НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва создает комфортную среду для передвижения по городу


5.jpg

В столице активно ведется строительство метро и интеграция его с другими видами транспорта

Глава Департамента строительства Андрей Бочкарев рассказал о том, какие объекты должны быть введены в строй за счет средств Адресной инвестиционной программы в четвертом квартале нынешнего года и начале следующего. По темпам транспортного строительства Москва догоняет мировых лидеров – мегаполисы Китая: 70% от общего объема средств Адресной инвестиционной программы города (а это около 350 млрд рублей в год) приходится на строительство транспортной инфраструктуры.

Большое кольцо станет самым большим в мире

Наибольший объем строительства в рамках городского заказа приходится сегодня на прокладку новых участков Московского метрополитена. А самым значительным проектом метростроевцев стала прокладка Большой кольцевой линии столичной подземки, первым участком которой от «Делового центра» до «Петровского парка» горожане могут пользоваться уже сегодня. На нем пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк».

БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить имеющиеся пересадочные контуры – первый (пересадочные станции внутри старого кольца) и второй (собственно Кольцевая линия). Большинство станций БКЛ дешевы в исполнении – они неглубокого заложения, с платформами берегового типа и ведущим к ним двухпутным тоннелем. Хотя три станции – «Ржевскую», «Нижнюю Масловку» и «Шереметьевскую» – пришлось сделать станциями глубокого заложения – они расположены на глубине более 60 м.

До конца года планируется завершить строительные работы на станции «Нижняя Масловка». На других участках нового метрокольца идет строительство или ведутся проектные работы.

Это будет самая длинная в мире кольцевая линия метро – 70 км и 31 станция. БКЛ обгонит по протяженности нынешнего лидера среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро, длина которой составляет 57 км. В полном объеме ее планируется запустить в 2023 году. Большое кольцо метро будет перевозить как минимум в два раза больше пассажиров, чем Московское центральное кольцо. На нем будет 19 станций с пересадкой на другие линии метро, четыре станции с пересадкой на МЦК и 11 пересадок на поезда линий пригородной электрички.

С запуском БКЛ метро придет в четыре района, где до сих пор не было своей станции подземки. Собственная станция метро появится в Нижегородском районе, сейчас там есть только станция Московского центрального кольца, в районах Очаково-Матвеевское и Можайском. А в Хорошево-Мневниках появятся сразу три станции БКЛ: «Терехово», «Мневники» и «Улица Народного Ополчения».

Метро протягивает щупальцы за МКАД

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро: Рублево-Архангельскую линию – на станции «Улица Народного Ополчения», Коммунарскую линию, начинающуюся от станции БКЛ «Улица Новаторов», и новую линию, которая будет проложена в районы Восточное и Западное Бирюлево. Бирюлевская линия соединит станцию МЦК «ЗИЛ», станцию «Кленовый бульвар» БКЛ и в дальнейшем выйдет в поселение Рязановское Новой Москвы. Первый пусковой комплекс новой линии метро будет включать в себя шесть станций: «Кленовый бульвар», «Курьяново», «Сабурово», «Царицыно», «Бирюлево-Восточное» и «Бирюлево-Западное». Эта ветка пройдет по территории пяти районов города. Строительство Бирюлевской линии планируется начать после 2023 года. Сейчас ведется разработка ее технико-экономического обоснования.

Строительство метро в Рублево-Архангельском также начнется после 2023 года. Сейчас трассировка Рублево-Архангельской линии метро прорабатывается совместно с ОАО «Российские железные дороги». Один возможный вариант – ответвление от Рижского направления железной дороги, другой – строительство ветки в сторону Рублево-Архангельского от станции метро «Шелепиха». Длина линии составит около 18,7 км. На ней расположатся 7 станций.

Что касается Коммунарской линии, то ее решено продлить от станции «Столбово» в Коммунарке вглубь Новой Москвы до Троицка, а в направлении центра от «Улицы Новаторов» до станции «Севастопольский проспект», с которой можно будет совершить пересадку на станцию МЦК «Крымская». Длина участка от «Улицы Новаторов» до «Севастопольского проспекта» составит 6,5 км, на нем появятся три станции: «Улица Строителей», «Академическая», «Севастопольский проспект». Проходка же участка метро до Троицка в Новой Москве стартует через пять-шесть лет. На этом участке длиной 14,3 км будет расположено шесть станций. На первом пусковом комплексе протяженностью 17,5 км разместятся семь станций: «Улица Новаторов», «Улица Академика Опарина», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Коммунарка» и «Столбово».

Он пройдет вдоль Ленинского проспекта, ул. Академика Опарина и ул. Генерала Тюленева до пересечения с МКАД, далее по территориям поселков Газопровод, Коммунарка и поселения Сосенское вдоль проектируемой автодороги «МКАД – поселок Коммунарка – аэропорт Остафьево».

Будет продлена вглубь Новой Москвы и Сокольническая линия. Красную ветку решено довести по новым территориям до поселка Коммунарка. На участке длиной 12 км расположатся четыре станции: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Столбово».

На «Столбово» можно будет совершить пересадку на одноименную станцию Коммунарской линии. Две из четырех станций будут наземными: «Филатов луг» (вблизи одноименного садоводческого товарищества) и «Прокшино» (возле одноименной деревни, вблизи пересечения магистрали «Солнцево – Бутово – Видное» с автодорогой «Мамыри – Пенино – Шарапово»).

На подземке до аэропорта

Параллельно с этим началась актуализация всей программы развития сети метрополитена с учетом перспективного строительства до 2027 года. В данный момент понятно, что акцент будет сделан на развитии метро за пределами МКАД. В рамках этой работы принято решение продлить Калининско-Солнцевскую линию метро до аэропорта «Внуково». Таким образом, «Внуково» будет единственным аэропортом в нашей стране, куда можно будет добраться на метро. Продлить желтую ветку до воздушной гавани планируется в 2022 году, а проект планировки для строительства этого участка должен быть утвержден в будущем году. Длина участка составит 5,2 км, на нем расположатся две станции: «Пыхтино» и «Внуково». Солнцевский радиус метро будет продлен от тупиков за станцией метро «Рассказовка» вдоль Боровского шоссе с выходом к аэропорту Внуково вдоль Центральной улицы. В общей сложности до 2035 года по территории Новой Москвы проложат более 70 км линий метро.

При этом идут работы и на других линиях – Кожуховской, Замоскворецкой. На Кожуховской линии в завершающей стадии находится строительство первого участка между станциями «Некрасовка» и «Косино». В конце августа состоялся технический пуск этого участка. Начать движение поездов с пассажирами по нему планируется в декабре этого года. Вторую часть малиновой ветки – от «Косино» до «Авиамоторной» – планируется ввести в эксплуатацию в конце следующего года. На этом участке ведется проходка двухпутных тоннелей двумя щитами диаметром 10 м. На Замоскворецкой линии готовится к вводу в строй станция метро «Беломорская», расположенная на участке между действующими станциями «Речной вокзал» и «Ховрино».

В перспективные планы по развитию метро входят и несколько отдельных станций – как продление существующих линий.

В частности, планируется построить еще одну станцию метро в Подмосковье – «Челобитьево», как продолжение Калужско-Рижской линии. Появится подземка и в районе Гольяново как конечная станция синей линии. Ведется проработка перспективы продления Люблинско-Дмитровской линии до поселка Северный. В конце марта этого года открылся участок Люблинско-Дмитровской линии от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской», а в первом квартале следующего года на северной оконечности салатовой ветки начнется строительство следующей за «Селигерской» станции «Лианозово».

Новый участок салатовой ветки метро нового перегона от станции «Селигерская» до «Лианозово» планируется открыть в 2022 году. Его длина составит около 3,7 км. На этом участке, по словам Андрея Бочкарева, разместятся две станции: «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово». Их построят открытым способом, а тоннели между ними проложат с помощью тоннелепроходческих механизированных комплексов. Строительство еще одной станции с рабочим названием «Поселок Северный» планируется уже в поселке Северный за пределами МКАД.

Пересадочные узлы свяжут станции скоростного рельсового транспорта

С пяти станций Большой кольцевой линии метро можно будет пересесть на создаваемые московские центральные диаметры, причем четыре из них приходятся на МЦД-2 Нахабино – Подольск. Планируется организовать пересадки со станций МЦД-2 на станции «Шереметьевская» и «Ржевская» северо-восточного участка БКЛ, а также «Текстильщики» и «Печатники» восточного участка Большого кольца. Кроме того, «Ржевская» станет местом размещения транспортно-пересадочного узла – с нее можно будет выйти на Рижскую площадь и к Рижскому вокзалу. Выход к вокзалу будет еще на одной станции БКЛ: с «Нижней Масловки» можно будет пройти к платформам Савеловского вокзала. Всего на Большом кольце метро появится 22 транспортно-пересадочных узла.

В настоящий момент параллельно со строительством станций и прокладкой линий ведется также строительство трех крупных ТПУ на Большом кольце метрополитена – «Шелепиха», «Ходынское поле» и «Рязанская», на ТПУ «Рязанская» помимо городского транспорта будут делать остановку поезда высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Всего в настоящий момент на стадии строительства находятся 13 транспортно-пересадочных узлов – важнейших элементов сопряжения различных видов общественного транспорта. Сейчас активно ведутся работы по сооружению ТПУ «Селигерская», «Боровское шоссе», «Рассказовка», «Лермонтовский проспект», «Лухмановская», «Некрасовка», «Технопарк», «Шелепиха», «Ходынское поле», «Озерная», «Ховрино», «Парк Победы», «Рязанская».

Что же касается двух линий Московских центральных диаметров, то они пройдут по железнодорожным путям сквозь столицу, не заканчиваясь как линии традиционной электрички на вокзалах в центре. Для пассажиров введут единую билетную систему, сервисы и навигацию. В часы пик интервал движения поездов составит пять-шесть минут. Два первых из них – «от Одинцово до Лобни» и от «Нахабино до Подольска» – запустят уже в следующем году. В результате реализации проекта МЦД длина линий метро и железной дороги в Москве и ближнем Подмосковье составит около 1 тыс. км, то есть увеличится практически в три раза по сравнению с системой столичной подземки, которая была в 2010 году. МЦД будут интегрированы с другими видами железнодорожного транспорта. С диаметра «от Одинцово до Лобни» пассажиры смогут сделать 11 пересадок на метро, две – на МЦК и две – на радиальные направления электрички.

На линии «от Нахабино до Подольска» будет 13 пересадок на метро, шесть – на радиальные железнодорожные направления и две на МЦК.

Бочкарев.jpg

Руководитель Департамента строительства города Москвы АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: Эдуард Жигайлов; Михаил Колобаев (пресс‑служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)



Назад в раздел
МИЦСаториМосгазКрост
ЛокоБанк