № 44-ФЗ замена термина «Договор» на термин «Контракт» в отработанных бюджетным учреждением договорах, оплата по которым происходит из средств бюджетных субсидий согласно п. 1 ст. 15 закона № 44-ФЗ, и если да, то с какой формулировкой производится эта замена?

В Закон № 44-ФЗ были внесены изменения, вступающие в силу с января 2020 года. В частности, в ст. 3 Закона № 44-ФЗ введено новое понятие — «контракт».

Необходимо ли вносить изменения в отработанные бюджетным учреждением договоры, оплата по которым происходит из средств бюджетных субсидий согласно п. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, и менять в договорах термин «договор» на термин «контракт»? Если да, то будет ли правомерным такой вариант формулировки преамбулы договора: «именуемые вместе «Стороны», а по отдельности «Сторона», заключили настоящий Контракт (далее — Контракт, Договор) о нижеследующем...» и далее по тексту — с формулировкой «договор»?

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт — это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Категории «государственные контракты» и «муниципальные контракты» входят в более широкую категорию контрактов, определение которым дано в п. 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, внесенным в этот Закон с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ.

Согласно этой норме контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Субъекты, являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, перечислены в п. 5 и п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, бюджетные учреждения и унитарные предприятия среди них не названы и именуются просто заказчиками (п. 7 той же статьи).

То есть фактически для целей Закона № 44-ФЗ понятие «контракт» является синонимом понятия «гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком, руководствующимся Законом № 44-ФЗ», «государственный» или «муниципальный» — если он заключается государственным или муниципальным заказчиком, и «(просто) контракт» — если он заключается заказчиком, который не относится к государственным или муниципальным.

Вместе с тем каких-либо норм, требующих именовать документ, содержащий условия контракта, именно «государственный контракт», «муниципальный контракт», «контракт», договором, Закон № 44-ФЗ не содержит.

В п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ понятие «государственный, муниципальный контракт» фактически расширяется, по сравнению со значением, употребляемым в Гражданском кодексе РФ в отношении всех договоров, заключаемых государственными и муниципальными заказчиками. Понятие же «контракт» включает в себя все договоры, заключаемые в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

При этом из ст. 431 ГК РФ, п. п. 1, 6 ст. 13 АПК РФ следует, что при рассмотрении договора суд будет оценивать договор, прежде всего, исходя из существа регулируемых им отношений. То есть с точки зрения права имеет значение не наименование документа («договор» или «контракт») и не употребляемая в нем терминология, а существо регулируемых им отношений.

Следовательно, любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком договор всегда будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и к нему будут применяться нормы параграфа 5 «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд» главы 37 «Подряд» Гражданского кодекса РФ. А любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком договор на поставку товара будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на поставку и к нему будут применяться нормы параграфа 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса РФ.

В свою очередь, поскольку бюджетное учреждение или унитарное предприятие не является государственным или муниципальным заказчиком, вне зависимости от того, как будет назван заключаемый бюджетным учреждением договор — «договором» или «контрактом», к нему вышеуказанные нормы применяться не будут, а будут применяться положения Закона № 44-ФЗ и нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие соответствующий вид гражданско-правового договора, не противоречащие Закону № 44-ФЗ.

Таким образом, выделение контракта из числа прочих гражданско-правовых договоров является чисто терминологическим и вводится в Законе № 44-ФЗ в целях удобства регулирования. Наименование документа договором или контрактом не имеет юридического значения.

Аркадий Серков,
эксперт Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МосинжпроектМосводоканалЭнергокомплексГлавУПДК
АКСИТЕХ