НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Дороги и общественный транспорт Новой Москвы


В Департаменте развития новых территорий определились с планами транспортного строительства на 2018 год.

Новая Москва – территория с динамично развивающейся транспортной инфраструктурой. Если в самой столице проектировщики и дорожные рабочие ограничены сложившейся существующей схемой улично-дорожной сети, а имеющаяся застройка не позволяет разместить выходы из станций метро там, где это удобно горожанам, то на территории Новой Москвы достаточно свободных территорий и для прокладки новых автомагистралей, и для трассировки линий метро. Наличие транспортной инфраструктуры непосредственно влияет на темпы строительства, ведущегося инвесторами. Застройщики отмечают, что цена недвижимости увеличивается минимум на 15%, если появляется информация о планах по созданию вблизи объекта линии метрополитена или дороги.

В соответствии с планом развития присоединенных территорий в Новой Москве сперва создается транспортный каркас жилых районов, а затем уже начинается активное строительство. Единственное «но» – большинство земельных участков, необходимых для дорожного и транспортного строительства принадлежат не городу, а находится в руках частных правообладателей.

И для решения этой проблемы пришлось принимать специальный федеральный закон, который ввел упрощенный порядок изъятия в ТиНАО у правообладателей земельных участков для нужд дорожного и инфраструктурного строительства.

Департамент развития новых территорий озвучил планы прокладки новых дорог и строительства станций метро в ТиНАО до конца нынешнего года. Всего до начала 2019 года на территории двух новых столичных округов планируется ввести в строй порядка 40 км автомобильных дорог и завершить строительство шести станций метро.

В Новой Москве будут работать три ветки метро

На коллегии Строительного комплекса столицы в начале февраля заместитель Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин отметил, что 2018 год в столице вполне заслужил называться Годом метро: на протяжении него в столице планируется ввести в строй 21 станцию метро, порядка 50 км путей и три электродепо. До 2025 года практически 95% территории города будут охвачены сетью метрополитена.

В первой половине года планируется ввести в строй участок Калининско-Солнцевской линии метро, две станции которого – «Говорово» и «Рассказовка» – будут расположены в Новой Москве.

Станция «Рассказовка» разместится в одноименной деревне на территории поселения Внуковское. Она расположена на северной стороне Боровского шоссе, на границе с районом НовоПеределкино Западного административного округа. «Рассказовка» будет обслуживать население районов Ново-Переделкино, Солнцево ЗАО и самой деревни. Первоначально поток пассажиров составит порядка 9,2 тыс. человек в час пик, а через несколько лет возрастет до 25,8 тыс. Прогнозируется, что к 2030 году станцией будут пользоваться 210 тыс. человек в сутки. На базе станции планируется строительство транспортно-пересадочного узла. От «Рассказовки» желтую ветку могут продолжить до Внукова.

Помимо этого, запланирован к вводу 11-километровый отрезок Сокольнической линии метро. На нем будут расположены четыре станции – «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Столбово». На конечной станции красной линии разместится транспортно-пересадочный узел. В настоящее время ведется его проектирование.

4.jpg

Красная ветка стала первой линией метро, которую протянули на новые территории. Длина первого участка составила 7,6 км. На нем появились две станции – «Румянцево» и «Саларьево». За счет ввода их в строй загрузка дорог на юго-западе столицы снизилась примерно на 20%. Станция «Румянцево» расположена рядом с бизнес-парком «Румянцевский» – крупнейшим офисно-торговым комплексом города.

Главным украшением станции стали стеклянные витражи, выполненные по мотивам картин голландского художника Пита Мондриана. Они представляют собой сочетания разноцветных прямоугольников и квадратов. Конструкция станции уникальна для московского метро – она двухъярусная. На первом этаже находится платформа длиной 162 м, на втором – кассовый зал и служебные помещения.

Станцию «Саларьево» построили возле одноименной деревни, к югу от пересечения Киевского шоссе и Родниковой улицы. «Саларьево» стала юбилейной, двухсотой станцией московской подземки и второй по счету в Новой Москве. Примерный пассажиропоток станции, согласно подсчетам, составляет 25 тыс. человек в час за счет пассажиров, делающих здесь пересадку на городской автобус до аэропорта «Внуково».

Что касается строящихся станций Сокольнической линии, то, например, станция «Ольховая», которая откроется в 2019 году на одноименной улице в поселке Дубровка, будет оформлена в стиле оригами – японских бумажных журавликов. А металлическая конструкция наземного вестибюля станции будет выполнена в форме бумажного самолетика. Объемные фигуры в виде оригами также украсят интерьер станции и будут закреплены под сводом потолка над станционной платформой.

Строительство еще одной ветки метро, проходящей по территории Новой Москвы должно начаться этим летом. Ее первый пусковой участок соединит будущую станцию «Улица Новаторов» Большой кольцевой линии с поселком Коммунарка. А конечная станция «Столбово» станет пересадочной на одноименную станцию Сокольнической линии. Протяженность первой очереди новой линии от «Улицы Новаторов» до «Столбова» – 17,5 км, на ней планируется разместить семь станций. Этот участок пройдет вдоль Ленинского проспекта к улице Академика Опарина и улицы Генерала Тюленева до пересечения с МКАД, далее по территориям поселков Газопровод и Коммунарка, поселения Сосенское, вдоль проектируемой автодороги «МКАД – поселок Коммунарка – аэропорт Остафьево».

Для обслуживания и ремонта составов, курсирующих по новой линии на территории Валуевского лесопарка у пересечения Калужского шоссе и магистрали «Внуково – Остафьево – Щербинка» будет построено электродепо «Сосенки».

В дальнейшем в сторону центра эту ветку планируется продлить до «Севастопольского проспекта» с пересадкой на станцию МЦК «Крымская», а в юго-западном направлении – до Троицка. Протяженность новой линии составит более 20 км. Благодаря ей путь от Троицка до центра Москвы, по предварительным подсчетам, сократится на 20 минут.

Первой станцией новой линии в Новой Москве станет «Славянский мир», расположенный на территории поселения Мосрентген вдоль МКАД с северо-западной стороны, рядом со строящимся торговым комплексом «Славянский мир». Следующей станет станция «Мамыри» в том же поселении Мосрентген, у пересечения Калужского шоссе с улицей Адмирала Корнилова. У этой станции в дальнейшем построят транспортно-пересадочный узел. За ней на территории административно-делового центра «Коммунарка» разместится станция с тем же названием. А конечной станцией на первом пусковом участке станет «Столбово». Завершить строительство этого отрезка новой линии метрополитена планируется до 2021 года.

– Активное развитие столичной подземки невозможно без строительства для метро вспомогательной инфраструктуры, – заявил на недавней коллегии Стройкомплекса заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. – Вместе с новыми линиями и станциями активно возводятся депо, ремонтные цеха, здания для отдыха.

Поэтому параллельно с прокладкой линий метро и строительством станций в ТиНАО планируется построить 24 транспортно-пересадочных узла для пересадки с метро на наземный общественный транспорт и станции железной дороги, а также четыре электродепо для обслуживания подвижного состава метро.

Первая очередь ТПУ «Саларьево» уже готова. Сейчас ведется проектирование ТПУ «Столбово». К 2035 году в Новой Москве планируется построить 72 км линий и 20 станций метро.

Планы и итоги

К этой дате общий объем инвестиций в Новую Москву составит 7 трлн руб. в сегодняшних ценах. Около 1 трлн руб. из них потратят на транспорт. Преимущественно это будут деньги московского бюджета, за исключением железных дорог и ЦКАД, строить которые будут за счет РЖД и средств федеральной казны.

По словам руководителя Департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, создание современной дорожно-транспортной инфраструктуры является одним из ключевых драйверов развития Новой Москвы.

Всего к 2035 году планируется построить 288 км дорог шириной в 6–8 полос с пешеходными и велосипедными дорожками, комфортным освещением. Все новые магистрали будут увязаны с перспективными станциями метро и железнодорожными направлениями и освещены в вечернее время.

Планируется, что к 2035 году протяженность улично-дорожной сети в ТиНАО составит 2,1 тыс. км, из которых 1,2 тыс. км – магистральные дороги.

По словам Владимира Федоровича, Новая Москва имеет хорошие шансы для того, чтобы превратиться в транспортный хаб федерального уровня. Здесь расположено два аэропорта: международный аэропорт Внуково и Остафьево – аэропорт малой бизнес-авиации. По территории проходят две основные магистрали: Киевское и Калужское шоссе, рядом с ними Симферопольское и Минское шоссе. По территории проходят две железные дороги: Курского и Киевского направления, которые в границах ТиНАО соединяет Большое кольцо Московской железной дороги. На этом кольце находится самый крупный в Европе товарный железнодорожный узел – Бекасово.

Железная дорога для взрослых и малышей

Что касается пассажирского железнодорожного сообщения, то в настоящий момент ведется проектирование новых путей на Курском и Киевском направлениях железной дороги. Всего по территории Новой Москвы будет проложено 85 км новых путей. На Курском направлении появится новая станция — «Остафьево», на Киевском — «Санино». Сперва дополнительный главный путь для скоростных электричек появится на Курском направлении и чуть позже – на Киевском. Запуск новых скоростных электричек – одно из важнейших направлений развития транспортной системы столицы в 2018 году. На заседании коллегии столичного Стройкомплекса Мэр Москвы отметил, что за последние годы было немало сделано для развития железнодорожного сообщения: в городе было построено 189 км путей, множество автомобильных путепроводов над полотном железной дороги и запущено пассажирское движение по МЦК. Благодаря этому пассажиропоток на железнодорожном транспорте вырос в полтора раза и составляет сегодня 2 млн человек в сутки.

Еще один интересный проект ОАО «РЖД» на территории новой Москвы – строительство детской железной дороги. В нескольких субъектах РФ подобные проекты реализованы, однако в столичном регионе пока железной дороги с миниатюрным подвижным составом, где и персоналом, и пассажирами являются школьники, нет. Это будет замкнутая магистраль, на которой представителям подрастающего поколения предстоит учиться водить мини-локомотивы, управлять движением и выполнять функции проводников.

Автобус и трамвай

За последние два года в ТиНАО построили 119 остановок, создали 22 новых автобусных маршрута. До 2020 года, по словам главы ведомства, на новых территориях добавится еще 9 маршрутов и 56 остановок. Всего в ТиНАО действует 109 маршрутов общественного транспорта. С момента присоединения их количество выросло почти вдвое, и уже к 2020 году транспортная доступность улучшится для 180 тыс. жителей новых округов. А к 2035 году суммарная протяженность автобусных маршрутов, проходящих по территории ТиНАО, должна составить 5,4 тыс. км.

Untitled-1.jpg

До конца нынешнего года на территории Новой Москвы будут выставлены на конкурс 13 автобусных маршрутов, которые будут обслуживаться по новой схеме. В конкурсе на право их обслуживания будут участвовать коммерческие перевозчики, а для оплаты проезда можно использовать городские билеты («Тройка», «Единый» и «90 минут»). Для льготных категорий граждан также доступна оплата проезда социальными картами.

– При этом речь идет о развитии транспортной инфраструктуры ТиНАО не только ближайших к МКАД районов, но и территорий за ЦКАД. Недавно принято решение о запуске дополнительных маршрутов общественного транспорта на дорогах второго уровня. Эти дороги местами узкие, поэтому их нужно расширять, чтобы могли проходить современные автобусы, – уточнил Владимир Федорович.

На территории новых округов помимо метро должны появиться и линии нового скоростного трамвая. Общая протяженность трамвайной сети к 2035 году должна составить 178 км. На всем ее протяжении разместят 600 остановочных пунктов. Построят также три трамвайных депо.

Дорожное строительство

За пять с половиной лет, прошедших с момента присоединения к столице новых земель, к юго-западу от МКАД на территорию Новой Москвы было проложено 84 км автомобильных дорог. К настоящему моменту в процессе строительства находится еще более 95 км, а на стадии проектирования – еще 84 км дорожного полотна.

Ежегодно порядка 60–70 млрд руб. направлялись из бюджета на дорожное строительство в Новой Москве. В прошлом году эти деньги пошли на реконструкцию участков Калужского шоссе, строительство трассы Солнцево – Бутово – Видное и дороги от Боровского шоссе до деревни Ботаково. Также на средства Адресной инвестиционной программы были построены эстакады над железнодорожными переездами.

2.jpg

По словам главы Департамента развития новых территорий, с каждым годом расходы бюджета на транспорт будут расти.

– Только в этом году мы планируем направить около 100 млрд руб. на строительство метро и дорог, – добавил он. Так будет продолжаться ближайшие пять лет, после чего расходы начнут сокращаться.

За три года в Новой Москве планируется построить 130 км дорог, 27 пешеходных переходов, 38 мостов, тоннелей и эстакад. Ключевым объектом станет реконструкция и строительство дороги М-3 «Украина» (город Московский – деревня Сосенки) до автодороги «Поселок Коммунарка – аэропорт Остафьево» длиной 16,5 км. Масштабное строительство, намеченное Стройкомплексом столицы в 2018–2020 годах, позволит сформировать удобный транспортный каркас Новой Москвы, – пояснил Владимир Жидкин.

Масштабные работы будут проведены также и в ходе реконструкции и строительства дороги М-3 «Украина» – деревня Середнево – деревня Марьино – деревня Десна. Протяженность этого участка составит более 12 км. Согласно данным опросов, проведенных ВЦИОМ, за последние годы удовлетворенность жителей ТиНАО транспортной ситуацией заметно выросла. Если в 2015 году улучшения в транспортной сфере отметили 61% опрошенных, то в 2017 году – уже 71%, а в начале 2018 года – 74%.

3.jpg

Особое внимание в этом году в сфере дорожного строительства будет уделяться сооружению путепроводов через железнодорожные пути и развитию поперечных связей на новых территориях. Раньше новые территории были фактически зажаты между двумя ветками железной дороги, и, чтобы попасть куда-либо, жителям приходилось ехать до МКАД и стоять на переездах. Но уже сегодня с появлением путепроводов на Киевском и Курском направлениях время проезда проблемных участков сократилось в семь раз.

– За предыдущие два года мы сделали локальные районные связки в Новой Москве, потратив на это порядка трех миллиардов рублей, – отмечал Мэр Москвы Сергей Собянин на коллегии столичного Стройкомплекса. – Благодаря ним удалось запустить десятки новых автобусных маршрутов. Мероприятия по связке поселений и деревень также запланированы и на следующие годы.

Общая протяженность дорог, запланированных к вводу в этом году, составит 40 км. В прошлом году здесь было построено около 50 км дорог, 16 мостов и тоннелей, 22 пешеходных перехода, а в планах на ближайшие три года – прокладка 130 км дорожного полотна.

5.jpg

Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы ВЛАДИМИР ЖИДКИН

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосинжпроектМосгазЭнергокомплексСатори
ЦентрФУДАктивКапиталМОСПРОМСТРОЙ