НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Марат Хуснуллин: «Москва развивалась и будет развиваться, а главный драйвер ее развития – именно строительство»


Планы столичного Стройкомплекса на ближайшее будущее.

Строительство по праву называют локомотивом развития экономики. Дома, дороги, парки, социальные объекты, транспортная инфраструктура – все это дело рук строителей. Какие стоят перед ними задачи на ближайшую и отдаленную перспективу и как будет благодаря Стройкомплексу развиваться Москва – об этом наш разговор с заместителем Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным.

– Марат Шакирзянович, несколько лет Стройкомплекс столицы занимался возведением спортивных объектов к чемпионату мира по футболу. Мундиаль завершился. На Ваш взгляд, что он дал городу?

– Чемпионат мира стал не просто красивым спортивным праздником, которого так ждали спортсмены и болельщики, но и, что очень важно, дал мощный толчок развитию Москвы. В пешей доступности от стадионов и других объектов была создана удобная транспортная инфраструктура и логистика: в пешей доступности от «Лужников» два года назад открылась одноименная станция МЦК, в связи с чем снизилась нагрузка на станцию метро «Спортивная», увеличилась ее пропускная способность; реконструирована и модернизирована дорожная сеть. Одновременно с открытием стадиона «Открытие Арена» («Спартак») рядом с ним летом 2014 года была построена новая станция метро «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии; открыта еще три года назад эстакада на Волоколамском шоссе. Если бы мы ее не построили, заезд к стадиону был бы невозможен, поскольку там бы образовывалась постоянная пробка.

А вообще, Москва превратилась в настоящий центр развития российского спорта. Каждый новый стадион – это ведь полноценный спортивный кластер. Прекрасно справилась с наплывом гостей вся инфраструктура. Москву в течение месяца посетили 3,8 млн болельщиков, 60% из которых – иностранцы. К этому времени мы построили 48 отелей почти на 5 тыс. номеров.

Показатели загрузки московских гостиниц побили все рекорды, превысив 90%. Московский бизнес получил 97 млрд руб. доходов, а городской бюджет – 13,2 млрд руб. дополнительных налогов. Участники, болельщики и иностранные организаторы первенства высоко оценили и стадионы, и инфраструктуру, и сам наш город – один из красивейших в мире. Хочу сказать, что теперь, когда у нас за плечами опыт проведения чемпионата мира, мы сможем проводить в городе мероприятия любого уровня сложности. Спокойно и летнюю Олимпиаду 2026 года проведем, если такое решение будет принято.

Самое главное – все в восторге от Москвы, от благоустроенных красивых улиц и фасадов, от парков, от нашего метро – самого красивого в мире, включая и новые станции, которые мы построили за 8 лет. В восторге от того, какая в столице красивая архитектура – и историческая, и современная.

В восторге от улыбок москвичей, которые те дарили гостям нашего города. Та атмосфера, которая создана в Москве, – ее оценили по достоинству все. И многие мечтают вернуться к нам опять. Главное достижение города – его дружелюбие, отсутствие серьезных инцидентов, безопасность на улицах.

И Москва, и страна себя проявили. Особенно стала популярной Большая спортивная арена «Лужники». Реконструированный стадион собирал аншлаги на все матчи.

– Это правда, что Москва станет делиться опытом организации инфраструктуры чемпионата мира с Катаром, который примет чемпионат мира по футболу через четыре года?

– Да, конечно, мы готовы делиться опытом с коллегами из Катара. Насколько я знаю, уже несколько раз представители Катара приезжали в Москву. Внимательно смотрели, как идет подготовка к чемпионату и, самое главное, как идет проведение чемпионата мира. Всеми признано, что у нас был один из лучших чемпионатов мира по всем параметрам – технической подготовке, уровню организации. Во всяком случае один из крупнейших застройщиков – китайская компания CRCC, которая в Катаре проектирует и планирует строить основной стадион, – уже приезжали к нам в «Лужники». Смотрели, высказали высочайшую оценку, попросили дать технические консультации. Мы им все рассказали, показали, как обстоит дело с эвакуационными выходами, как – с системами безопасности. Мы всем опытом готовы поделиться, опыт наработали очень хороший.

– Что будет дальше со стадионами и той инфраструктурой, которая строилась к ЧМ-2018?

– Инфраструктура, созданная для чемпионата мира по футболу, послужит москвичам и привлечет туристов. Эти активы никто не унесет, они останутся в городе. Это самое главное. Стадионы, станции метро и Московского центрального кольца, 48 гостиниц, которые привлекут туристов. Это не те вложения, которые пропадут. Также мы построили 11 детско-юношеских спортивных школ. Я в детстве стоял на воротах. Теперь появилось желание вернуться в футбол. Настолько созданная нами инфраструктура на мое мнение повлияла.

Уже сейчас у «Лужников» есть заявки на проведение различных мероприятий. Следующим мероприятием на стадионе станет День строителя, который мы отметим в августе. Через неделю снимут режим ограничения по строительным работам на территории «Лужников», и до конца года будет запущена канатная дорога, связывающая олимпийский комплекс и Воробьевы горы. Инвестор, отвечающий за строительство воздушной трассы, уже готовит документы на ввод в эксплуатацию объекта. И, конечно, продолжится строительство еще 18 различных сооружений на территории «Лужников». Это и теннисный центр, и гимнастический, и центр водных видов спорта, и многие другие. И все это останется городу, людям.

– Москва реализует большой проект по реновации промзон. Как они сегодня развиваются?

– Промзоны – это наш основной градостроительный ресурс в старой черте города. На сегодняшний день одновременно реализуется сразу несколько проектов реорганизации бывших заброшенных территорий – это и крупнейшая в мире промзона «ЗИЛ», которая уже сейчас преображается и превращается в комфортный район, своего рода еще одну визитную карточку столицы – с благоустроенными набережными, современным жильем, спортивным кластером, культурной и рекреационной составляющими. Это и «Серп и молот», и бывшая территория Тушинского аэродрома, и «Соколиная гора», и «Грайвороново», и многие другие промзоны, которые дадут мощный толчок инвестициям и в конечном счете послужат гармоничному развитию всего мегаполиса. Это территории открытые, с грамотно продуманной транспортной составляющей – в пешей доступности скоростной транспорт, удобные магистрали. Большое значение мы придаем и развитию улично-дорожной сети внутри этих зон. На каждой территории идет комплексная сбалансированная застройка, то есть существует рациональное сочетание между недвижимостью для проживания и для создания рабочих мест.

В шаговой доступности от жилых домов строятся детские сады, школы, спортивные площадки. Только в этом году на территории бывших промзон введено 23 объекта общей площадью 930 тыс. кв. м, включая 320 тыс. кв. м жилья. А до конца текущего года будет введено 73 различных объекта общей площадью 3,4 млн кв. м, в том числе 1,68 млн кв. м жилья. Важно, что уже сегодня треть всего строительства в пределах МКАД ведется на территории бывших промзон. А 60% рабочих мест от общего числа таковых в столице формируется именно на этих территориях и в Новой Москве. Это говорит о том, что вектор развития – полицентричный, предусматривающий сбалансированность застройки – выбран стратегически верно.

За последние три года мы рассмотрели вопросы реорганизации 38 депрессивных промышленных и коммунальных территорий и признали целесообразность корректировки границ 14 из них.

В настоящий момент в промзонах уже работают 33 технопарка, где трудятся более 1,5 тыс. компаний-резидентов, создавших 41 тыс. рабочих мест. За последние годы в промзонах открылось 700 высокотехнологичных предприятий.

– Не так давно отмечали очередную годовщину (6 лет) присоединения к Москве новых территорий. Как они развиваются?

– Новая Москва развивается даже более высокими темпами, чем мы ожидали изначально. Прошло всего шесть лет с того момента, как эти территории вошли в состав столицы, а там уже введено 13,6 млн кв. м недвижимости, причем, что очень важно, с рациональным соотношением жилья и рабочими местами, которых за этот период создано более 100 тыс.

Абсолютным успехом можно считать то, что мы очень быстро, всего за три года привели туда метро – открыли две станции Сокольнической линии и до конца года достроим еще один протяженный участок той же линии, доведя ее до крупнейшей точки роста Новой Москвы – Коммунарки. Построено и введено 101,3 км дорог, 19 мостов, тоннелей и эстакад, а также 58 объектов социального назначения в рамках комплексного освоения территорий.

Много раз говорил и еще раз повторюсь: Новая Москва – это мощный драйвер развития всего мегаполиса и наш долгосрочный мегапроект. Развитие этих территорий привлекает новые инвестиции, обеспечивает новые производства и рабочие места, величивая налоговую базу города. Через пять лет количество мест приложения труда увеличится еще на 100 тыс. Таким образом, к концу 2023 года их будет уже более 200 тыс. При этом общая численность населения составит около 350 тыс. человек.

Таким образом, подавляющее большинство трудоспособного населения сможет найти работу непосредственно в Новой Москве, а не ездить в центр. Это важный шаг к построению удобного и комфортного города. Кстати, на Урбанфоруме в рамках панельной дискуссии «Большой Париж – Большая Москва. Итоги реализации градостроительтных проектов» вице-спикер Национального собрания Франции Морис Леруа отметил, что в некоторых аспектах Париж за московскими темпами не по-спевает. Это притом что их проект стартовал раньше, чем наш. И мы у них, кстати, некоторым вещам учились. Так вот теперь, по словам господина Леруа, ученики во многом превзошли учителей. «Москва вырвалась вперед», – заявил он. Конечно, нам приятна такая оценка.

– Как идет развитие транспортной инфраструктуры? Какие ключевые проекты реализовывает город?

– Транспортная инфраструктура – это главный драйвер развития любого мегаполиса, важнейшая градостроительная задача которого – обеспечить максимальному числу жителей пешую доступность к транспортным узлам. Москва – не исключение. Самый главный общественный транспорт столицы, которым пользуется почти 70% населения, – метро.

В отличие, кстати, от многих других мегаполисов, где этот показатель колеблется в пределах от 50 до 65%. Так вот, за 2011–2018 годы мы совершили огромный рывок в метростроении: с учетом построенного МЦК введено 121 км линий, 64 новые станции подземки и 7 электродепо. Фактически Москва построила треть всего объема метро, существовавшего до 2011 года. Шаговый доступ к подземке получили жители 34 районов.

Что дает скоростной рельсовый транспорт помимо удобства для горожан? В первую очередь территории, куда он приходит, получают мощный стимул к дальнейшему развитию. Доступный городской транспорт обеспечил приток инвестиций во все без исключения столичные районы. Жилая недвижимость вблизи станций и остановок скоростного общественного транспорта пользуется большим спросом – соответственно, выше и дивиденды инвесторов. В течение ближайших пяти лет метрополитен прирастет еще 135 км линий, 58 станциями и шестью электродепо. Наш ключевой мегапроект на ближайшие годы – строительство Большой кольцевой линии протяженностью почти 70 км.

Чтобы оценить масштабы, достаточно представить, что построить БКЛ равнозначно тому, что проложить высокоскоростную железнодорожную трассу от Москвы до Наро-Фоминска или, скажем, от Амстердама до Роттердама. Первый участок с пятью станциями мы уже открыли весной этого года, очередной – от «Петровского парка» до «Нижней Масловки» – откроем до конца года.

Работы развернуты на всех участках кольца. Важность данного проекта еще и в том, что он предусматривает техническую возможность тянуть радиальные ветки в любые точки города.

Так, помимо Кожуховской линии, которая уже строится, такие линии от БКЛ придут в Новую Москву – Коммунарку, а далее и в Троицк, и в Рублево-Архангельское. Еще одна ветка протянется в столичный район Бирюлево. Кроме того, вглубь Новой Москвы продлеваем и существующую радиальную линию – Сокольническую. Придет метро и в аэропорт Внуково, куда продлеваем Калининско-Солнцевскую ветку. В результате реализации программы развития метро до 2023 года шаговый доступ к нему будут иметь 95% москвичей.

Огромный рывок совершили мы в дорожном строительстве: за 8 лет построено и открыто 815 км дорог, 227 мостов, тоннелей и эстакад, 215 пешеходных переходов. Построены и модернизированы 14 крупных транспортных развязок на МКАД, реконструированы 9 ключевых городских магистралей, запущена реализация ключевого мегапроекта дорожно-транспортной сети – хордовое строительство: Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, а также Южной рокады.

В ходе Урбанфорума было отмечено наше главное достижение в этом плане, если сравнивать с другими мегаполисами: Москва на сегодняшний день – единственный в мире мегаполис, где темпы развития дорог превышают темпы застройки территорий. И снижать темпов и объемов строительства мы не намерены: в течение ближайших пяти лет в столице будет строиться и реконструироваться не менее 90 км дорог ежегодно, а к 2023 году будет введено в эксплуатацию 485 км дорог, 100 новых мостов, тоннелей и эстакад и 60 пешеходных переходов.

– Наступит ли когда-нибудь в Москве такое время, когда строить будет уже нечего? Или это нереально? Другими словами: строители без работы не останутся?

– Любой город – живой организм, он не может застыть на месте и не развиваться. Особенно, если речь идет о крупных мегаполисах, таких как Москва. Столица строилась и будет строиться всегда. Мы закладываем планы, а соответственно, финансирование в адресной инвестиционной программе, как на ближайшую перспективу – пять лет, – так и думаем о долгосрочных планах. Одна только программа реновации рассчитана до 2032 года, а проект Новой Москвы – до 2035-го. Среди долгосрочных проектов – и реновация промзон, и обустройство набережных Москвы-реки. Но это не значит, что настанет какой-нибудь «час икс» и город замрет в развитии.

Москва как развивалась, так и будет развиваться, а главный драйвер развития – именно строительство. Это тот сегмент, который тянет за собой все остальное – в первую очередь инвестиции в экономику. Дает возможность формировать рабочие места в смежных отраслях – ЖКХ, торговле, коммерческих сферах, в той же социалке (строим школы, садики, поликлиники – создаем рабочие места). И так далее. Не случайно Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин именно строительство называет локомотивом развития всей экономики города. Из 12 с лишним миллионов населения Москвы свыше миллиона так или иначе связаны со стройкой, а одно рабочее место формирует до восьми мест приложения труда в других отраслях. Получается, что стройка дает все: и инвестиции, и работу, и зарплату, а главное – уверенность в завтрашнем дне.

Отдельно я бы хотел сказать о развитии нашего главного приоритетного направления – транспортного строительства.

Эта та стройка, которая будет всегда. Ежегодно в мегаполисе прибавляется примерно по 300 тыс. автомобилей. Если не развивать метро и рельсовый транспорт в целом, улично-дорожную сеть, не строить современные развязки, тоннели, не прокладывать современные трассы, не развивать поперечные связи, жизнедеятельность Москвы просто остановится.

Поэтому мы не только реализовываем наши текущие планы и программы, но и смотрим на несколько лет вперед: и по метро, и по железным дорогам, и по автомобильным, то есть по всему этому комплексу.

Главная задача – увязать весь транспорт в единую удобную городскую сеть, чтобы пассажиры как можно меньше времени тратили на перемещение по городу и имели как можно больше альтернативных маршрутов для поездок. На это направлены и наши проекты по метростроению, включая возведение БКЛ, и интеграцию радиальных направлений железной дороги с тем же МЦК и станциями метро, и наш абсолютно новый проект по созданию Московских центральных диаметров. Тоже долгосрочный проект: в перспективе диаметров будет 17. Благодаря этим сквозным маршрутам пересечь по диагонали Москву, не сделав ни одной пересадки, можно будет всего за 30–40 мин. Транспортное строительство даст стимул к развитию и территорий, и Москвы в целом. Так что наши строители совершенно точно никогда не останутся без работы.

– В двадцатых числах июля в Москве завершился восьмой по счету Международный урбанистический форум. Какую бы оценку Вы ему поставили?

– Москва всегда проводит МУФ на самом высоком уровне. Не стал исключением и 8-й форум. Оценка и мэрами других городов, и ведущими урбанистами, экспертами, архитекторами, экономистами, да и просто участниками и гостями форума – самая высокая. Более того, наш форум стал настолько авторитетным мероприятием в мире, что было подписано соглашение о сотрудничестве форума с ООН-Хабитат. Эдуардо Морено – представитель ООН-Хабитат, высоко оценивая уровень организации форума, заявил о том, что Москва вполне может стать организатором следующего мирового урбанфорума, который пройдет в 2022 году.

Если такое решение примут, для нас это станет большой честью. В рамках подписанного соглашения МУФ и ООН-Хабитат будет обмениваться профессиональным опытом, разрабатывать проекты развития городов и искать эффективные решения актуальных проблем урбанистики. ООН-Хабитат занимается определением ключевых вызовов в городском развитии и тем, как города могут на них отвечать с помощью новых решений в инфраструктуре и строительстве. Наш форум тоже посвящен этим вызовам перед городами будущего. Через партнерство с ООН-Хабитат мы привнесем эти темы в повестку развития Москвы.

Высокую оценку переменам, произошедшим в Москве, работе Мэра города дал Владимир Путин, принявший участие в МУФ-2018. Не случайно он назвал российскую столицу настоящей законодательницей мод по качеству и комфорту городской среды. Подчеркнул, что Москва задает стандарты развития в современных мегаполисах. По его словам, изменение, благоустройство городской среды влияет на мировоззрение, самочувствие и настроение людей. Это действительно так.

Вот почему нам так важно знать, что думают жители о тех переменах, которые происходят в городе, – ведь именно для них мы и работаем. Так вот, на сегодняшний день значительно вырос процент тех, кто не спешит покидать Москву даже на выходные – так уютно, комфортно и приятно в ней находиться. Каждый может найти чем себя занять. Добираться до мест досуга стало проще и быстрее. Благоустраивается не только центр, но и периферия, в этом плане очень много сделано. Это важно.

– И как оценили Москву на фоне других мировых столиц ведущие эксперты и урбанисты из-за рубежа? Чем мы можем гордиться?

– Если взять интегральный показатель, а это порядка 14 критериев – транспортная доступность, экологичность, доступ к различным сервисам и так далее. Так вот, мы вошли в первую пятерку наряду с Лондоном, Парижем, Нью-Йорком, Берлином. Я считаю, что это очень хороший результат. Наш мегаполис, наряду с Нью-Йорком, Лондоном, Парижем, Берлином и Барселоной, вошел в группу «городов-альтруистов», достигших максимального уровня развития инфраструктуры и услуг при рачительном отношении к ресурсам и контролируемом воздействии на окружающую среду, а по комфортности проживания столица России заняла пятое место. Аналогичное место наш город занял и по интенсивности строительства недвижимости, характеризующегося сбалансированным вводом жилой и нежилой недвижимости.

Характерно, что восторженные отзывы о нашем городе от болельщиков со всего мира, приехавших в Москву, созвучны с выводами исследования. Такие результаты, по мнению экспертов, свидетельствуют о грамотном подходе к сбалансированному развитию городского пространства. Именно эту задачу и поставил Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин еще в 2010-м году. Мы ее и выполняем. Не случайно Мэр, выступая на Урбанфоруме, назвал московскую агломерацию достоянием России и локомотивом ее развития. Так оно и есть.

Я бы хотел особенно подчеркнуть вот что: самый главный капитал города – это его жители. Ради них мы и работаем. Все проекты и программы, реализуемые в Москве, нацелены на то, чтобы через пять лет горожане смогли сказать: мы живем в комфортном мегаполисе. Что это значит? Это значит, что у людей есть новое современное жилье с благоустроенными дворами, с поликлиникой в шаговой доступности с современными медицинскими услугами, с детским садом и школой, построенными по новым образовательным стандартам, рядом с домом, со спортивными площадками, развлекательными центрами и многофункциональными пространствами. Это значит, что москвичи могут свободно и быстро добраться из пункта А в пункт Б по Москве на личном и общественном транспорте, причем имея альтернативу. Это значит, что людям созданы условия для комфортных прогулок по паркам, пешеходным зонам, набережным и общественным зонам. Поэтому им нравится жить в Москве, и они не променяют ее ни на какой другой город. Вот именно такая оценка нашей работы будет самой главной для нас. Оценкой высшей пробы. Уверен, мы ее обязательно получим. Будем к этому стремиться.


1.jpg

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства МАРАТ ХУСНУЛЛИН

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
КростМосинжпроектКапиталСатори
ПНСАКСИТЕХРоссийский