ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Интересы и потребности москвичей


Когда рядом с метро будут жить 95 процентов жителей столицы.

После Московского урбанистического форума появилось множество предложений по стратегии развития Москвы на дальнюю перспективу. Какие из идей приживутся в нашей столице, в какие проекты выльются и каковы на сегодняшний день приоритеты в области строительства, реновации жилья, дорожной сети – на эти и другие вопросы в интервью журналу «Московские торги» ответил руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев.

- Андрей Юрьевич, в столице недавно завершился Урбанистический форум. Какие идеи современных архитекторов власти Москвы собираются перенимать? Все ли, что предлагают специалисты, реализовывавшие свои проекты в европейских городах, может быть применено в таком гигантском и постоянно растущем мегаполисе, как Москва?

– По итогам работы Урбанистического форума будут подготовлены предложения по перспективному стратегическому развитию Москвы на долгие годы вперед. Все предложения отечественных и зарубежных специалистов будут рассмотрены и обсуждены в профессиональном сообществе, затем представлены Мэру столицы. И только потом будет рассмотрена возможность принятия решений по реализации выдвинутых инициатив.

Самое главное – то, что форум сконцентрировал массу интересных идей и предложений, с которыми можно работать, реализовывать их в городе. Мы будем уделять максимальное внимание развитию транспортной инфраструктуры, экологии, внедрению цифровых технологий. Но какие бы идеи ни были приняты, в центр всей урбанистической деятельности и развития городской среды мы будем ставить интересы и потребности жителей и гостей столицы.

– В Москве сейчас реализуется несколько крупнейших проектов в области развития транспортной инфраструктуры, насколько они позволят улучшить ситуацию на дорогах?

– В 2018 году в Москве планируется построить 114,9 км дорог, из них 94,5 км – Департаментом строительства и 20,4 км – Департаментом развития новых территорий. Для решения этой задачи в 2018 году выделено 179,7 млрд руб. (161,8 млрд руб. – Департаменту строительства и 17,9 млрд руб – Департаменту развития новых территорий). Все эти средства выделяются согласно адресной инвестиционной программе города Москвы (АИП).

МТ.png

В 2018 году мы завершаем строительство ряда важных, приоритетных объектов, которые имеют важное значение для улучшения дорожной ситуации в городе. Уже открыли эстакаду через Варшавское шоссе, которая построена по проекту реконструкции Варшавского шоссе на участке от проектируемого проезда № 728 до обводной дороги на город Подольск, включая транспортную развязку с обводной дорогой. Недавно Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин открыл движение на участке Северо-Западной хорды (СЗХ) по направлению улиц Крылатская, Ярцевская, Боженко, Кубинка с выходом на Можайское шоссе.

В ближайшее время завершим строительство участка Северо-Восточной хорды (СВХ) от ул. Фестивальной до Дмитровского шоссе. Кстати, строительство этого участка обеспечит выход на Северо-Западную хорду. Более того, станут возможными продолжение и более глубокий вход в город скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург в черте города до Дмитровского шоссе и далее в центр города.

Также это позволит перераспределить транспортные потоки и снизить нагрузку на основные магистрали города – Ленинградское, Дмитровское шоссе, север МКАД, ул. Большая Академическая, Коровинское шоссе. Кроме того, значительно улучшатся условия движения транспорта в районах Северного административного округа города Москвы: Головинском, Коптеве, Тимирязевском.

Уже практически завершено строительство, скоро откроем движение по дороге Солнцево-Бутово-Видное, в результате чего в Новой Москве появится полноценный дублер МКАД, обеспечивающий поперечную связь между районами и связывающий четыре крупные вылетные магистрали. Новая трасса обеспечит хорошую транспортную доступность административно-делового центра «Коммунарка» и других перспективных жилых и деловых районов Новой Москвы.

Благодаря этой трассе будет организован комфортный подвоз пассажиров сразу к четырем линиям Московского метрополитена: Сокольнической, Бутовской, строящейся Солнцевской и проектируемой линии «Улица Новаторов» – «Столбово» (Коммунарка).

К приоритетным задачам также можно отнести участок СВХ от Щелковского шоссе до Открытого шоссе; от шоссе Энтузиастов до МКАД. Их мы также завершаем в этом году. Строительство этих участков Северо-Восточной хорды позволит распределить транспортные потоки и снизить нагрузку на центральную часть города и основные магистрали: Рязанский проспект, шоссе

Энтузиастов, МКАД-восток. Кроме того, можно будет осуществить транспортную связь МКАД с Четвертым транспортным кольцом и улучшить транспортную доступность Восточного и Юго-Восточного районов города Москвы. Еще один плюс этих проектов – обеспечение въезда-выезда из города на федеральные автомобильные дороги, а именно Москва-Ногинск-Казань и МКАД.

– Любой, кто ездит на автомобиле, знает, что подчас основные проблемы возникают на границе Москвы и области. В столице еще хватает мест, но, когда многополосная дорога упирается в бутылочное горлышко, возникает пробка. Каково взаимодействие с властями области в этом вопросе?

– Мы тесно сотрудничаем и взаимодействуем с коллегами из Московской области, Росавтодора по развитию столичного транспортного узла. В настоящее время синхронизированы сроки строительства ряда важных объектов. Федеральными структурами ведется строительство платной автодороги Москва-Санкт-Петербург, которая выходит на Бусиновскую развязку на МКАД, мы построили участок от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы, сейчас завершаем строительство участка от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе.

Мы завершили реконструкцию Можайского шоссе вместе с развязкой на МКАД, федеральные структуры завершают реконструкцию автомобильной дороги М-1 «Беларусь». Такая же ситуация с шоссе Энтузиастов и Волгоградским проспектом, реконструкцию которых мы завершили. Федеральные структуры провели реконструкцию автомобильной дороги М-7 «Волга» и автомобильной дороги М-5 «Урал», которые выходят на эти вылетные магистрали.

– Не секрет, что многие земли, которые ранее планировались под дорожное строительство, сейчас заняты жилой и коммерческой застройкой. Каким образом решаются вопросы в таких ситуациях?

– Безусловно, мы ведем строительство на плотно застроенной городской территории. Большинство объектов, которые попадают в зону строительства, это нежилые объекты: различные заброшенные или действующие промышленные здания, бензозаправочные станции, рекламные щиты, различного рода ограждения, очень много гаражных объектов. Из опыта, около 90% объектов недвижимого имущества, попадающих в зону строительства, принадлежат юридическим лицам и около 10% находятся или в собственности физических лиц, или города Москвы, или в федеральной собственности.

В соответствии с действующим законодательством Правительство Москвы предлагает собственникам заключить соглашение об изъятии земель. Сумма компенсации определяется на основании оценки, выполненной независимой оценочной организацией. Как правило, решить все вопросы удается без обращения в суды, исключение могут составить не более 4%.

Из уже реализованных проектов одним из наиболее сложных объектов в части освобождения земли было Щелковское шоссе.

Работу значительно осложняло большое количество объектов розничной торговли, расположенных в границах улично-дорожной сети. Так, в районе строительства эстакады на пересечении Щелковского шоссе с улицами Уральская и 9-я Парковая было сосредоточено 10 объектов торговли (торговые центры, павильоны, торговые комплексы и т.д.). Причем на все объекты владельцами зарегистрированы права собственности. Однако и тут проблему решить удалось – достигнута договоренность с собственниками по условиям освобождения.

– В столице сейчас огромными темпами строится метрополитен, можем ли мы надеяться на то, что станция метро когда-нибудь окажется в шаговой доступности для большинства москвичей? Многие москвичи ждут открытия Большого кольца метро, а будут ли новые радиальные линии?

– В настоящий момент ведется проектирование и строительство около 200 км новых линий метрополитена. Если эти планы будут реализованы, протяженность подземных путей метро в 2023 году составит 555 км, а к 2027 году – 630 км. В результате рядом с метро будут жить 95% жителей столицы.

Большая кольцевая линия – главный проект метростроителей на ближайшие годы. Это будет самая длинная в мире кольцевая линия – 70 км и 31 станция. В полном объеме эту линию мы хотим запустить в 2023 году. Кроме того, есть планы по строительству и ряда совершенно новых линий. Будет построена линия от станции «Улица Новаторов» БКЛ до Троицка. Появится Рублево-Архангельская линия с восемью станциями. Еще одна долгожданная линия – Бирюлевская. Она соединит станцию МЦК ЗИЛ, станцию «Кленовый бульвар» БКЛ и выйдет на территорию Новой Москвы.

– Программа реновации была объявлена более полутора лет назад, но пока переселили лишь жителей нескольких домов. Когда можно ожидать полномасштабного развертывания работ в этом направлении?

– В столице утверждены 242 стартовые площадки по программе с градостроительным потенциалом почти 3,6 млн кв. м жилья. Этот список неокончательный и будет дополняться. Более 150 объектов включено в план деятельности Фонда реновации до 2021 года, а это 2,3 млн кв. м жилой площади.

Сейчас проектируется более 140 стартовых домов на подобранных площадках, 34 дома строятся, 33 введены в эксплуатацию.

Уже осенью этого года начинаем строительство более 70 домов практически во всех округах. Первые дома, построенные Фондом реновации, будут введены в эксплуатацию в 2021 году.

Строительство домов начнется в САО, СВАО и ВАО. Переселение по программе идет уже в 12 домах. Недавно началось переселение жителей в рамках программы реновации в два дома, которые расположены по адресам: ул. Изюмская, д. 55, корп. 1 и д. 49, корп. 2 (район Южное Бутово).

Следующие дома для переселения по программе реновации в Москве могут быть подготовлены для заселения в конце августа – начале сентября. Всего до конца года по программе реновации планируется передать под заселение около 30 новостроек.

Это позволит начать переселение порядка 40 домов – в сумме на 3,7 тыс. квартир.

– Учитывая, что программа реновации должна быть осуществлена в довольно сжатые сроки, не отразится ли это на качестве возводимых домов?

– Контроль качества возведения домов по программе реновации – двусторонний, он проводится Московским фондом реновации жилой застройки и Мосгосстройнадзором. Строительство новых домов осуществляется строго по стандартам реновации.

В среднем за время стройки жилого дома на объекте проходит около 10 проверок. За каждым этапом строительства тщательно следят инспекторы Мосгосстройнадзора. Все строительные конструкции и материалы проверяют в специализированных лабораториях.

На определенных этапах строительства проводятся инструментальные обследования. Лаборатории оснащены всеми необходимыми современными инструментально-техническими комплексами, которые позволяют проверить стройматериалы и выполнение строительных работ на соответствие обязательным требованиям.

Отделочные работы в домах по программе реновации выполняются без серьезных нарушений. В случае выявления мелких нарушений генеральный подрядчик оперативно их устраняет.

– Некоторые эксперты опасаются, что реновация ляжет тяжким бременем на и без того перегруженную инфраструктуру города. Насколько это соответствует действительности?

– В рамках программы реновации предусмотрена разработка комплексного подхода к развитию комфортной городской среды для проживания москвичей. На данный момент разрабатываются 86 проектов планировки, включая развитие парковочных пространств, улично-дорожной сети и объектов социального назначения.

Все квартальные проекты реновации будут разработаны с участием лучших экспертов в области архитектуры, урбанистики и дизайна городской среды. Однозначно можно сказать, что это будут современные и продуманные кварталы с грамотным зонированием и обязательным наличием всей необходимой собственной инфраструктуры.

Появятся внутриквартальные пространства общего использования с аллеями и скверами, спортивные площадки для универсального использования. Дворовые территории станут более комфортными и насыщенными в части озеленения и детских площадок, мест отдыха. Будут созданы единые пешие пространства и в кварталах реновации, и в прилегающих объектах городской инфраструктуры. Сейчас прорабатывается вопрос лаконичной увязки программы реновации с другими городскими программами: благоустройства дворов, создания более комфортного парковочного пространства. Парковкам и внутриквартальной дорожной сети будет уделено особое внимание. Сейчас мы видим все трудности, с которыми сталкиваются многие московские дворы: тупиковые или неудобные квартальные дороги, автомобили, брошенные по всем линиям уличной сети. В настоящее время разрабатываются такие критерии квартального зонирования, которые позволят создать много внутриквартальных пеших и транспортных связей. Часть транспортных артерий будет переоборудована в места временного хранения машин, причем преимущественно не во дворах, а в междворовой и уличнодорожной сети. Также будут строиться подземные и надземные парковки.

Особенности застройки будут зависеть от конкретных условий расположения участков. Везде разная ситуация, и в некоторых кварталах придется строить плотнее, чтобы переселить людей в те же районы, где они проживают сейчас. Это станет понятно по результатам архитектурных конкурсов, благодаря которым появятся проекты под конкретную территорию. В целом плотность застройки будет не больше 20–25 тыс. кв. м на гектар.

Программа реновации предусматривает возведение дополнительных социальных объектов, в том числе с учетом существующего дефицита объектов социальной инфраструктуры на конкретной территории. Сейчас дома невысокой этажности занимают много места. После сноса пятиэтажки в квартале появляется свободный участок для нового садика, школы или поликлиники. То есть будет сделано все, чтобы городская среда оставалась комфортной и удобной для москвичей.

Бочкарев.jpg

Руководитель Департамента строительства города Москвы 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел