ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

МОО «Московская Ассоциация Предпринимателей»: сообщество профессионалов


Podenok.jpg

Устойчивое развитие России невозможно без развития потребления, уверен президент Московской Ассоциации Предпринимателей АНДРЕЙ ПОДЕНОК.

Московская Ассоциация предпринимателей была создана 30 лет назад. Тогда, в 1989 году, рыночные преобразования в России только начинались. Однако уже в это время наиболее дальновидные представители бизнеса хорошо понимали, что кроме индивидуальных усилий по организации собственного дела необходимы и общие усилия – для создания благоприятных внешних условий, взаимодействия со структурами власти, общественными движениями и между собой, формирования позитивного общественного мнения. На вопросы корреспондента «МТ» ответил президент МОО «МАП» АНДРЕЙ ПОДЕНОК.

– Андрей Евгеньевич, какова основная задача Московской Ассоциации предпринимателей?

– Стратегическая цель МАП – активное содействие предпринимателям в получении ими прибыли с последующим ее использованием не только в личных, но и общественных интересах. В соответствии с этим ассоциация оказывает представителям бизнеса поддержку, помощь при решении самых разных вопросов. Большое внимание при этом уделяется формированию кредитно-финансовых институтов для развития платежеспособного спроса потребителей товаров и услуг.

- С какими проблемами отечественному бизнесу сегодня приходится сталкиваться чаще всего? Какие из них, по Вашему мнению, требуют принятия определенных шагов со стороны государства?

– Со стороны власти в последнее время декларируется всемерная поддержка бизнес-сообщества, однако острых вопросов остается немало.

Приведу такой пример. Если какая-либо компания выполнила свои обязательства по государственному контракту, может сложиться такая ситуация: акт приемки работ уже подписан, но деньги за них еще не получены непосредственными исполнителями – подрядчиками и субподрядчиками. Задержка иногда достигает полутора-двух лет. Однако с этих организаций требуют уплаты налога с прибыли, которой фактически еще нет.

Это очень большая проблема, которая сильно бьет по предпринимательству. Нужно, на наш взгляд, предоставить компаниям возможность уплаты налогов по факту получения денег и предпринимать жесткие меры к тем, кто не расплачивается вовремя за выполненные работы. Сегодня государственный заказ в какой-то мере заменил коммерческий спрос, поэтому решение данного вопроса остро необходимо.

Вторая проблема, на которую я бы хотел обратить внимание, – изменение себестоимости работ и услуг в процессе их выполнения, что не учитывается в контракте. Вот, к примеру, происходит падение рубля, повышение НДС, растут цены на бензин – все это и многое другое влияет на себестоимость выпускаемой продукции или выполняемых компанией работ. Эта составляющая определяет ценовую политику.

Члены ассоциации нередко сталкиваются с вопросами по банковскому обслуживанию. Случается, что банками необоснованно блокируются денежные средства на расчетном счете клиента, что приводит его к прямым убыткам. Необходимо внести соответствующие поправки в Закон о банках и банковской деятельности, о персональной ответственности не только банка, но и их сотрудника, принявшего соответствующее решение.

Есть проблемы, связанные с Трудовым кодексом. Так, в рамках ТК РФ генеральный директор компании является незащищенным лицом. Он не может сам принять решение о своем увольнении, а учредители предприятия подчас извлекают выгоду из того, что уволить генерального директора невозможно без прямого на то решения собственников бизнеса. Думаю, что нужно предусмотреть возможные изменения в Трудовом кодексе РФ, которые предполагали бы освобождение директора предприятия от должности по собственному желанию, если собственники бизнеса не проявляют должной разумности в своих действиях.

Но, пожалуй, одна из основных проблем развития предпринимательства в России – это недостаточное развитие потребителя. Для этого требуются системные усилия.

– Что Вы имеете в виду?

– Мы должны развивать потребление, иначе бизнес развиваться не будет. Люди должны получать определенное количество белка и витаминов, они должны иметь возможность периодически менять машины, ездить отдыхать, переезжать и т.д. В развитых странах уровень потребления намного выше: граждане меняют машину раз в три года, дом раз в семь лет…

Россияне в абсолютном большинстве не могут себе этого позволить. Можно сказать, что у нас нет корзины потребления – есть корзина выживания, а в глубинке нет и ее. Но экономика живет, если нация потребляет. Инфляционными методами развить потребление невозможно, нужно искать механизмы другого плана. Такие механизмы существуют, и их очень много. В этой связи можно вспомнить Столыпина, который ввел земельный ипотечный займ, таким образом, введя активы, позволившие России развиваться. В нашей стране есть активы, которые не введены в оборот, а это источник денег. Скажем, если снять с банков систему резервирования, которая занимается ипотекой, снизить процент, то строительство по ипотеке будет развиваться и потянет за собой и другие отрасли экономики.

Все это относится к так называемому внутреннему потреблению, но есть еще потребление внешнее, которое тоже играет огромную роль и служит развитию внутреннего потребления.

И в этом направлении Россия имеет большие перспективы. Наша страна уникальна, в том числе тем, что находится на геополитических путях, это надо использовать. В частности, в течение ряда лет наша ассоциация и НПО «Опора» в кооперации с заинтересованными участниками системно занимается разработкой и продвижением проекта «Афанасий Никитин», который осуществляется на платформе одноименной ассоциации. Этот проект направлен на создание условий для увеличения экспорта продукции агропромышленного комплекса Поволжского и Каспийского регионов Российской Федерации в Иран, страны Центральной и Южной Азии, а также в Индию, в том числе посредством развития агрологистической инфраструктуры МТК «Север-Юг» (Волга – Каспий – Иран – Индийский океан).

– В чем состоит идея этого проекта?

– Поволжский регион, как вы знаете, всегда был одним из крупнейших аграрных регионов России. Однако начиная с 1991 года из сельскохозяйственного оборота здесь выбыли огромные территории – около 8 млн гектаров посевных площадей. По оценке специалистов, потенциал возвращения в оборот этих площадей может составить порядка пяти млн гектаров.

За счет внедрения передовых агротехнологий и частичного увеличения посевных площадей дополнительный валовый сбор существенно вырастет. Возможный объем транзита сельскохозяйственной продукции и других продовольственных товаров из нашей страны в направлении целевых рынков оценивается до 10 млн тонн в год!

Но регионы России, расположенные восточнее Волги, испытывают серьезные трудности при организации экспорта сельскохозяйственной продукции через Азово-Черноморский бассейн из-за удаленности портов и ограниченности наземной транспортно-логистической составляющей.

Страны, примыкающие к побережью Индийского океана, в последние годы активно переориентируются на увеличение закупок всех видов российского зерна. В то же время потенциально возможное в Российской Федерации увеличение производства зерна и его экспорта сдерживается из-за доминирования протяженного и дорогостоящего маршрута через проливы и Суэцкий канал. В настоящее время мы видим реальные возможности для увеличения пропускной способности агрологистической системы и сокращения расходов для экспортно-импортных операций в зону Индийского океана через Каспийское море и Иран.

Конечно, эти возможности надо использовать. В рамках создания международного транспортного коридора «Север-Юг» наш проект предусматривает развитие мощностей по хранению, перевалке и транспортировке зерна. Запуск этого транспортного потока, естественно, будет способствовать развитию смежных областей: производства транспорта, строительных материалов, оборудования и т.д. – т.е. как внешнего, так и внутреннего потребления. Одним словом, потенциал проекта очень велик.

– Под патронатом Московской Ассоциации предпринимателей проходит Всероссийский форум-выставка «ГОСЗАКАЗ». В этом году это мероприятие прошло уже 15-й раз. Как Вы оцениваете значимость форума, его роль в развитии экономики нашей страны?

– Мы действительно стояли у истоков этого мероприятия, и сейчас ассоциация имеет сильные позиции в сфере госзаказа. Исполнительный директор форума – вице-президент МАП А.А. Садофьев. Член нашей ассоциации – ГК «Инконнект» уже много лет является уполномоченным организатором форума-выставки. Это очень сильная команда, за плечами которой не один десяток выполненных контактов по организации государственных мероприятий.


«ГОСЗАКАЗ» – крупнейшая площадка федерального уровня, объединяющая профессионалов в сфере государственных закупок. В мероприятии принимают участие все субъекты закупочных процессов: поставщики, представители федеральных и муниципальных органов исполнительной власти, законодатели, топ-менеджмент государственных компаний и корпораций, ведущие эксперты в области госзакупок. Программа форума всегда очень насыщенна. Во время мероприятия проводятся откровенные дискуссии, касающиеся основных тенденций и проблем сферы закупок, выступают спикеры самого высокого уровня. Главным итогом форума можно назвать то, что он выступает как арена для выработки конструктивных решений в области закупочной деятельности, а также обмена опытом между участниками.


Текст: Юлия Бикина

Фото: МОО «Московская Ассоциация предпринимателей»



Назад в раздел
МОЭКМосгазИНАМосводоканал
ЛокоБанкСбербанкЦентрРоссийский