НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Ранжиры от «Ранжиса». Агрокластеры придут на смену овощным базам и рынкам


Систему оптового снабжения столицы продовольствием ожидают серьезные перемены. Необходимость в старых, сохранившихся с советских времен овощебазах и хладокомбинатах вскоре отпадет. Эти предприятия не соответствуют требованиям современной логистики, занимают огромные площади городской территории.

Большинство из почти 1,5 тыс. арендаторов на этих предприятиях являются вторичными оптовиками, а также различными посредниками, чьи услуги приводят к росту издержек и повышают конечную стоимость товара в рознице.


Три «кита»

Функции снабжения столицы продовольствием к 2015–2016 годам должны взять на себя три крупных агропродовольственных кластера – три логистических центра в 5–7 км от МКАД, подобных гигантскому оптовому продовольственному рынку «Ранжис», расположенному под Парижем. Они создаются на трех основных направлениях, по которым идет подвоз продовольствия в столицу. Один из кластеров расположится к северу от города – на направлении, с которого поступает европейское продовольствие, импортируемое через Финляндию и порты Санкт-Петербурга. Другой кластер – на южном направлении – будет перехватывать поток продуктов питания, идущий из Казахстана, Азербайджана, Турции. Третий прикроет город с запада – направления, откуда поступает продукция Украины, Белоруссии, Польши. Если сейчас, как отметил руководитель Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк, в оптовом звене формируется наценка от 40 до 60%, то в результате создания агрокластеров она будет минимизирована до 10–20%.

Общий объем площадей, которые там предполагается возвести, превысит 700 тыс. кв. м. Москва ежегодно потребляет 12 млн т продуктов питания: из них 4 млн т свежих продуктов, в том числе 570 тыс. т картофеля, 725 тыс. т фруктов и ягод, 843 тыс. т овощей, 273 тыс. т рыбы, 475 тыс. т молока. Планируемый суммарный годовой оборот трех новых площадок должен составить около 7,3 млн т, или около 60% потребляемого мегаполисом продовольствия, из них 3 млн т составит скоропортящаяся продукция.

По словам Алексея Немерюка, северный кластер расположится на Ленинградском шоссе на территории района Молжаниново. Он будет также иметь выезды на Международное шоссе и строящуюся платную автодорогу Москва – Санкт-Петербург. Объем складских площадей, которые здесь планируется возвести, превысит 195 тыс. кв. м на участке площадью 227 га.

– Предполагается, что пропускная способность комплекса составит около 4 тыс. машин в сутки, а работать здесь будет около 2 тыс. человек, – уточнил руководитель Департамента торговли и услуг. – Логистический комплекс к северу от МКАД будет способен принять 1,1 млн т свежей продукции в год.

На западном направлении кластер организуют в промежутке между Киевским и Боровским шоссе в поселке Марушкино, рядом с железнодорожной станцией Толстопальцево. Здесь на участке 30 га планируется построить около 100 тыс. кв. м складских помещений с пропускной способностью около 2 тыс. машин в сутки и около 1 тыс. человек сотрудников. Товарооборот западного кластера составит 0,6 млн т свежей продукции.

На южном направлении – между Варшавским и Калужским шоссе, рядом с железной дорогой Курского направления и аэродромом Остафьево – планируется построить самый большой комплекс площадью около 440 тыс. кв. м, с товарооборотом около 2,6 млн т свежей продукции в год и пропускной способностью до 8 тыс. машин в сутки. Его будут обслуживать около 4,5 тыс. человек.

Места для размещения агропродовольственных кластеров были отобраны после анализа более чем 700 различных возможных вариантов. Главным критерием отбора стали транспортные возможности.

Поток грузовых автомобилей, следующих к логистическим комплексам, не должен создавать чрезмерную нагрузку на транспортную инфраструктуру столичной агломерации.

В ближайшие месяцы должна завершиться предпроектная подготовка, и в течение следующего года планируется объявить конкурсы на создание проектной документации для возведения кластеров. В 2015 году начнется их строительство.

Агрокластеры станут основными поставщиками свежей продукции для розничных торговых сетей, магазинов и предприятий общественного питания столицы.

– Выгоду из проекта извлекут все элементы товаропроводящей сети, кроме посредников, – убежден Алексей Немерюк. – Сельхозпроизводители получат гарантированный сбыт своей продукции, москвичи – расширение ассортимента, высокое качество и снижение стоимости свежих продуктов, город – оптимизацию транспортных потоков и создание новых рабочих мест.

Кластеры будут строиться полностью на деньги частных инвесторов, город примет участие в прокладке к новым базам дорог, создании необходимой инженерной инфраструктуры. Приоритет при предоставлении складских помещений получат прямые производители товаров. Для реализации этого проекта городским властям потребуется привлечь 900 млн дол.

Предполагается, что основными инвесторами агрокластеров могут стать крупные отечественные сельхозпроизводители из регионов, а также зарубежные компании, поставляющие свою продукцию в российскую столицу. В конце осени городские власти уже провели переговоры с потенциальными инвесторами из Казахстана и Турции. Из отечественных инвесторов к проекту предполагается привлечь крупные агрохозяйства из Нижегородской, Тамбовской, Калужской, Рязанской и Смоленской областей.

По окончании строительства агрокластерами будет владеть управляющая компания с государственными и частными долями в капитале. В настоящий момент обсуждается система управления, которая позволит городу, не вмешиваясь в эффективность коммерческой деятельности кластера, влиять на регулирование, контроль качества и технологии обработки и хранения.

Что показали проверки на рынках

Другой источник социальной напряженности в столичной продовольственной торговле – розничные продовольственные рынки. Еще свеж в памяти имевший место прошедшим летом резонансный конфликт на Матвеевском рынке, когда два десятка торговцев напали на полицейского, пытавшегося задержать преступника, и нанесли ему телесные повреждения. Эта история привлекла внимание Президента РФ Путина.

После этого осенью в городе были проведены проверки всех розничных рынков, в ходе которых, по словам Алексея Немерюка, было выявлено 1,5 тыс. нарушений, более половины из них (868) касались несоблюдения миграционного законодательства и правил привлечения иностранной рабочей силы.

– Также были нарушения правил пожарной безопасности, санитарных норм, порядка использования товарного знака, но это 3–4%, их количество несущественно: 117 нарушений касались правил пожарной безопасности, 59 – санитарных, а 38 – использования товарного знака, – отметил Алексей Алексеевич.

Почти все нарушения были совершены не владельцами, а арендаторами торговых мест. В общей сложности различными контрольными органами на рынках было проведено 400 контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения, связанные с использованием иностранной рабочей силы.

– Проверки будут продолжаться и в дальнейшем, и вскоре контролеры придут на ряд крупных торговых комплексов, среди которых «Новый Черкизовский», центр торговли «Международный» в Саларьево, рынок «Садовод» и другие. Там основной проблемой также является привлечение мигрантов. Мы будем проводить проверки, пока у руководителей не возникнет желание вести деятельность легально, – пообещал Алексей Немерюк.-По итогам проверок городские власти направили ряд инициатив в Госдуму для внесения изменений в федеральный закон.

В частности, они касаются уточнения самого понятия «розничный рынок», а также регламентации порядка закрытия рынка, так как сейчас по решению суда сотрудники Роспотребнадзора, Пожнадзора или полиции могут лишь приостановить его работу.

Вместо рынков – торговые центры и ТПУ

Плоскостные некапитальные рынки, торгующие сельхозпродукцией, в соответствии с принятым в 2006 году законом «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», должны прекратить свою работу с 1 января 2015 года.

В соответствии с тем же нормативным актом с 1 января 2012 года закрылись торгующие промтоварами рынки, работавшие в некапитальных строениях. Еще в начале 2010 года в Москве функционировал 81 розничный рынок. В 2012 году было закрыто 18 рынков, на протяжении текущего года – еще 12.

В общей сложности сегодня в столице функционирует 55 рынков. При этом 29 рынков уже размещены в капитальных сооружениях, а 26 некапитальных будут закрыты на протяжении ближайшего года. Для 16 участков уже разработаны инвестиционные проекты, и к 2016 году на их месте будет возведено более 320 тыс. кв. м новых торговых площадей.

– В частности, на месте бывших рынков появятся 12 многофункциональных торговых центров и один современный сельхозрынок. На восьми территориях, освобожденных от рынков в 2012 году, уже началось строительство торговых предприятий нового формата, – уточнил Алексей Немерюк. – Один подобный торговый комплекс площадью 38,6 тыс. кв. м уже строится в Локомотивном проезде, другой, площадью 49 тыс. кв. м, – на 8-м километре МКАД. Кроме того, определилась судьба еще 10 площадок: их передадут под нужды города, и на их месте появятся транспортно-пересадочные узлы и другие объекты дорожной инфраструктуры. Например, бывшая территория рынка у станции метро «Выхино» будет отведена под ТПУ. На месте еще двух идущих под снос рынков появятся ресторан и многоуровневый паркинг. В итоге после 2015 года в городе останется 30 розничных плодоовощных рынков.

Все некапитальные сельскохозяйственные рынки, которые будут приспособлены под нужды города, – частные, но располагались они на земельных участках, взятых у города в аренду. К настоящему моменту по всем территориям договоры аренды заканчиваются, и в дальнейшем они просто не будут продлены.

В собственности города находятся 11 сельхозрынков, при этом столичные власти в обозримом будущем намерены их приватизировать. Четыре из них – Велозаводский, Лефортовский, Даниловский и Кунцевский – город безуспешно пытался продать на торгах в конце прошлого года. Несмотря на то что за прошедшее время стартовая цена на каждый из них была снижена Департаментом городского имущества на треть, найти на них покупателей пока не удалось. Зато еще для трех принадлежащих городу рынков – Северного, Коптевского и Люблинского – уже удалось найти инвестора, который взялся построить на их месте экобазары – торговые центры с фермерским рынком внутри. В каждый из них инвестор должен вложить около 660 млн руб., при этом затраты на реконструкцию и переоборудование рынков должны окупиться на протяжении следующих семи лет.

Пока же в Департаменте торговли и услуг недовольны тем, как осуществляется управление принадлежащими городу рынками, и их низкой эффективностью. Не случайно у четырех из 11 городских рынков на протяжении этого года сменились директора.

Метаморфозы общепита

Еще одна отрасль, которую ожидают в ближайшее время перемены, – общепит.

Департамент торговли и услуг подготовил Концепцию развития общественного питания в столице. Городу не хватает кафе и ресторанов, особенно на окраинах. Проанализировав совместно с экспертами Федерации рестораторов и отельеров рынок общественного питания, специалисты ведомства выяснили, что, несмотря на кажущееся обилие предприятий общественного питания, москвичи в процентном отношении к зарплате тратят на еду вне дома сегодня меньше, чем в 80-е годы. А по количеству посадочных мест на 100 тыс. жителей Москва отстает от таких крупных городов России, как Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Владивосток, Иркутск и Улан-Удэ. Впрочем, в последние годы ситуация заметно улучшилась. Согласно данным департамента, оборот общественного питания Москвы с 2006 года вырос в 1,8 раза и составил в 2012 году 145,4 млрд руб., или 14% от оборота общественного питания страны.

Всего, как подсчитали эксперты, в столице 10 843 предприятия общественного питания и 928 тыс. пог. м посадочных мест.

Средства из бюджета на развитие сети выделяться не будут: воплощать в жизнь концепцию в департаменте рассчитывают в первую очередь за счет устранения ограничений и административных барьеров в этом секторе. К числу последних относятся слишком длительные согласования документации, на что требуется от шести месяцев до года, и высокая стоимость присоединения к сетям.

Существует также определенный дефицит помещений, пригодных для общепита, – практика городских аукционов не обеспечивает сдачу в аренду или продажу помещений предпринимателям, развивающим необходимый формат предприятий питания.

– Сейчас площадки, которые могли бы подойти предприятиям питания, уходят с аукциона под банки и аптеки, – признал Алексей Немерюк.

В настоящий момент Департамент имущества совместно с Департаментом торговли и услуг отбирает 900 помещений, которые подходят для размещения предприятий общественного питания.

В ближайшее время их планируют выставить на торги. Кроме того, предполагается перевести в их разряд целый ряд городских учреждений, расположенных на первых этажах жилых домов, помещений с выходом на улицу с фасадной части здания. Для этого, к примеру, центры соцобслуживания населения и районные собесы перенесут в помещения в глубине дворов, а высвободившиеся места выставят на арендные торги под размещение предприятий общепита.

Также департамент планирует помечать заведения, в которых готовятся традиционные национальные блюда. Специальная табличка с логотипом «Московская-кухня», выставленная в витрине, будет помогать ориентироваться прежде всего иностранным туристам в обилии заведений и тем самым популяризировать достижения региональной кулинарии. Рядом с вывесками московских кафе и ресторанов также может появиться и еще один знак – «Московское качество». Маркировать им предприятие будет уже не город, а профессиональное сообщество рестораторов и отельеров. Критерии, по которым предприятию общепита в каждой из категорий станет присуждаться это звание, будут разработаны специалистами департамента совместно с представителями бизнес-сообщества.

Кроме того, концепция развития общепита предлагает использование нестационарных объектов для ресторанного бизнеса, создание кафе на стилобатной зоне зданий и сезонных кафе в пешеходных зонах. Пока же город стремится навести порядок в этом секторе общественного питания. Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.02.2012 № 57-ПП «О размещении сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания» департамент сформировал отраслевую схему размещения подобных объектов. Предпринимателям больше не потребуется каждый год получать новое разрешение на их открытие. Включенное в схему летнее кафе может легально работать на отведенном ему месте на протяжении следующих пяти лет.

Дав хозяевам летних кафе серьезные послабления, городские власти намерены наладить серьезный контроль за этой категорией предприятий общепита. Для этого начиная со следующего весеннее-летнего сезона владельцев кафе обяжут утверждать не только адрес дислокации кафе, но еще и жестко регламентировать площадь объекта, внешний вид и материалы, из которых должно быть сделано кафе. Стандарты для кафе на открытом воздухе будут разрабатываться Департаментом торговли и услуг совместно с Москомархитектурой. Для этого анализируется европейский опыт: учитываются действующие в различных странах Евросоюза правила размещения уличных кафе, требования к используемым при их установке конструкциям, тентам, зонтам.

В частности, их разработчикам придется разработать нормы оценки пропускной способности тротуара, на котором планируется разместить бистро, чтобы они не мешали движению потока пешеходов.

– Отныне после получения согласования предприниматель будет расписываться за то, что он оповещен о том, что, если он поставит на земельном участке объект другой площади, изготовленный из не предусмотренных постановлением материалов, таких как винил, сайдинг, различные полиэтилены, то это летнее кафе ему предложат демонтировать в 10-дневный срок, – сообщил Алексей Немерюк.

По его словам, в случае если нарушение не будет в этот срок устранено, то кафе демонтируют за средства города, а потом предпринимателю выставят счет. Такая же участь ждет тех, кто установит кафе без решения межведомственной комиссии.

Еще одно начинание Департамента потребительского рынка и услуг – эксперимент, который должен стимулировать появление в столице качественного фастфуда и одновременно поощрить начинающих предпринимателей из категории субъектов малого бизнеса, которые хотят работать в этом сегменте. Таким образом, в профильном городском ведомстве рассчитывают вытеснить из сектора уличного быстрого питания шаурму и прочие некачественные и нездоровые виды питания на скорую руку.

С 2011 года места под размещение объектов некапитальных объектов мелкой розницы, в том числе и предприятий питания, предоставляются по итогам конкурсных торгов. До 2011 года места для торговли распределялись комиссиями в префектурах бесплатно, в городскую казну никаких средств не поступало.

С 2011 года правила изменились, в префектурах стали проводиться аукционы.

Однако арендовать даже небольшой киоск для начинающих предпринимателей очень дорого: для участия в аукционе надо заплатить 5 млн руб. Аренда торгового места на расстоянии 100 м от входа в метро обходится в среднем в 150 тыс. руб. в месяц. Контракт с предпринимателем заключается на три года, в течение которых ежеквартально городу в равных долях выплачивается сумма, названная победителем в конце аукциона.

Для того чтобы поддержать новичков рынка уличного быстрого питания, департамент готов в качестве пилотного проекта предоставить без аукциона 5–10 участков под размещение киосков, расположенных в бойком месте. Арендная плата для них будет установлена льготная – не фиксированная, а в размере 20% от оборота киоска. При этом ассоциация рестораторов-стартаперов берется организовать ротацию своих членов, которым доведется участвовать в пилотном проекте. Целиком эксперимент будет длиться на протяжении года, а каждые два месяца эксперты ассоциации будут проверять итоги работы владельцев каждого киоска. Тот, кто окажется хуже других, должен уступить свое место новому претенденту. Принять участие в эксперименте смогут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Первоначальный состав участников эксперимента будет отобран по итогам конкурса, включающего в себя и дегустацию продукции претендентов.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КапиталМосгазТеплоцентрстройМОЭК
АКСИТЕХКоминвест-АКМТПНС