ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Поезд следует в депо


Одновременно со строительством метрополитена идет увеличение количества электродепо 

Cтроительство метрополитена немыслимо без одновременного возведения мест, где поезда могли бы отстаиваться по ночам и ремонтироваться. Именно поэтому программа строительства депо идет рука об руку с прокладкой линий метрополитена. Поскольку современные поезда метро отличаются повышенной технологичностью, то и депо должны соответствовать этому уровню.

Дом для поездов

Чем длиннее становятся линии Московского метрополитена, тем быстрее растет и количество поездов, которые по ним курсируют. Этот рост необходим для поддержания существующего интервала движения поездов, который в часы пик составляет 30 сек. Это абсолютный рекорд столичной подземки, ни в одном другом метрополитене мира таких показателей достичь не удалось.

Untitled-1.jpg

Самым молодым депо Москвы были «Печатники», оно прослужило порядка 20 лет. В 2011 году началась модернизация электродепо, которая продолжалась 11 месяцев. В результате мест для стоянки поездов стало больше на 15. Сегодня «Печатники» входят в тройку крупнейших электродепо Москвы.

Депо «Митино» станет не только самым крупным в Москве, но и в Европе. В нем предусмотрено 50 канав для стоянки поездов и четыре ремонтные канавы. Здесь смогут работать 2 тыс. человек. «Митино» рассчитано на полный цикл ремонта подвижного состава. Первая его очередь уже введена в эксплуатацию. До этого самым большим электродепо для стоянки поездов было «Калужское», где предусмотрено 42 канавы.

Электродепо «Братеево» рассчитано на стоянку всего 11 поездов, правда, оно имеет самые большие мощности для ремонта подвижного состава. Поезда здесь смогут разбирать до винтика и ремонтировать любые неполадки. Это, по сути, огромный ремонтный завод.

Электродепо в Московском метрополитене работают как гаражи, где поезда отстаиваются ночью и куда прибывают на ремонт в случае поломки. Это такой «дом для поездов» метро, куда они съезжаются после тяжелого трудового дня.

– На развитие сети электродепо в столице пойдет 7–8% средств от общего объема финансирования программы строительства метро, это порядка 70–80 млрд рублей, – отмечает заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительного развития и строительства Марат Хуснуллин.

Надо сказать, что дефицит мест для стоянки поездов метро в Москве – одна из самых злободневных проблем. Специалисты говорят, что этот дефицит был всегда, кроме того, новые электродепо не строились с 1996 года. Поэтому, когда столица заявила о планах проложить более 160 км новых линий метро до 2020 года, необходимость строительства новых депо стала очевидна.

– В 2018–2022 годах будет построено четыре новых электродепо для Московского метрополитена, – сообщил руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев. – Это депо «Солнцево», «Руднево», «Столбово» и «Южное». Два из перечисленных объектов, а именно – депо «Лихоборы» и «Солнцево», уже были открыты в этом году.

Также в указанный период планируется расширить электродепо «Владыкино» и реконструировать депо «Сокол». В настоящее время на Московском метрополитене эксплуатируется 18 электродепо. Помимо выполнения своей основной функции – отстоя, планового обслуживания и мойки подвижного состава – электродепо являются базовыми предприятиями Московского метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству.

– Мэр Москвы Сергей Собянин отмечал, что современные электродепо – это не просто небольшие сооружения, а настоящие заводы, на которых монтируется современное оборудование, работают тысячи людей, инженеров, механиков, слесарей, машинистов, – сказал Андрей Бочкарев.

Объект сдан

Депо «Лихоборы» в целом было построено летом текущего года. В настоящий момент продолжается строительство некоторых объектов, связанных с определенными функциями объекта. В конце сентября стартовала проходка вентиляционных тоннелей левой ветки электродепо «Лихоборы», сообщил Марат Хуснуллин.

По его словам, они необходимы для поддержания норм температуры и влажности и допустимой концентрации примесей в воздухе при эксплуатации объекта.

– Когда построят дополнительные тоннели, левую ветку можно будет загрузить в полную силу, то есть депо сможет обслуживать больше поездов. Таким образом, увеличатся его эксплуатационные характеристики, – сказал Марат Хуснуллин. Заммэра отметил, что вентиляционные тоннели для электродепо «Лихоборы» строятся щитом диаметром 3,6 м по уникальной технологии.

– Уникальность проходки заключается в том, что щит был подан в специально сооруженную монтажную камеру на глубину 38 м. После окончания строительства первого тоннеля щит будет переставлен в обратную сторону для проходки второго тоннеля. Это первая подобная практика в истории московского метростроения, – пояснил Марат Хуснуллин.

Электродепо «Лихоборы» стало базовым депо по техническому обслуживанию и ремонту электроподвижного состава Люблинско-Дмитровской линии метрополитена. Депо занимает территорию в 17 га. Общая площадь всех зданий депо составит более 86 тыс. кв. м.

Для выезда подвижного состава из электродепо построены метромост и два однопутных тоннеля общей длиной около 4 км. Депо может принимать на ночной отстой 32 состава по восемь вагонов.

В рамках реализации проекта в депо «Лихоборы» были установлены стенды для диагностики, ремонта и испытания электрических машин, узлов и деталей, многоуровневые механизированные площадки для проведения технического обслуживания и ремонта вагонов, а также быстропереналаживаемое универсальное металлообрабатывающее оборудование.

В каждом электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Зачем нужно обтачивать колеса? Дело в том, что тоннели в метро достаточно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверя ются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют. Профиль колесной пары очень сложный, он имеет до 15 различных граней для того, чтобы подвижной состав не сошел с рельсов.

Чтобы оперативно отслеживать изменение геометрии колес метровагонов, на въезде в электродепо установлены специальные датчики, которые отмечают колеса, нуждающиеся в проточке.

Долгожданное депо

В сентябре текущего года Мэр Москвы Сергей Собянин открыл электродепо «Солнцево». Оно будет обеспечивать техническое обслуживание, ремонт, а также ночной отстой восьмивагонного подвижного состава Калининско-Солнцевской линии метрополитена. Общая площадь депо составит 85 тыс. кв. м, строительство ведется на участке площадью 26,6 га. В результате открытия электродепо «Солнцево» в городе появилось 1200 новых рабочих мест.

Этого депо, как и всего юго-западного участка «желтой» ветки, жители районов, прилегающих к Боровскому шоссе, ждали почти тридцать лет. Первые планы по строительству здесь ветки метро и электродепо появились еще в конце 80-х годов прошлого века.

Несмотря на то что объект введен в эксплуатацию, для более эффективной его работы необходимо еще кое-что достроить.

В настоящий момент завершилось строительство левого тоннеля линии, соединяющей электродепо «Солнцево» с Калининско-Солнцевской веткой метро.

– Это позволит увеличить пропускную способность электродепо за счет организации полноценного двухстороннего движения поездов, – сказал Марат Хуснуллин.

Запустить двухстороннее движение до депо «Солнцево» планируется через четыре месяца, когда завершатся устройство основных систем и наладка оборудования.

Каждую ночь электродепо сможет принимать до 40 составов. А мощности нового комплекса позволят вести одновременный ремонт 10 составов.

В перспективе в депо организуют еще один цех, в котором можно будет производить рельсы для новых линий столичного метро. Достигать в длину они будут до 150 м. Применять планируют бесшовные технологии, таким образом повысив качество путей в городской подземке.

В электродепо «Солнцево» внедрены дистанционные методы диагностики неисправностей. Это значит, что ремонтная бригада сможет подготовить план работ еще до прибытия поезда в депо. Эта система уже зарекомендовала себя в двух электродепо «РЖД», где обслуживаются скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка». Помимо «Солнцево» аналогичная система появится в электродепо «Руднево».

Новой линии новое депо

Электродепо «Руднево» будет обеспечивать техническое обслуживание, ремонт и отстой электроподвижного состава, эксплуатируемого на Кожуховской линии Московского метрополитена, которая должна быть введена в эксплуатацию в начале 2019 года. Депо на ночной отстой сможет принимать 31 восьмивагонный подвижной состав.

– Общая площадь электродепо составляет 20,7 га. Его строительство началось в 2014 году, а уже до конца этого года планируется его завершить. Депо будет обслуживать новую линию метро, технический пуск которой дал Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, – заявил Марат Хуснуллин.

По словам главы Стройкомплекса, электродепо «Руднево» сможет принимать на ночной отстой 31 восьмивагонный подвижной состав, поезда смогут пройти диагностику и, если потребуется, текущий и капитальный ремонт. Всего в депо будет создано более 1000 новых рабочих мест.

– В новых депо создаются не только условия для ремонта подвижного состава, но и для отдыха рабочих и состава локомотивных бригад. У людей, которые работают на таком сложном производстве, должна быть возможность отдохнуть и восстановить силы. Помимо комнат отдыха в депо строятся душевые, раздевалки, столовые, медицинские кабинеты, комнаты психологической разгрузки и спортзалы, – подчеркнул Марат Хуснуллин.

Всего же программа развития Московского метрополитена, рассчитанная на 2012–2020 годы, предполагает строительство восьми новых электродепо и реконструкцию пяти существующих. Эти работы позволят если не ликвидировать совсем, то значительно снизить дефицит мест для ночного отстоя поездов. Увеличение количества ремонтных мощностей позволит своевременно устранять выявленные неисправности. В целом увеличение количества электродепо делает метро более комфортным и безопасным.

Текст: Дмитрий Симонов

Фото: Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы); Олег Паршин



Назад в раздел