НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Кто в чем нуждается

Являются ли нужды федерального государственного бюджетно­го учреждения федеральными нуждами в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ? Если нет, то какие это нужды?

Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере заку­пок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу только 1 января 2014 года. Поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по заданным вопросам, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого закона.

Ни Закон № 44-ФЗ, ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, на нормах которых основан Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), не раскрывают понятия «государственные нужды», «федеральные нужды», «муници­пальные нужды» и т.п.

В то же время ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ регулирует отноше­ния, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, резуль­тативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотребле­ний в сфере таких закупок, в части, касающейся, помимо про­чего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Также п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчи­ком для целей Закона № 44-ФЗ признается государственный или муниципальный заказчик либо, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Под закупками понимаются закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). При этом государственный заказчик — это государственный орган (в том числе орган государственной власти), государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государствен­ным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные при­нимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджет­ным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (п. 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Под муниципальным заказчиком, в свою очередь, понимается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Как видим, бюджетные учреждения не входят в катего­рии государственных и муниципальных заказчиков, однако нормы закона указывают, что они наряду с государственными и муниципальными заказчиками осуществляют закупки для государственных и муниципальных нужд. Отсюда можно сделать вывод, что для целей Закона № 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных учреждений рассматриваются как государственные и муниципальные нужды.

При этом нужды государственных бюджетных учреждений могут быть разделены на федеральные нужды и нужды субъ­ектов Российской Федерации в зависимости от того, кому — Российской Федерации или субъекту Российской Федерации — принадлежит на праве собственности имущество кон­кретного учреждения (п. 2 ст. 120, ст. 296 ГК РФ).

Соответственно, нужды федерального государственного бюджетного учреждения являются, по нашему мнению, федеральными нуждами.

Аркадий Серков, 
эксперт службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГеопроектизысканияМД-группКростМОЭК
КапстройситиСтройИнвест-3ФондАктивКапитал