НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Предусмотрены ли при подписании дополнительных соглашений ограничения срока заключения дополнительного соглашения, увеличения объемов поставки, цены? Необходимо ли обосновывать подобные изменения письменно?

В рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ заказчик при заключении договора поставки (посредством рассмотрения и оценки котировочных заявок) постоянно на следующий день подписывает с поставщиками дополнительные соглашения к договорам, в которых увеличивает объем закупок в 2—3 раза.

Существуют ли какие-либо ограничения при подписании дополнительных соглашений, касающиеся срока заключения дополнительного соглашения, увеличения объемов поставки, цены?

Должно ли быть это увеличение как-то письменно обосновано со стороны заказчика?

Закон № 223-ФЗ не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условия о количестве товаров (работ, услуг) и цене договора. Более того, этот закон прямо указывает на возможность изменения заключенного в соответствии с ним договора. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в единой информационной системе, а в силу ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ соответствующие сведения должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками.

Из ряда положений Закона № 223-ФЗ, в частности, из п. 3 ч. 9 ст. 4 и ч. 5 ст. 4 этого закона, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора, а под закупкой в Законе № 223-ФЗ понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора, само заключение договора и его исполнение. Отсюда же следует, что изменение договора само по себе не может рассматриваться как закупка. По правилам п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются, помимо прочего, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. Следовательно, условие заключаемого в соответствии с Законом № 223-ФЗ договора поставки о количестве товара также является существенным (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ), а согласование такого условия может свидетельствовать о заключении договора, причем (это следует из ст. 431 ГК РФ) независимо от того, как поименован документ, в котором эти условия согласованы сторонами.

Таким образом, заключение сторонами дополнительного соглашения, в соответствии с которым увеличивается количество подлежащего поставке товара, по сравнению с количеством, первоначально предусмотренным договором, весьма вероятно может квалифицироваться как новая закупка, которая должна осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных действующим у заказчика положением о закупке, и при осуществлении которой должны соблюдаться правила, предусмотренные Законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами (в соответствии с ч.ч. 2, 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ такая закупка должна быть отражена в плане закупок, извещение и документация о ней, если закупка не подпадает под исключения, должны быть размещены в ЕИС, а информация о закупке должна быть передана в реестр договоров, заключенных заказчиками).

Более того, из отмеченного выше о согласовании существенных условий договора, на наш взгляд, логично вытекает, что приобретение нового количества товаров, нового объема работ или услуг заказчиком, руководствующимся Законом № 223-ФЗ, как правило, является новой закупкой, а увеличение количества товара, объема работ или услуг по договору без соблюдения вышеприведенных требований к порядку осуществления закупки может повлечь предъявление претензий контролирующих органов.

Безусловно, в этом случае возникает вопрос о разграничении новой закупки и «простого изменения» договора, в том числе изменения количества товара, объема работ или услуг, которое, как было показано выше, допускается законом.

К сожалению, положения Закона № 223-ФЗ не устанавливают критериев, которые позволяли бы во всех случаях однозначно устанавливать, свидетельствует ли заключенное сторонами дополнительное соглашение об осуществлении новой закупки. По нашему мнению, следует исходить из того, что изменением, не являющимся новой закупкой, можно считать такое увеличение количества товаров, объема работ или услуг, возможность которого изначально предусматривалась извещением о закупке, документацией о закупке и условиями заключенного договора либо необходимость которого следует из причин, не зависящих от воли сторон (например, выявление необходимости выполнения дополнительных работ по договору подряда (п. 5 ст. 709, п. 3 ст. 743 ГК РФ). Отметим также, что поскольку ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ указывает, что документация о закупке должна содержать сведения, предусмотренные положением о закупке, можно сделать вывод, что возможность установления такого условия должна быть предусмотрена и положением о закупке. Если же сторонами заключенного договора фактически согласовывается совершенно новое количество товара, новый объем работ или услуг, даже если такое соглашение именуется изменением или дополнением ранее заключенного договора, оно может считаться новым договором, а его заключение — новой закупкой.

Алексей Александров, Наталья Кошечкина, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 6/2020

Читать свежий номер

КапиталМД-группКростТеплоцентрстрой
МОСПРОМСТРОЙВКАктивКапитал