НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Какая сумма будет являться ценой контракта для муп при закупке банковской гарантии: 4 млн руб. — на закупку самой банковской гарантии или 120 тыс. руб. — комиссионные банку, и в каком реестре надо будет размещать контракт после его заключения — в реестре контрактов или в реестре банковских гарантий?

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) планирует осуществить закупку банковской гарантии на сумму 4 млн руб., комиссия за выдачу гарантии составляет 120 000 руб. Согласно п. 36 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ МУП имеет возможность заключить договор с единственным поставщиком. Банковская гарантия необходима предприятию (исполнителю) в целях обеспечения обязательств по существующему договору, заключенному с заказчиком, не осуществляющим закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ. Протокол принятия решения о заключении договора банковской гарантии с единственным поставщиком оформлялся предприятием ранее при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ.

Какая сумма будет ценой контракта (4 млн руб. или 120 000 руб.)?

После заключения договора банковской гарантии необходимо его размещать в разделе реестров контракта или в разделе реестра банковских гарантий? Нужно ли оформлять протокол принятия решения о заключении договора банковской гарантии с единственным поставщиком?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Ценой контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии, является сумма вознаграждения (комиссии) за выдачу гарантии, в данном случае такая цена составляет 120 000 руб.

2. Заказчик обязан направить информацию о заключении контракта в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов.

3. В реестр банковских гарантий сведения об этой банковской гарантии направлять не нужно.

4. Если иное не предусмотрено локальными актами заказчика, оформлять протокол принятия решения о заключении контракта в данном случае не обязательно.

Обоснование вывода:

1. Банковская гарантия представляет собой разновидность независимой гарантии (п. 3 ст. 368 ГК РФ), следовательно, в части, не урегулированной нормами Закона № 44-ФЗ, к банковской гарантии применяются общие положения главы 23 ГК РФ о независимой гарантии. Согласно п. 1 ст. 368 ГК РФ по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.

Как видим, суммой банковской гарантии является сумма, подлежащая выплате при наступлении случаев, указанных в ней, бенефициару — третьему лицу.

Ценой же контракта по смыслу положений ст. 423, ст. 424 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 5, 7, 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ является плата за исполнение обязанностей стороной договора. Поэтому в целях применения положений Закона № 44-ФЗ ценой контракта, заключаемого с банком (кредитной организацией), является сумма, выплачиваемая гаранту за предоставление банковской гарантии, будь то вознаграждение либо комиссия за выдачу гарантии.

Соответственно, в данном случае цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, составляет 120 000 руб.

2. В реестр контрактов включается информация о любых контрактах, заключенных заказчиком в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением контрактов, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, а также п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона (ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Контракты, заключенные муниципальными унитарными предприятиями на основании п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, предметом которых является выдача банковской гарантии, в число указанных исключений не входят.

Соответственно, в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта заказчик обязан направить указанную в пп. 1—7, 9, 12 и 14 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ информацию в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084).

3. Статьей 45 Закона № 44-ФЗ предусмотрены требования к банковской гарантии, используемой для целей данного закона, то есть в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов. Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий утверждены постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 (правила). По смыслу положений ч. 1, ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, п. 1, п. 4 Правил, в реестр банковских гарантий, размещенный в Единой информационной системе, включаются лишь сведения о банковских гарантиях, по которым заказчик выступает в качестве бенефициара.

В рассматриваемой же ситуации заказчик является принципалом, поэтому направлять информацию для включения в реестр банковских гарантий не нужно.

4. Законом № 44-ФЗ не установлено каких-либо требований к оформлению процедуры заключения контракта на основании п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Поэтому, если иное не предусмотрено локальными актами заказчика, оформлять протокол принятия решения о заключении контракта о выдаче банковской гарантии не обязательно.

Аркадий Серков, Надежда Верхова,
эксперты Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГеопроектизысканияМосинжпроектМОЭКОЭК
Коминвест-АКМТЛокоБанкРоссийский