НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва-река на ремонте. Столичные набережные отреставрируют и превратят в парки


Объявлен конкурс на разработку концепции застройки территорий, прилегающих к Москве-реке. Он станет первым шагом в реализации масштабного проекта мирового уровня, посвященного реконструкции городских набережных.


Первый шаг

Победитель конкурса должен выработать общую концепцию целостной системы взаимоувязанных территорий, прилегающих к Москве-реке. По словам руководителя Департамента по конкурентной политике Геннадия Дёгтева, конкурс должен заинтересовать специалистов в области урбанистики со всего мира.

– Преобразить набережные Москвы-реки – задача сверхсложная. Это, по сути, обновление реки, которое поможет всем нам воспринимать столицу еще более целостно. Кроме эстетической составляющей участникам конкурса предстоит серьезно осмыслить вопрос эффективного использования прибрежных территорий, – отметил Геннадий Дёгтев.

Одновременно должны быть сформированы и предложения по повышению эффективности использования городских пространств, прилегающих к главной водной артерии столицы.

– Мы формируем единую программу, предусматривающую обустройство самой реки и прилегающих к ней зон, потому что если раздробить ее на части, обустраивать зону кусками: тут – набережную организовать, там – дом построить, то мы можем реку просто потерять. Наша же цель совершенно противоположная: мы хотим подарить реку людям, чтобы они в полной мере оценили ее красоту, притягательность, гармонию, могли прикоснуться к воде, ведь сейчас сделать это в черте города практически невозможно, – заявил заместитель Мэра Москвы по вопросам строительства и градостроительной политики Марат Хуснуллин.

Начальная (максимальная) стоимость контракта составляет 116,8 млн руб. – это только за разработку концепции. Причем в ходе согласования начальной (максимальной) цены при подготовке закупки к публикации было достигнуто дополнительное снижение цены контракта на 4%. Все работы должны быть выполнены в 2014–2015 годах. Разработка концепции будет проводиться поэтапно. Для начала создадут документы и предложения по изменениям, которые нужно внести в Генеральный план развития Москвы. Затем будет сформирована программа реализации мероприятий, предложенных в концепции, включая материалы для направления в столичные госорганы для принятия решений по территориям, прилегающим к Москве-реке.

В числе задач, которые предполагается решить в ходе реализации проекта, особняком стоит реорганизация непрофильных промышленных и складских объектов. Одновременно необходимо решить вопрос с развитием рекреационного потенциала территории, обустройством набережных для пешеходов и велосипедистов, частичным освобождением набережных от машин и развитием системы водного транспорта.

– Проект предусматривает комплексное преобразование территорий – как застроенных, так и незастроенных, – где мы предполагаем провести озеленение, ведь дефицит зеленых зон у Москвы-реки очевиден, – говорит Марат Хуснуллин.

Масштабы впечатляют

Согласно планам столичных властей, реконструкции подвергнется существенная часть города.

– Проект «Москва-река» – это огромный проект, который коснется, если считать грубо, 15–20% территории всей Москвы, – заявил заместитель Мэра Москвы по вопросам строительства и градостроительной политики Марат Хуснуллин. – В рамках реализации проекта будут благоустроены набережные, обустроены пешеходные зоны вдоль водного пространства, проложены новые транспортные артерии.

Всего площадь зоны влияния Москвы-реки составляет 10 400 га, из которых под реорганизацию попадает 6900 га, что составляет 70% всей зоны. Площадь зоны приоритетного развития составляет 3450 га, из которых под общественножилые здания отводится 2400 га, под рекреационные зоны – 600 га, под набережные – 450 га.

Проект «Москва-река» обычно сравнивают с аналогичным решением, которое касалось реконструкции доков на Темзе, осуществленной некоторое время назад, однако российский проект превосходит его масштабом.

– Если какой-то инвестор выигрывает конкурс на постройку более миллиона квадратных метров недвижимости, то такой проект приобретает мировое значение. Это миллиарды долларов инвестиций и миллиарды прибыли. Реконструкция Москвы-реки – очень крупный проект, – считает Марат Хуснуллин.

Среди главных целей, которые преследуют столичные власти, названо повышение доступности набережных и самой реки.

– Мы привыкли, что у нас вдоль набережных идут автомобильные дороги, а доступ к реке отсутствует. Поэтому одной из главных мер по «освобождению» реки станет частичное отведение от нее автомагистралей. Наша цель – снять «замок» с набережных, сделав зону у воды максимально доступной для всех. Но эта цель – не единственная. Мы хотим серьезно поменять подход к организации городского пространства в принципе, и достичь этой цели вполне реально, если реализовать проект по развитию зоны Москвы-реки, ее комплексной реабилитации.

Не секрет, что в настоящее время большую часть набережных занимают промышленные зоны и автодороги. Причем эти самые промзоны являются источниками убытков, потому что производства там почти не осталось, но на их содержание тратятся огромные средства. Ярким примером такой депрессивной точки является промзона бывшего завода ЗиЛ, реконструкция которой является частью проекта «Москва-река». На этой территории будет построено и реконструировано почти 4 млн кв. м недвижимости. В перспективе территория, которую в настоящий момент занимают огромные пустующие корпуса, может превратиться в один из лучших городских районов, и к этому есть все предпосылки. Он находится в 12 км от Кремля, имеет хорошую транспортную доступность.

Например, в 2015 году откроется станция метро «Технопарк», также на МКЖД откроется новая станция. Все это позволит интегрировать район с городской сетью, – рассказывает Марат Хуснуллин.

По его словам, перемены коснутся и окружающих промзону территорий. В частности, если смотреть на ЗиЛ со стороны Москвы-реки, то справа, в Нагатино будет построен детский парк. Инвестор, который готов заняться этим, уже есть. В настоящий момент активно разрабатывается проект будущего парка. В самом Нагатинском затоне, который стал последним прибежищем для гниющих речных судов, будет организован яхт-клуб.

Территория, которая находится слева от ЗиЛа, также будет реконструирована.

В настоящий момент там утверждается проект планировки и идет подготовка конкурсной документации.

– И получится, что от Саввинской набережной до окончания Нагатинского затона будут три городские территории в едином градостроительном развитии, – говорит Марат Хуснуллин.

Еще одной точкой приложения усилий столичных властей станет набережная Тараса Шевченко, которая сейчас тоже, по сути, является промзоной. В скором времени на набережной будет реализован смелый проект архитектурного бюро «Четвертое измерение». В рамках проекта предполагается как бы разделить набережную на два уровня. Сверху будет расположен бульвар, оборудованный велодорожками, а снизу появятся встроенные в рельеф помещения для занятий спортом, а также скамейки, лежаки и концертные площадки. Уровни будут периодически пересекаться друг с другом, поэтому структура набережной окажется волнообразной – как бы парящей над водой.

На самой реке появится плавающая конструкция, нависающая над небольшим причалом, куда будут приставать яхты и речные трамвайчики, а рядом оборудован пляж, где можно будет купаться, играть в пляжные игры и даже слушать живую музыку. В зимний период тут предполагается заливать каток. Вдоль реки построят три мини-пристани, с которых на небольшом челноке можно будет переправиться на другой берег.

Пока работы планируется проводить за бюджетный счет. Однако, по словам экспертов, если опыт обустройства набережной окажется удачным, к реновации других прибрежных территорий будет проще привлечь инвесторов.

– В настоящее время ведется активная работа и с инвесторами, и с собственниками участков земли. И те, и другие охотно идут на контакт, так как синергетический эффект проекта налицо, и здесь выигрывают все. При этом хочу подчеркнуть, что для Правительства Москвы на первом месте стоят интересы города и горожан, а уже потом – инвесторов. Мы не будем в угоду кому-то пересматривать общую единую концепцию развития этой важной для города артерии, строить то, что не нужно ни Москве, ни москвичам, – говорит Марат Хуснуллин. – И конечно, прежде чем приступить к реализации конкретного проекта развития территории Москвы-реки, он будет вынесен на предварительные общественные слушания, в ходе которых горожане сами выскажут свое мнение и свои пожелания. Мнение жителей для нас – главный аргумент принятия любого градостроительного решения.

Мнения специалистов

Проект реконструкции вызвал оживленную дискуссию в профессиональных кругах. Среди урбанистов и архитекторов активно обсуждается как сам проект, так и отдельные его части. В Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошла дискуссия, которая выявила некоторые возможные тенденции развития набережных Москвы.

Специалисты поддержали решение столичных властей создать на набережных пешеходные зоны.

– В Москве можно все, но только не ходить пешком вдоль всех набережных, имея целью просто прогулку, – везде ездят автомобили. А ведь набережные могли бы стать главным пешеходным местом, не считая Старого Арбата, бульваров и Камергерского переулка, где прогулка занимает полторы минуты. Город – это именно то место, которое можно пройти. Территория, которую мы проезжаем, как бы съедается, она не отражается в нашем сознании как часть нашего жизненного пространства, – рассказывает руководитель архитектурного бюро Wowhaus, член попечительского совета «Стрелки» Олег Шапиро.

Прибрежные пространства остро нуждаются в развитии инфраструктуры, ориентированной на рекреацию, на обеспечение яхтенного плавания, которое необходимо восстановить на Москве-реке.

– Набережные нужно превратить в пешеходные зоны. Этот процесс можно стимулировать, начиная с временного закрытия центральных набережных для транспорта на выходные и праздничные дни, что сделает эти пространства желанным местом для отдыха, встреч и прогулок горожан. Если этот опыт понравится москвичам, то его можно будет расширить. Чем более город будет пешеходным, тем более он будет пригоден для жизни детей и стариков, – считает председатель совета Союза архитекторов России по экоустойчивому строительству, руководитель архитектурной студии Remistudio Александр Ремизов.

Положение реки в современном городе далеко не самое радужное.

– Мы постепенно убивали Москву-реку: когда в ХХ веке построили канал имени Москвы, водный баланс изменили настолько, что на сегодняшний день река переносит массы в 20 раз больше, чем она могла переносить изначально. А это значит, что кроме как гранитных, никаких других набережных у нас быть не может, потому что остальные просто не будут справляться с той переработкой берегов, которая осуществляется этой массой, – считает директор НИиПИ экологии города Анна Курбатова. – Москва-река перегружена с точки зрения химии и температурного режима: она не замерзает вплоть до впадения в Оку, наша река – живой кипяток, и нормальное воспроизводство живых организмов в ней прекращено.

Мы лишили реку притоков, грунтового питания, растительности. Сейчас у людей нет никакого повода выходить к воде – там дует, сыро, к Москве-реке давно относятся как к помехе или инженерной конструкции.

В столице уже есть успешные реализованные проекты, в ходе которых автомобильные набережные становились пешеходными. Например, Крымская набережная отдана пешеходам. Процесс превращения одной из городских магистралей в рекреационную зону с холмами, травой и деревьями занял полгода.

Набережная стала продолжением Парка Горького, «Музеона» и Воробьевых гор.

Протяженность отреставрированного участка составляет 12 км, по которым теперь можно совершать неспешный променад или бегать. Набережная снабжена гранитными тротуарами и велосипедными дорожками, для скейтбордистов оборудованы деревянные горки.

Ранее на Крымской набережной и в окрестностях ЦДХ художники выставляли свои работы. Эта традиция продолжена: теперь все работы выставляются в павильоне «Вернисаж», где места предоставляются бесплатно. В рамках реализации проекта «Москва-река» территория Крымской набережной будет соединена с набережной возле «Красного Октября», что еще более расширит пространство для жизни.

Власти города прорабатывают и возможность строительства новых мостов через Москву-реку, заявил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, как сообщила пресс-служба Стройкомплекса.

По словам Сергея Кузнецова, где именно и сколько мостов нужно построить, будет учитываться при разработке концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке.

– По сравнению с другими крупными городами, которые также расположены на реках, в Москве мало мостов. Отчасти это связано с невысокой плотностью дорожной сети, – сказал Сергей Кузнецов, отметив, что строительство новых мостов может улучшить транспортную обстановку.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
МД-группГераМОЭКОЭК
ПНСФондСтройИнвест-3Коминвест-АКМТ