НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Большой Париж не успевает за темпами развития Новой Москвы


Об этом заявил экс-министр по вопросам городской политики и Большого Парижа Морис Леруа на завершившемся московском урбанистическом форуме.

Французские коллеги признали, что теперь Москва может задавать тренды, делиться опытом реализации самых амбициозных градостроительных проектов, перестраивать жилые кварталы, обустраивать общественные пространства, бороться с пробками, развивать транспортную систему.

Новая Москва – как раз один из таких проектов. Стратегия активного развития Троицкого и Новомосковского округов расписана до 2035 года. За это время планируется построить порядка 100 млн кв. м недвижимости, 700 км дорог, 33 станции метро, около 180 км трамвайных линий и десятки км железных дорог. О том, как справиться с поставленными задачами и не сдать лидирующую позицию, корреспонденту журнала «Московские торги» рассказал руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.

Территория притяжения

– Владимир Федорович, что Вы считаете главным достижением последних шести лет на присоединенных территориях?

– Первое – качество жизни жителей ТиНАО существенно улучшилось. Это касается экологии, качества и доступности получения образования и высококлассных медицинских услуг по различным направлениям. Жители отмечают положительные изменения в работе городского наземного транспорта, метрополитена, железных дорог. 74% жителей Новой Москвы считают, что за последние три года ситуация в ТиНАО изменилась в лучшую сторону.

Второе – комплексное, сбалансированное развитие Новой Москвы на протяжении шести лет. Строительство жилья, социальных объектов, объектов ЖКХ, создание разноплановых рабочих мест – все градостроительные проекты реализуются одновременно. Городские власти проводят их регулярный мониторинг, вносят коррективы по мере необходимости.

В результате покупателям квартиры в ТиНАО не нужно ждать, когда появится дорожная инфраструктура, построят больницу или школу – все уже есть рядом с новым домом.

– Каким образом власти Москвы планируют и дальше привлекать людей на новые территории? В чем преимущества Новой Москвы перед другими территориями Москвы и области?

– Начнем с приобретения жилья. Здесь у покупателей полная свобода в действиях. Цена квадратного метра в ТиНАО в полтора раза ниже, чем внутри МКАД. Более того, сохраняется возможность широкого выбора формата жилой площади: от многоэтажного дома до таунхауса. Наконец, то, что интересует инвесторов и арендаторов площадей, – это очевидная перспектива роста рыночной стоимости недвижимости.

Еще можно отметить, что жители ТиНАО имеют возможность пользоваться современной транспортной, образовательной, медицинской инфраструктурой, существенная часть которой была построена за счет инвесторов.

– А сколько денег на развитие ТиНАО тратит государство, сколько инвестирует бизнес?

– В этом году из бюджета выделено около 100 млрд рублей, примерно столько же намерены потратить компании-девелоперы. Бюджетные средства пойдут на строительство жилья, социальных объектов, создание рабочих мест. Бизнес инвестирует в дорожное строительство, создание инженерной инфраструктуры и социальных объектов.

Недвижимость в Новой Москве – не только новостройки

– В первом полугодии текущего года в Троицком и Новомосковском округах ввели 406 тыс. кв. м жилья.

Эта цифра укладывается в текущий рыночный спрос?

– Да, вполне. На новостройки ТиНАО сейчас приходится 38% всего спроса на жилье в столице. Для сравнения: в 2016 году этот показатель был на уровне 32%, в 2013-м – 27%. Новая Москва, как я уже сказал, развивается сбалансированно, что само по себе снижает риски невостребованности строительных объектов, ну и, конечно, делает интересные ценовые предложения.

Возможность найти работу поблизости от дома накрепко привяжет людей к новой территории. Так, с момента присоединения территорий население ТиНАО увеличилось на 100 тыс. человек (включая нетрудоспособных), при этом удалось создать более 100 тыс. рабочих мест по разным специальностям.

– А что будет с ценами на жилье в ТиНАО. Каков Ваш прогноз?

– Повышения цен не следует опасаться, так как активность на рынке жилья существенно спала по сравнению с тем, что было 4–5 лет назад. Девелоперы сдерживают рост цен на жилье, повышая при этом потребительскую привлекательность своих объектов: лучшие фасады, лучшие входные группы, освещение, лифтовое оборудование, благоустроенные общественные пространства. Многие квартиры продаются с хорошей отделкой.

– Владимир Федорович, а что планируется сделать со старым, ветхим жилым фондом? Программа реновации, насколько известно, закончится в 2025 году?

– Все верно. Мы планируем завершить программу реновации на территории ТиНАО существенно раньше, чем это произойдет в «старой» Москве. В настоящее время мы определяем стартовые площадки для строительства новых жилых корпусов. Уже определен 251 дом, который будет расселен по программе.

В Новую Москву с ветерком

– Безопасные, высокоскоростные, комфортные для передвижения магистрали – основа дорожно-транспортной инфраструктуры любого города. Что в этом направлении сделано в ТиНАО?

– На данный момент мы построили около 100 км магистральных дорог, а в ближайшие 3,5 года планируем построить еще 225 км. Главные проекты – Калужское шоссе, Солнцево-Бутово-Видное.

Что касается существующего дорожного фонда, то к моменту присоединения территорий к границам «старой» Москвы мы получили в управление 600 км дорог. Большинство из них – двухполосные трассы с невысокой пропускной способностью, а также дороги с грунтовым покрытием. Они, конечно, не соответствовали никаким современным дорожным стандартам. Сегодня же по территории ТиНАО пролегают трассы с 4–6 полосами движения, широкими тротуарами, велодорожками, современными системами освещения. До 2035 года мы планируем построить 600–700 км новых автодорог, не забывая при этом реконструировать существующие автотрассы.

– Власти Москвы и Подмосковья договорились о том, что нужно заняться реконструкцией дорог, ведущих к многочисленным дачным и садоводческим товариществам, расположенным на территории столичного региона. Как с этим обстоят дела?

– Мы определили фронт работ. Строить и ремонтировать будут дороги, непосредственно примыкающие к крупным СНТ, а также все те, где требуется немедленный ремонт. По каждому крупному СНТ совместно с жителями проведут необходимое обследование, составят детальный план работ. Мэр Москвы и губернатор Московской области приняли решение увеличить объемы работ по благоустройству садовых товариществ. Таким образом, до 2020 года планируется реконструировать около 200 км дорог. На эти цели выделят 3,3 млрд рублей.

– Какие станции метро, помимо «Румянцево» и «Саларьево», должны появиться на новых территориях?

– Две станции уже открыли, в ближайшее время запустят в работу еще 7. В течение 5–6 последующих лет в ТиНАО появится порядка 20 станций метрополитена. Протяженность линий городской подземки на присоединенных территориях составит около 70 км. Метрополитен в итоге дойдет до Троицка. Калининско-Солнцевская линия дойдет до аэропорта Внуково. В перспективе на базе станции «Столбово» Сокольнической ветки построят крупный транспортно-пересадочный узел. Он объединит две линии метро – красную и новую ветку, которая пройдет от Московского центрального кольца.

Новая линия возьмет начало от «Севастопольского проспекта», к Большому кольцу построят еще две станции и соединят с «Улицей Новаторов». Этот отрезок планируют возвести в 2022 году. От «Улицы Новаторов» линия пройдет до станции «Славянский мир», а далее – до «Столбово». Проект будет реализован за 3–4 года.

– Планируется ли проложить трамвайные маршруты?

– В Генеральном плане заложено строительство 200 км трамвайных линий. Первая трамвайная линия, которая в настоящее время находится на стадии проектирования, пройдет от Троицка до станции метро «Филатов луг» и по территории поселка Ватутинки.

На первой трамвайной линии планируется 14 остановок. Максимальная скорость – 29 км/час. Это позволит преодолевать расстояние от Прокшина до Троицка менее чем за 40 мин, а жители Троицка смогут добираться до центра Москвы за один час 20 минут.

В ближайшее время может начаться проектирование трамвайных путей в поселении Сосенское, в районе Коммунарки. По поселку Коммунарка пройдет линия длиной 12 км, линию протяженностью 8 км пустят от Коммунарки к деревне Андреевское. Трамвайная линия также придет в Саларьево.

Социальная инфраструктура – объект для инвестиций

– От темы строительства жилья и реконструкции дорог предлагаю перейти к не менее важной и значимой – наличию базовой социальной инфраструктуры? Каких успехов вам удалось достичь?

– На сегодняшний день жители ТиНАО уже получили 58 школ, детских садов и поликлиник. В ближайшие четыре года планируем построить не менее 80 социальных учреждений. Один из самых крупных объектов – это больничный комплекс, медицинский кластер «Новая Москва», который будет обеспечивать врачебной помощью не только местных жителей, но и частично районы, которые примыкают к границам Новой Москвы.

Один из последних построенных объектов социальной инфраструктуры – школа и два детских сада, построенных за счет инвесторов, их введут к началу нового учебного года в Новой Москве.

В жилом комплексе «Бунинские луга» в дер. Столбово готовится к вводу садик на 150 мест, в ЖК «Испанские кварталы» в дер. Николо-Хованское построен детский сад на 220 малышей. Оба они находятся в поселении Сосенское. В городе-парке «Первый Московский» в поселении Московский введут школу на 775 учащихся. Как и в случае с дорогами, все девелоперские проекты в Троицком и Новомосковском округах предусматривают опережающее создание социальной инфраструктуры. С 2018 по 2020 год в Новой Москве введут столько же социальных объектов, сколько за предыдущие пять лет.

По 11 объектов инвесторы сдадут в этом и следующем годах, еще 16 – в 2020 году.

В инвестиционных портфелях девелоперов средства на это уже предусмотрены. За три года объем внебюджетных вложений в развитие социальной инфраструктуры Новой Москвы составит около 20 млрд руб. Тридцать два из 37 соцобъектов, сданных инвесторами с июля 2012 по декабрь 2017 года, переданы в собственность города. Двадцать три детских сада и девять школ включены в систему образования Москвы. Это шесть тыс. мест в детсадах и 11 тыс. мест в школах.

Где живем, там и работаем

– Владимир Федорович, а как на присоединенных территориях идет процесс создания новых рабочих мест?

– На подмосковных территориях, которые в 2012 году присоединили к Москве, было 84 тыс. рабочих мест. За шесть лет с момента присоединения удалось создать более 100 тыс. рабочих мест. Большая часть жителей ТиНАО занята в секторе потребительского рынка и строительства. Остальные трудоустроены в области IT-технологий, логистики, в социальной сфере, в сфере производства.

– А как насчет технопарков? Очень популярный и перспективный формат создания новых мест приложения труда…

– Строительство технопарков и индустриальных парков – следующая ступень в развитии рынка труда Новой Москвы, а также строительной инфраструктуры округов. Сейчас насчитывается 20 перспективных площадок под технопарки. Предложения о создании технопарков на территории ТиНАО поступили почти от всех крупных столичных девелоперов. Не менее 10 проектов находится в проработке в Москомархитектуре.

Но спешу успокоить тех, кто желает переехать в ТиНАО и найти работу по месту жительства. Свободных вакансий хватает. Многие офисные центры еще продолжают искать арендаторов-работодателей. Саларьево, Мосрентген, Коммунарка, Внуково и Троицк – именно здесь идет самое активное строительство и создание рабочих мест.

Жидкин.jpg

Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы

ВЛАДИМИР ЖИДКИН 

Текст: Дмитрий Костенко



Назад в раздел
ЭнергокомплексМОЭСКМосводоканалГеопроектизыскания
АБЗВК