НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

При смене статуса с муниципального на государственный предприятие не попало в приказ учредителя, утверждавшего положение о закупке на очередной год. Вправе ли оно осуществлять свою закупочную деятельность в соответствии со старым положением о закупке в три переходных месяца до утверждения нового?

Учреждение было реорганизовано из муниципального бюджетного в государственное бюджетное 25.12.2018. Положение о закупке в соответствии с Законом № 223-ФЗ было утверждено муниципальным бюджетным учреждением и размещено в Единой информационной системе (ЕИС) в декабре 2018 года для работы в 2019 году. Согласно п. 5. ст. 8 Закона № 223-ФЗ в течение трех месяцев с даты реорганизации учреждение должно разместить Положение о закупке.

Новый учредитель учреждения, поменявшего свой статус с муниципального на государственное, приказом распространяет действие своего положения о закупке на юридических лиц (заказчиков). Учреждение, поменявшее статус с муниципального на государственное, не попало в соответствующий приказ на очередной год (передача учреждения на другой бюджетный уровень была осуществлена после издания соответствующего приказа). Учреждение осуществляет свои закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ, а закупки за счет средств от приносящей доход деятельности — за счет собственных средств, в соответствии со своим положением о закупке, утвержденным в конце 2018 года.

Может ли учреждение работать три переходных месяца по старому положению в случае, если новое положение пока не утверждено?

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого закона, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи. В силу ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в Единой информационной системе (ЕИС), учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Закона № 223-ФЗ и правового акта (положения о закупке) закупки за счет средств, поименованных в данной части. При этом решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ или в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не может быть изменено в текущем году (ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Также следует отметить, что учредителем и собственником имущества любого бюджетного учреждения выступает либо Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование (п. 2 ст. 123.21 и п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Функции и полномочия учредителя в отношении такого бюджетного учреждения осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Смена собственника означает переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности, передачу муниципального имущества в государственную собственность (п. 32 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).

Таким образом, смена собственника бюджетного учреждения означает перемену учредителя юридического лица, но не его реорганизацию (ст. 57 ГК РФ). При таких обстоятельствах (изменениях) новое юридическое лицо не образуется — бюджетное учреждение продолжает оставаться тем же юридическим лицом (со сменившимся учредителем) с неизменяющимся в связи со сменой собственника объемом прав и обязанностей, в том числе в сфере отношений, регулируемых законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. В том числе изменение собственника бюджетного учреждения — заказчика — не влечет автоматической утраты им права осуществлять закупки в соответствии с утвержденным в установленном порядке на текущий год положением о закупке.

Законом № 223-ФЗ не предусмотрена необходимость утверждения и размещения нового положения о закупках в случае смены собственника учреждения.

Следовательно, в рассматриваемом случае бюджетное учреждение должно осуществлять свои закупки в соответствии с размещенным в декабре 2018 года положением о закупке. Оснований для неприменения заказчиком этого положения не имеется.

К сведению:

Закон № 223-ФЗ допускает внесение изменений в утвержденное и размещенное заказчиком в ЕИС положение о закупке. Так, в силу ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ изменения, вносимые в положение о закупке, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения. Порядок размещения положения о закупке утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в Единой информационной системе информации о закупке» (Положение). Согласно п. 12 Положения для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке, представитель заказчика в соответствии с п. 10 Положения размещает измененный электронный вид положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного п. 5 Положения. Изменения в положение о закупке считаются размещенными в ЕИС надлежащим образом после размещения в соответствии с п. 4 Положения в ЕИС документов, предусмотренных п. 12 Положения. Таким образом, при внесении изменений в положение о закупке заказчику необходимо разместить в ЕИС измененный электронный вид положения о закупке, а также электронный вид документа, содержащего перечень внесенных изменений в положение о закупке (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 29.06.2016 № Д28и-1625).

Татьяна Чашина,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГераМосгазМоскапстройТеплоцентрстрой
RaexpertВКПНСАКСИТЕХ