НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Если контрактом не предусмотрено прекращение обязательств сторон по контракту в связи с окончанием его срока, вправе ли заказчик принять товар по истечении установленного контрактом срока и как ему поступить с неустойкой за нарушение сроков поставки?

По результатам запроса котировок между заказчиком и поставщиком 20.09.2018 был заключен контракт на поставку оборудования.

По условиям контракта поставка товара должна быть осуществлена до 20.10.2018. Срок действия контракта — с момента заключения и до 31.10.2018. Контрактом не предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по контракту.

В указанный срок поставка оборудования не была осуществлена, на 26.10.2018 товар так и не поставлен. Поставщик в устной форме не отказывается от своих обязательств и утверждает, что поставит товар к 15.11.2018. Просрочка поставки возникла по причине задержки оформления товара на таможне, расторжение контракта не планируется, заказчик готов ждать поставки оборудования.

Правомерна ли приемка заказчиком товара по истечении предусмотренного контрактом срока? Необходимо ли начислить неустойку?

В приведенной ситуации заказчик вправе принять оборудование за пределами установленного контрактом срока.

Формально, поскольку срок поставки нарушен, заказчик обязан направить поставщику требование об уплате неустойки (пени). Однако обязанность уплатить сумму пени возникает у контрагента лишь при наличии вины.

Ни положениями Закона № 44-ФЗ, ни нормами гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ), не запрещены поставка товаров и их приемка за пределами предусмотренного контрактом срока. Истечение срока действия контракта само по себе не влечет прекращения тех обязательств, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Таким образом, заказчик вправе принять исполненное контрагентом и за пределами определенных контрактом сроков (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 № Д28и-175). Согласно ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Из приведенной нормы следует, что направление требования является обязанностью, а не правом заказчика. Следовательно, в приведенной ситуации заказчик обязан предъявить поставщику требование об уплате пени.

В связи с этим отметим, что обязанность уплатить сумму пени возникает у подрядчика лишь при наличии вины, то есть если сроки выполнения работы нарушены по обстоятельствам, зависящим от подрядчика (смотрите, в частности, п. 2 ст. 330 ГК РФ). Если подрядчик не несет ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, уплачивать пени он не обязан. Кроме того, в силу ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Однако в рамках этой консультации оценить наличие вины подрядчика мы не можем.

Алексей Александров, Надежда Верхова,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МосинжпроектМосводоканалМОЭСКГлавУПДК
АктивКапиталЦентрАбсолютДоркомэкспо