НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Каковы последствия нарушения муниципальным унитарным предприятием (МУП) предельного срока оплаты по контрактам, что делать при нехватке денежных средств для их оплаты и как поступить с не оплаченными вовремя контрактами?

Распространяются ли на МУП требования ч. 8 ст. 30, ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ о предельных сроках оплаты по контрактам? Если распространяются, то каковы последствия, ответственность за неисполнение предписаний указанных норм? Как поступить заказчику в том случае, если он не может исполнить их в указанные в приведенных нормах сроки по причине нехватки денежных средств? Как поступить с теми контрактами, в отношении которых не соблюдались указанные требования?

Указанные в вопросе положения Закона № 44-ФЗ распространяются и на контракты, заключаемые унитарными предприятиями.

Отсутствие в контракте, заключенном унитарным предприятием в соответствии с Законом № 44-ФЗ после 30 апреля 2017 года, условий о сроках оплаты, предусмотренных указанными в вопросе нормами, является нарушением и может явиться основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Отсутствие у заказчика необходимых денежных средств не освобождает его от оплаты в предусмотренный контрактом срок.

1. С 1 января 2017 года действие Закона № 44-ФЗ распространено на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг (закупки) государственными и муниципальными унитарными предприятиями (унитарные предприятия). С указанной даты последние признаются заказчиками для целей Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого закона). Частью 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, принятым унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе, в случаях, определенных п.п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, с 01.01.2017 унитарные предприятия при осуществлении закупок товаров, работ и услуг по общему правилу обязаны руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ.

Это в полной мере касается и требований ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ: каких-либо исключений из предусмотренных этими нормами правил применительно к контрактам, заключаемым унитарными предприятиями, ни сами эти нормы, ни иные положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают.

Правила ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, определяющие необходимость оплаты заказчиком поставленных по контракту товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение сроков, предусмотренных этими нормами, являются императивными. Иными словами, стороны не могут согласовать в контракте иные сроки оплаты товаров, работ, услуг, противоречащие указанным положениям (смотрите также п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16).

Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Вступившим в силу с 1 мая 2017 года Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ, в редакции которого ныне действуют ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, его действие не распространено на ранее возникшие отношения. Поэтому условия заключаемых с 1 мая 2017 года унитарным предприятием договоров (контрактов) о сроках оплаты должны соответствовать упомянутым выше нормам. Как показывает правоприменительная практика, несоответствие условий контракта положениям ч. 8 ст. 30, ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ может быть квалифицировано как основание для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решения УФАС по Кемеровской области от 23.05.2017 № 08/4545, № 08/4585, по Республике Алтай от 18.05.2017 № 92-К/17).

2. В силу положений ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Отсутствие денежных средств у одной из сторон обязательства (в том числе и у заказчика по контракту, заключенному в соответствии с Законом № 44-ФЗ) не является основанием для его освобождения от выполнения обязанности по оплате надлежащим образом оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 27.03.2017 № Ф06-18837/17; АС Уральского округа от 16.03.2017 № Ф09-896/17, АС Поволжского округа от 02.11.2016 № Ф06-14257/16; АС Уральского округа от 10.02.2016 № Ф09-10537/15; Первого ААС от 25.04.2017 № 01АП-2405/17; Двенадцатого ААС от 12.04.2017 № 12АП-1904/17). Кроме того, нарушение заказчиком предусмотренного контрактом срока оплаты является основанием для взыскания с него неустойки (ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Алексей Александров, Татьяна Чашина,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 7/2020

Читать свежий номер

МосводоканалМИЦМОЭСКМОЭК
ЛокоБанкАКСИТЕХСбербанкШкола