ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Трудная задача


В столице решают, что делать с монорельсом.

Монорельс с самого своего появления был головной болью для московских властей. Появившись в результате волюнтаристского решения прошлого мэра, он сначала очень долго строился, потом так же долго вводился в эксплуатацию. Наконец заработав, он не смог в полной мере решить те задачи, которые на него возлагались.

Трамвай вместо монорельса

Единственная в Москве линия монорельса была запущена в ноябре 2004 года. Она соединяет станции метро «Тимирязевская» и «ВДНХ». Длина линии – 4,7 км. Долгое время им активно пользовались местные жители. Однако с открытием в сентябре 2016 года трех новых станций Люблинско-Дмитровской линии метро и запуском Московского центрального кольца (МЦК) пассажиропоток на монорельсовой дороге снизился на треть. С начала этого года монорельс перевели в туристический режим. В среднем интервалы между поездами выросли до 15–30 мин в зависимости от времени суток. Стало ясно, что с монорельсом надо что-то делать. В настоящее время в Москве ведется разработка технического задания для реконструкции монорельсовой транспортной системы. Об этом журналистам сообщил заместитель Мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

– Есть несколько вариантов развития, и один из них – запуск полноценного трамвая по этой линии. Пока мы считаем, во что это обойдется и в какой срок можно это сделать, – сказал Марат Хуснуллин.

По словам заммэра, сначала необходимо провести всестороннюю оценку разных вариантов решения «монорельсового вопроса», после чего будет выбран какой-то один и окончательный вариант. На эту работу столичные власти отводят три месяца.

– Сейчас разрабатывается проект интеграции этой дороги в существующую трамвайную сеть, – сказал руководитель Департамента строительства Андрей Бочкарев. Согласно предварительным планам, 2,5 км монорельса от ул. Новомосковской до ул. Сергея Эйзенштейна уберут.

Будет выполнено переустройство трамвайной линии от ул. Новомосковская до проспекта Мира и проложено 600 м трамвайных путей, включая 450 м по эстакаде.

В случае если будет принято решение делать на месте монорельса полноценную трамвайную линию, то почти половину путей планируется спустить на землю. В частности, могут продлить трамвайную линию, которая проходит по ул. Академика Королева до Краснопресненской трамвайной сети (линия по ул. Костякова). Таким образом изолированная трамвайная сеть соединится с основной.

– Сейчас ведется работа по определению трассировки трамвайной линии с учетом стесненных условий района. После выбора оптимального варианта прохождения трамвайных путей начнется разработка проекта планировки территории.

Затем будет объявлен конкурс по выбору технического заказчика с правом проектирования, – отметил Андрей Бочкарев. Рассматривается несколько вариантов трассировки. Часть эстакады со станциями монорельса планируется переоборудовать, чтобы по этому участку могли курсировать трамваи, которые в настоящее время частично дублируют монорельсовую дорогу.

Реконструкция монорельса повысит качество транспортного обслуживания и сократит расходы на эксплуатацию городского транспорта. Работы выполнят за счет городского бюджета.

Сомнительная альтернатива

Однако существует и другой проект, который предложило архитектурное бюро Wowhaus. По замыслу «прогрессивных» архитекторов вместо трамвая на эстакадах монорельса может появиться благоустроенный парк с подвесным бассейном, проулочными дорожками, детскими и спортивными площадками, амфитеатром, кафе и оранжереями.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов прокомментировал журналистам, что это частная инициатива, никаких градостроительных решений не принято. Однако он не исключил, что этот проект в дальнейшем может быть реализован.

– Я поддерживаю инициативу архитекторов. Это не первый случай, когда архитекторы предлагают интересные решения по использованию городских пространств, объектов или конструкций. Например, именно архитекторы в свое время продвигали идею активного развития набережных Москвы-реки, а сейчас это городская программа, – сказал Сергей Кузнецов.

Схожий проект уже реализован в Нью-Йорке на Манхэттене, где на месте надземной железной дороги разбили крупный парк «Хай-Лайн».

Однако ориентируясь на опыт других городов, не стоит забывать условия, которые там сложились. Решения, которые предлагают некоторые молодые столичные и заграничные архитекторы, зачастую напоминают поведение человека, который живет во дворце, но при этом использует только одну его комнату.

Из этой самой комнаты он стремится выжать максимум полезного пространства и очень гордится, если у него получается.

В том же Нью-Йорке зеленых зон крайне мало. Да, там есть огромный Central Park, и на этом, можно сказать, все. Остальное – это небоскребы, дома и промзоны. Парк на бывшей железной дороге разбили по необходимости, чтобы отвоевать у города еще один зеленый кусочек.

В Москве ситуация прямо противоположная. Места в городе хватает на то, чтобы с успехом строить парки и скверы, что сейчас, между прочим, и происходит. Кроме того, в двух шагах от монорельса есть огромный массив ВДНХ, далее прекрасный парк возле усадьбы Останкино. Какой смысл в заимствовании эрзац-решений, честно говоря, не совсем понятно.

А вот трамвайная система на эстакадах очень бы не помешала. Дело в том, что вести всю линию от ВДНХ до «Тимирязевской» по земле будет довольно сложно. На этой территории большое количество небольших промышленных предприятий и гаражей.

То есть трамвайную линию, по сути, придется пробивать по живому. А это сносы, суды, недовольные граждане и прочие неприятности.

К тому же в обычную московскую погоду, когда дует сильный ветер и идет дождь, едва ли найдутся любители прогуляться по этим висячим садам с бассейнами, продуваемым со всех сторон. А ведь еще эстакады надо будет чистить от снега и наледи, чтобы они просто не рухнули. Да и много чего еще придется делать. Вопрос лишь зачем?

Очень хочется надеяться, что разум возобладает и власти города сделают выбор в пользу транспортной системы, так необходимой жителям окрестных районов.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел