НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

С годом метро! Развитие столичной подземки выходит на новый уровень


Правительство Москвы ставит перед собой весьма амбициозные задачи, решение которых должно улучшить транспортную ситуацию в столице. Городские власти объявили 2018 год в Москве Годом метро. Именно на развитие подземки будет сделан основной упор в деятельности столичного Стройкомплекса.

Не просто транспорт

Метрополитен в Москве – это не только комфортный и самый быстрый вид городского транспорта, но еще и часть уклада городской жизни, а местами даже музей. Ежедневно столичной подземкой пользуются миллионы людей, которые с ее помощью могут попасть в самые разные точки города.

Между тем за последние годы столичное метро переживает период бурного роста. Количество станций растет, и метро уже вышло за пределы МКАД.

– За последние семь лет протяженность линий Московского метрополитена выросла на 30%, – говорит заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Husnulin2.jpg

– В этом году мы ввели рекордное количество дорог – 124 км. Поэтому 2017 год можно смело назвать Годом дорог, а 2018 год станет Годом метро. За последние 2–3 года была проведена колоссальная работа по сооружению новых тоннелей метро, готовится к запуску первый участок Большой кольцевой линии метро (бывший Третий пересадочный контур). Такого количества новых станций и километров линий метро, который запланирован на 2018 год, мы не вводили за всю историю Москвы.

Первый участок Большой кольцевой линии метро пройдет от «Петровского парка» до «Делового центра». Кроме того, за год на новом кольце метро построят станцию «Нижняя Заместитель Мэра Москвы Масловка» и станции на участке от «Рубцовской» до «Нижегородской». Еще три станции новой кольцевой линии – «Шереметьевская», «Стромынка» и «Ржевская» – заработают на рубеже 2019–2020 годов.

Новая кольцевая линия протяженностью около 67 км пройдет ближе к окраинам столицы и пересечет все радиальные линии подземки. Большая кольцевая линия метро станет настоящим спасением для периферийных районов города с самым большим пассажиропотоком.

Об усилиях, которые власти прилагают при строительстве метрополитена, говорит и тот факт, что в Москве задействовано 33 тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК). При этом 27 из них находятся в работе.

– У нас высокие темпы строительства метро: в Москве строится порядка 80 километров тоннелей. Только на северо-восточном участке Большой кольцевой линии метро одновременно работают семь щитов, – сказал Марат Хуснуллин.

Заместитель Мэра отметил, что на строительстве метро в Москве работают сейчас около 50 тыс. рабочих, инженеров и проектировщиков.

В ожидании ввода в эксплуатацию

Среди знаменательных событий – открытие в 2017 году на Калининско-Солнцевской линии станций «Ломоносовский проспект», «Минская» и «Раменки». Длина участка превысила 7 км. Теперь жители юго-западных районов Москвы быстрее добираются до центра, экономя от 30 мин до часа, которые они раньше тратили на проезд до ближайшей станции метро.

В самый канун Нового года, 31 декабря, первых пассажиров приняла станция «Ховрино». Это пока последняя станция на севере зеленой ветки метрополитена, она сильно упростила жизнь обитателям прилегающих районов, и теперь более 80% жителей района Ховрино добираются до метро пешком. А раньше они были вынуждены на наземном транспорте добираться до «Речного вокзала». Большое количество наземного транспорта перегружало соседние улицы, что приводило к постоянным пробкам и перебоям в движении.

Только за время новогодних праздников новой станцией воспользовались 130 тыс. человек. Пассажиропоток составлял в среднем 16 тыс. человек в сутки. Открытие «Ховрино» уже в первые дни 2018 года позволило на 8,3% снизить нагрузку на станцию «Речной вокзал». С 1 по 8 января 2017 года среднесуточный пассажиропоток на «Речном вокзале» составлял 37,3 тыс. пассажиров, а за этот же период 2018-го – 34,2 тыс. человек.

metro.jpg

Со временем станция «Ховрино» станет основой крупного транспортно-пересадочного узла (ТПУ). Первоначально станцию планировалось назвать «Улица Дыбенко», рядом с которой и расположатся входы в подземку. Однако после многочисленных обращений местных жителей Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение дать станции название «Ховрино» по одноименному району, в котором возводится метро.

В ближайшем будущем между «Ховрино» и «Речным вокзалом» появится станция «Беломорская». Ее строительство шло трудно и на некоторое время было и вовсе прекращено. Причиной стали протесты жителей. Однако городским властями и москвичам удалось договориться, теперь работы возобновлены и ведутся очень активно. В настоящее время поезда проходят эту станцию без остановки.

При проектировании станции «Беломорская» учитывается возможность дальнейшего развития метрополитена в район Молжаниновский и городской округ Химки с организацией между станциями пересадочного узла.

Название станции метро дала одноименная улица. При ее проектировании и строительстве в 1964 году в связи с расположением объекта на севере столицы улицу решено было назвать по имени северных географических объектов России – Белого моря и Беломорско-Балтийского канала. Белое море до XVIII века было главным торговым путем России в Европу, а в 1931–1933 годах от Белого моря до Онежского озера был проложен Беломорско-Балтийский канал.

В финальной стадии находится строительство Кожуховской линии. Если раньше московские власти планировали сдать в эксплуатацию всю ветку целиком, то теперь планы поменялись. Из-за задержки в строительстве некоторых станций принято решение вводить в строй новую ветку в два этапа.

Сначала пассажиров примет участок, на котором размещаются станции «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Косино», с которой можно будет перейти на станцию «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии.

Открытие этого участка ожидается в ближайшие месяцы. После него будет сдан участоксо станциями «Юго-Восточная», «Окская улица», «Стахановская» и «Нижегородская улица», которая войдет в состав большого ТПУ. С нее можно будет сделать пересадку на станцию «Нижегородская» Большой кольцевой линии метро и одноименную станцию Московского центрального кольца (МЦК). Открытие этого участка ожидается в этом году.

Цель – метро в шаговой доступности

Разумеется, планирование развития метро не ограничивается 2020 годом. В частности, почти решен вопрос с созданием новой радиальной линии метро. Она пройдет от строящейся станции «Улица Новаторов» Большой кольцевой линии в Мамыри, Коммунарку и дойдет до Троицка. Уже ведется проектирование новой ветки, а деньги на проектирование и строительство заложены в городской Адресной инвестиционной программе.

Первый участок новой ветки пройдет вдоль Ленинского проспекта, улицы Академика Опарина и улицы Генерала Тюленева до пересеения с МКАД, далее по территориям поселков Газопровод, Коммунарка и поселения Сосенское вдоль проектируемой автодороги МКАД – поселок Коммунарка – аэропорт Остафьево. На участке длиной 17,5 км разместятся 7 станций.

Sobyanin1.jpg

Строительство планируется начать в 2018 году. Новая линия свяжет юго-западные районы столицы с Новой Москвой, сократит время на поездку из Новой Москвы до центра города на 30–40 минут, снизит нагрузку на наземный городской транспорт и разгрузит улично-дорожную сеть и Калужское шоссе до 20%.

Для обслуживания этой линии метро планируется построить электродепо «Сосенки». Оно разместится на территории Валуевского лесопарка вдоль магистрали «Внуково – Остафьево – Щербинка» у пересечения с Калужским шоссе.

Второй участок линии пройдет от станции «Столбово» в поселение Десеновское и город Троицк. В настоящее время рассматриваются два варианта трассировки: линию могут пустить либо вдоль юго-восточной стороны Калужского шоссе по территории пос. Десеновское, либо с северо-западной сто- роны Калужского шоссе. Но так или иначе конечным пунктом станет Троицк.

В результате улучшится транспортное обслуживание территорий поселения Десеновское и города Троицка, время в пути от Троицка до границ со «старой» Москвой сократится на 20 минут. Кроме того, за счет снижения интенсивности движения автотранспорта улучшится экологическая ситуация на территории Новомосковского округа.

Еще одним перспективным проектом можно назвать Рублево-Архангельскую линию, которая пройдет от делового центра «Москва-Сити» до района Рублево-Архангельское. Ее планируется построить после 2020 года. Она будет востребована не только жителями района Хорошёво-Мнёвники, но и теми, кто живет на территории Рублево-Архангельское в районе Кунцево на западе столицы.

Длина линии составит около 18,7 км. На ней расположатся 7 станций: «Шелепиха», «Улица Народного Ополчения», «Живописная», «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское» и «Ильинская». Надо сказать, что это рабочие названия станций, которые впоследствии могут быть изменены.

Прокладывать новую линию будут в два этапа. Причем строительство начнется не из центра, а от станции «Строгино» на запад – в Рублево-Архангельское.

На первом этапе построят четыре станции: «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское», «Ильинская». Во вторую очередь проложат участок со станциями «Строгино», «Живописная», «Улица Народного Ополчения» и «Шелепиха».

Две станции на линии станут пересадочными – «Строгино» (пересадка на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии) и «Шелепиха» (на одноименную станцию Большой кольцевой линии метро). Проект новой линии обсудят на публичных слушаниях, и не позднее 15 февраля 2018 года документ будет представлен столичному Правительству.

Это далеко не исчерпывающий перечень проектов развития Московского метрополитена. Учитывая развитие города, рост метрополитена – процесс закономерный. Для примера можно упомянуть, что есть планы провести метро в Мытищи и Балашиху – именно из этих городов большое количество людей едут на работу в Москву. Но тут, кроме идей, пока ничего нет.

Таким образом, Год метро, который объявлен в Москве, принесет жителям города значительное улучшение транспортной ситуации. Ведь конечной целью столичных властей является наличие станций метро в шаговой доступности для 90% жителей столицы.

Текст: Дмитрий Симонов

Фото: Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)



Назад в раздел
МОЭКГераМосинжпроектМИЦ
СбербанкДоркомэкспо