Общественный транспорт Москвы увяжут в единую систему
Строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в настоящее время является одной из приоритетных задач развития общественного транспорта в Москве. С помощью этого объекта пассажиры смогут быстро и удобно пересаживаться с одного вида общественного транспорта на другой. Одни ТПУ уже почти готовы, другие – в стадии строительства, третьи – еще только проектируются.
Близко к завершению
По мысли столичных властей, транспортно-пересадочные узлы должны увязать в единую систему все виды общественного транспорта. Всего в столице до 2020 года появится более 250 ТПУ. Среди них будут плоскостные – в виде перехватывающих парковок, на которых можно оставить автомобиль и пересесть на метро, и капитальные.
Вместе с капитальными ТПУ предполагается строительство многофункциональных центров, гостиниц, спортивных комплексов и других объектов, необходимых жителям конкретного района.
В настоящий момент, наверное, самые активные работы ведутся в районе будущего ТПУ «Савеловская», который, по словам Мэра Москвы Сергея Собянина, планируется завершить до конца текущего года. Это очень важный и большой объект, который должен значительно улучшить транспортную ситуацию в районах, прилегающих к Савеловскому вокзалу.
– ТПУ будет построен уже в этом году, а запущен в конце этого года либо в начале следующего. Это будет один из крупнейших транспортно-пересадочных узлов в столице, – сказал Сергей Собянин.
ТПУ «Савеловская» строится на базе станции «Нижняя Масловка», которая входит в БКЛ. Он объединит пассажиропотоки Савеловского вокзала, включая пассажиров подмосковных электричек, маршрута московских центральных диаметров, наземного общественного транспорта и двух линий метро. Ожидается, что пассажиропоток составит до 265 тыс. человек в сутки.
Широкий охват
По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, до конца года также будет завершено строительство транспортной составляющей ТПУ «Рассказовка», «Ховрино», «Саларьево» и «Улица Дмитриевского».
В Москве будет построен 251 транспортный узел, в том числе 154 капитальных ТПУ.
– Для формирования единой транспортной сети в Москве реализуется программа строительства транспортно-пересадочных узлов. Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу обеспечить комфортную и удобную пересадку между различными видами транспорта. Для этих целей в городе будет построен 251 транспортный узел, в том числе 154 капитальных ТПУ. Транспортные составляющие четырех узлов будут достроены уже в этом году, – сказал Марат Хуснуллин. По словам главы Стройкомплекса, благодаря реализации этой программы загруженность московских дорог снизится в среднем на 7%.
– При этом в рамках строительства ТПУ будут создаваться дополнительные социальные, культурные и иные объекты, в которых нуждается каждый конкретный район города, – подчеркнул заместитель Мэра.
Марат Хуснуллин отметил, что ТПУ также являются привлекательной зоной для инвестирования.
– Они послужат импульсом к развитию прилегающих территорий, где будет вестись сбалансированная застройка – с жильем, социальной инфраструктурой и рабочими местами, – добавил глава Стройкомплекса.
Когда возникли проекты создания Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, одновременно с ней разрабатывались и проекты ТПУ. Перед строителями стояла задача не отстать от метростроевцев, возводя ТПУ в срок, а иногда и с опережением графика.
– Строительство трех транспортно-пересадочных узлов на базе станций Большой кольцевой линии Московского метрополитена ведется на сегодняшний день, – сообщил руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев. – Идет строительство ТПУ: «Шелепиха», «Ходынское поле» и «Рязанская».
Особенностью ТПУ «Рязанская» станет то, что по решению Сергея Собянина здесь будут делать остановку поезда высокоскоростной магистрали Москва – Казань.
Не останется без ТПУ и Новая Москва. Уже объявлен конкурс на строительство тоннеля и дорог в районе ТПУ «Столбово».
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 27,6 млрд руб., следует из материалов на портале госзакупок.
Исполнителю госконтракта предстоит построить 6,84 км дорог в поселении Сосенское, транспортный тоннель длиной чуть менее 1,5 км и путепровод длиной 268 м.
Также нужно возвести подпорные стены, переустроить и проложить инженерные коммуникации. На все работы отводится не больше 520 дней.
Двигаем платформы и реконструируем улицы
При строительстве станций БКЛ можно предусмотреть их рас- положение так, чтобы было удобно переходить на другие виды транспорта. Но как быть с Московским центральным кольцом (МЦК) и пригородными электричками? Долгое время эти системы существовали автономно и никак не были связаны друг с другом. Поэтому было принято решение перенести некоторые платформы пригородных поездов, а точнее, построить их заново в другом месте.
Один из самых крупных проектов такого рода – это перенос платформы «Карачарово» ближе к станции МЦК «Нижегородская». Работы планируют завершить уже в текущем году. Новая станция Карачарово Горьковского направления Московской железной дороги создаст удобную пересадку на МЦК. На станции появятся три платформы.
– Сейчас ведется строительство подземного пешеходного перехода и платформы. Ввести в эксплуатацию новую станцию планируется в 2018 году. В перспективе на этом месте появится крупный транспортно-пересадочный узел, который объединит радиальное направление МЖД, МЦК и метро, – говорится в сообщении пресс-службы РЖД.
Станция будет вплотную примыкать к станции МЦК «Нижегородская» и заменит одноименный остановочный пункт, который находится более чем в полукилометре от МЦК.
Переход между остановочными пунктами построят по принципу «сухие ноги», то есть пассажирам не придется выходить на улицу. Пересадка займет несколько минут.
Остановочный пункт станет начальной и конечной точкой маршрута для ряда пригородных поездов, что позволит разгрузить Курский вокзал столицы, который принимает пассажиров Курского и Горьковского направлений и ряда пригородных поездов Рижского и Белорусского направлений.
Аналогичное решение было принято и при строительстве новой платформы Окружная. Ранее до станции МЦК было 260 м, стало – 50 м. Платформа построена по островному типу и принимает поезда как из Москвы, так и из области.
Также в этом году должны завершиться работы по переносу платформы Северянин Ярославского направления к станции МЦК «Ростокино». В результате расстояние между остановочными пунктами будет сокращено с 620 до 20 метров. Здесь также появятся три новые платформы.
– При этом от нового остановочного пункта «Северянин» будет построен подземный пешеходный переход к станции МЦК «Ростокино» и дополнительный выход к территории будущего ТПУ, – отметил глава Стройкомплекса.
Марат Хуснуллин заметил, что по предварительным расчетам пассажиропоток этого узла в час пик может достигать почти 37 тыс. человек.
Кроме того, между станцией «Лихоборы» МЦК и платформой НАТИ Октябрьской железной дороги появится надземный пешеходный переход.
Но при строительстве ТПУ не только возводятся новые остановочные платформы. Порой приходится реконструировать целые улицы. В частности, в ходе работ по строительству ТПУ «Калужская» планируется реконструировать улицу Архитектора Власова, в районе которой будет построен новый проезд.
– Участок, выделенный для формирования ТПУ, расположен в районе действующей станции метро «Калужская» и проектируемой станции «Воронцовская» БКЛ. Проект планировки ТПУ «Калужская» прошел публичные слушания и все этапы согласования. Его планируется утвердить во втором квартале этого года, – сказала председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.
Она отметила, что территория проекта планировки составляет 51 га. Здесь также появится крупная плоскостная перехватывающая парковка.
– Для удобного и безопасного передвижения людей построят подземные переходы, а связь между двумя станциями метро, входящими в ТПУ, будет организована по принципу «сухие ноги». То есть пассажирам не придется выходить на улицу, чтобы сделать пересадку, – добавила председатель Москомархитектуры.
После того, как строительство всех ТПУ будет завершено, Москва получит самую современную систему общественного транспорта, которая будет работать как единое целое.
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства МАРАТ ХУСНУЛЛИН
Текст: Дмитрий Симонов
Фото: Эдуард Жигайлов, Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)
Назад в раздел