НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Движение к новым горизонтам. В эксклюзивном интервью нашему журналу глава Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев поделился планами и перспективами своего ведомства


В эксклюзивном интервью нашему журналу глава Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев поделился планами и перспективами своего ведомства.


– Андрей Юрьевич, наше интервью пришлось на конец года, когда принято подводить итоги и определять планы на будущее. Предлагаю за критерий оценки работы департамента взять показатель экономии бюджетных средств. В связи с этим вопрос – сколько было сэкономлено бюджетных средств в системе горзаказа и куда они были потрачены?

– Говоря об экономии при размещении горзаказа, следует учесть все сферы, в которых работает Департамент строительства. Первая сфера – прямое размещение заказов от Департамента строительства на электронных площадках. Мы разместили там заказов на сумму около 100 млрд руб., экономия составила примерно 11–12%.

Вторая сфера – размещение заказов на выполнение работ по строительству метрополитена. Здесь в течение трех лет удалось сэкономить несколько десятков миллиардов рублей. Благодаря работе по оптимизации затрат нам удалось снизить стоимость строительства с 6 млрд руб. на километр линии неглубокого заложения до 4,5 млрд руб. за каждый километр построенного метро. Если учесть, что в этом году сдается 12,5 км, то можно посчитать, сколько составила экономия: более 12 млрд руб. Подчеркиваю: это только на строительстве объектов метро за 2013 год.

Значительные средства размещаются через казенное предприятие города Москвы «Управление гражданского строительства». В этом сегменте экономия составляет от 6 до 10%, в денежном выражении это 6 млрд руб., то есть на этапе размещения заказа и выполнения контрактных обязательств можно говорить об экономии на общую сумму около 30 млрд руб.

– Это в целом за весь 2013 год?

– Да, но это только на этапе проведения торгов. Идет также значительное сокращение затрат на этапе прохождения госэкспертизы, снижение составляет примерно 20–40 млрд руб. Значит, в этом году только на объемах строительства было сэкономлено почти 70 млрд руб. Безусловно, эти средства были реинвестированы в другие отрасли городского хозяйства, в том числе и в другие объекты строительства. Произошла колоссальная экономия – фактически на 30% снизилась стоимость строительства, и при этом мы увеличили объем строительства примерно на 25% по сравнению с предыдущим годом. Получается, объемы работы растут, а общая стоимость уменьшается. Конечно, это не может происходить бесконечно, мы приближаемся к целесообразным лимитам, но в принципе считаем, что достигли отличного результата и нам есть чем гордиться. Не говоря уже о том, что все необходимые городу объекты во всех отраслях городского хозяйства – метро, дороги, детские сады, школы, жилье – вводятся вовремя.

– Назовите, пожалуйста, самые заметные проекты, реализованные в этом году.

– В уходящем году было выполнено множество серьезных программ, но самое важное из них, безусловно, строительство жилья. Будет введено в эксплуатацию почти 670 тыс. кв. м жилья, построено большое количество детских садов (около 30). Сейчас завершаются работы на многих объектах культуры, начатые еще в 2011–2012 годах, в первом квартале 2014 года они будут готовы к сдаче.

Из самых ярких объектов я бы назвал Театр Градского, который строился как минимум 18 лет, и в первом квартале 2014 года Александр Борисович может планировать свой концерт.

– Это, наверное, самый яркий проект?

– Не самый яркий, но интересный. Самые яркие объекты – это объекты дорожного назначения. В ушедшем году введены колоссальные объекты. Например, запущена первая очередь Алабяно-Балтийского тоннеля, строительство которого длилось почти девять лет. Безусловно, важными объектами являются объекты метростроения. В 2013 году сдаем фактически три линии: «Выхино» – «Жулебино», «Старокачаловская» – «Бутовская», «Старокачаловская» – «Битцевский парк» и «Деловой центр» – «Парк Победы».

– Насколько успехи в области строительства зависят от надежности подрядных организаций? Существуют ли условные списки надежных и, наоборот, недобросовестных подрядчиков? Можно ли говорить о монопольном праве отдельных подрядных организаций на строительство?

– Любая стройка в большой степени зависит от участников всего процесса, и роль подрядчика уже на этапе возведения объекта – одна из решающих. Но Москва, как крупнейший государственный заказчик в области строительства, не имеет права самостоятельно принимать решение о том, какой подрядчик будет выполнять ту или иную работу. Все заказы размещаются на публичных торговых площадках на основании требований ФЗ-94, согласно которому контракт заключается с победителем торгов. К сожалению, этот закон не позволял компаниям с более высокими показателями эффективности и квалификации получать преимущества перед теми, которые не обладают опытом, необходимой компетенцией, знаниями. Поэтому приходилось сталкиваться с ситуациями, когда менее подготовленный, менее квалифицированный, менее надежный подрядчик выигрывал конкурс только благодаря снижению цены. Это зачастую приводило к тому, что подрядчик не мог справиться со своими обязательствами, а изъян ФЗ-94 не позволял государству защищать свои интересы и интересы граждан в части выполнения тех задач, которые стояли перед подрядчиком. В результате, из-за того что государственный заказ (в соответствии с законодательством) нередко получала некомпетентная, неквалифицированная компания, ряд объектов оказывались недостроенными.

Не мы определяем, кто получит заказ. Все 100% заказов на торги по объектам мы размещаем электронным способом, без влияния человеческого фактора на этапе подачи заявок. Поэтому говорить о какой-то монополии не приходится.

Более того, использовать это понятие не имеет никакого смысла, потому что в соответствии с ФЗ-94 монополия невозможна. И в этом его плюс. А минус в том, что он не предъявляет никаких квалификационных требований к подрядчикам, как это делается во всем мире. Также этот закон не мотивирует строительные компании к тому, чтобы работать честно, порядочно, профессионально и уплачивать все налоги. К сожалению, в этом большой изъян ФЗ-94.

– С 1 января 2014 года вступит в силу другой закон, ФЗ-44. Что изменится в вашем ведомстве в условиях его действия?

– В нашем ведомстве абсолютно ничего не изменится. Более того, мы будем работать еще напряженнее. Изменится характер и инструментарий для размещения торгов. К счастью, большинство заказов на строительную продукцию будет размещаться с использованием конкурса, а не аукциона – такая форма более целесообразна для закупок типовой продукции, например картофеля, пшеницы, бензина, цемента, арматуры. Проводить же аукцион на строительный подряд, тем более на снижение цены, по меньшей мере неразумно. Нигде в мире, кроме России, такой формы размещения заказа на подрядные работы нет. Новый закон предусматривает размещение на аукционах строительных подрядов стоимостью до 150 млн руб. Все остальные контракты свыше этой стоимости размещаются с использованием конкурсов. При такой форме торгов предусматривается оценка квалификационных параметров той или иной компании.

Исходя из этого, а также из анализа других параметров компании, помимо цены предлагаемого контракта решение о выборе того или иного подрядчика будет приниматься Тендерным комитетом города Москвы. Считаю, что это абсолютно позитивное, верное решение, которое позволит рационально размещать государственный заказ и разумно использовать денежные средства не только в Москве, но и по всей стране, во всех регионах.

В этих условиях государственному заказчику, который отвечает за своевременное строительство и ввод в эксплуатацию объектов, будет гораздо легче выполнять возложенные на него задачи.

– Как в условиях ФЗ-44 изменится роль казенного предприятия «Управление гражданского строительства»?

– Мы были вынуждены создать это казенное предприятие, чтобы выполнить обязательства города по строительству детских дошкольных учреждений, в которых, особенно в 2011–2012 годах, ощущался огромный дефицит, и чтобы привлечь квалифицированные, компетентные, надежные компании. Было принято решение размещать эти заказы с применением ФЗ-223, который позволяет определять подрядчика с помощью конкурса.

Такая мера была вынужденной, и она свою роль сыграла: введено в строй огромное количество объектов, включая дошкольные учреждения, объекты спорта, жилье. Все работы выполнены в срок, кроме того, удалось добиться значительного снижения начальной стоимости контракта на торгах, в ходе экспертизы, то есть поставленные городом задачи были выполнены в полном объеме.

– Скажите, от чего зависит успех беспрецедентно масштабного строительства московского метрополитена? Какова здесь роль новых технологий?

– Успех зависит от сверхнапряженной работы всех участников процесса, начиная от руководителя города, Мэра Москвы Сергея Собянина, его заместителя Марата Хуснуллина, всех городских подразделений и, безусловно, Департамента строительства. Все сотрудники этих ведомств работают фактически бессменно 24 часа в сутки, интенсифицируя все задачи – от освобождения площадок, оформления земельных участков, проектирования, закупок оборудования до строительства. Благодаря такой интенсивной работе удалось значительно сократить сроки строительства. Не последнюю роль в этом сыграли и современные технологии в части проходки тоннелей, хотя эти технологии существуют в Москве уже 15–20 лет. Поэтому что-то сверхновое мы не применяем, просто количество единиц такого оборудования возросло во много раз. Если раньше применялось только 3–5 тоннелепроходческих щитов, то сейчас – 22. Я бы не стал утверждать, что сделать резкий рывок в строительстве метро нам позволили какие-то новые технологии. В первую очередь это героический – и в этом нет никакого преувеличения – труд всех людей, которые задействованы в процессе проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов.

Большая заслуга в этом и наших коллег из метрополитена, которые с нами работают, участвуют в проектировании, строительстве и приемке объектов. Но самоотверженный труд людей характерен не только для строительства метро. Так, на дорожных объектах сроки строительства сократились в 2–3 раза, при этом их стоимость уменьшилась на 30%. Поэтому главными условиями успеха в строительстве являются труд, интенсивное использование человеческих талантов, их воли, ума, знаний, навыков.

– Скажите, пожалуйста, как определяется размер лота, как формируется цена и каков ее механизм?

– Размер лота формируется на основе производственной необходимости с использованием проектной документации. Объект разбивается на какие-то логические части. Как правило, один лот подразумевает один объект, но бывают ситуации, когда надо ускорить процесс, в таком случае имеет смысл разбить любой объект на какие-то пусковые комплексы. Все это делается, для того чтобы быстрее провести проектирование, получить заключение экспертизы и приступить к ускоренному развертыванию работ, что приведет к более оперативному вводу объекта в эксплуатацию. Поэтому бывает так, что примерно в 3–5% случаев объект разбивается на пусковые комплексы. Но, как правило, объекты на строительство выставляются единым лотом, будь то школа, больница, метрополитен.

– Вы сказали, что ФЗ-94 позволял побеждать неквалифицированным подрядчикам. Существует какой-то механизм контроля исполнения контрактов и сколько контрактов было расторгнуто за прошлый год?

– Одна из функций Департамента строительства – контроль исполнения контрактов. Для этих целей существует специальная комиссия, которая занимается вопросами нарушений подрядчиком своих обязательств, неисполнения условий контракта. Причем эти нарушения могут быть как по вине самого подрядчика, так и из-за действия третьей стороны. Комиссия рассматривает все обстоятельства, приведшие к нарушению обязательств подрядчиком, после чего принимает решение либо о выставлении исковых требований, либо о наложении штрафных санкций, либо о расторжении контракта, либо просто об изменении графика работ.

Ведь порой задержка может быть вызвана неблагоприятными погодными условиями или другими факторами, не зависящими от действий подрядчика. Это огромный объем работы, отнимающий большую часть времени.

Департамент строительства – мощное производственное подразделение, сотрудники которого ежедневно находятся на объектах, проводят производственные совещания, решают сложные производственно-организационные вопросы. Ни один объект не введен в эксплуатацию без колоссального труда специалистов государственного заказчика, органов исполнительной власти. Строить в Москве сложно, тем более в тех жестких условиях по срокам, качеству и стоимости, которые предъявляются любой подрядной организации. И без помощи города им, конечно, не обойтись.

– Наверное, это не простое дело – расторжение контрактов с недобросовестными поставщиками?

– К сожалению, да. Закон не позволяет государственному заказчику в оперативном режиме расторгать контракты, как это, скажем, делается в США, Германии.

Там государство имеет право в любой момент расторгнуть контракт без объяснения причин, выплатив подрядчику необходимую компенсацию. Мы вынуждены проводить судебные разбирательства, которые могут длиться годами. А в это время объект остается недостроенным, потому что без расторжения контракта с предыдущим подрядчиком государственный заказчик не имеет права объявлять конкурс на достройку объекта. К сожалению, сегодня есть десятки контрактов, которые находятся в стадии судебных разбирательств.

– Но ФЗ-44 предусматривает норму одностороннего расторжения контракта…

– Да, там есть определенные условия, которые подстегнут подрядчиков серьезнее относиться к выполнению государственного контракта. Ведь перед нами нет задачи – расторгнуть контракт, задача стоит другая – построить и ввести объект в эксплуатацию в установленные сроки, с определенными параметрами по бюджету и с необходимым качеством.

– Какие проекты были реализованы благодаря государственно-частному партнерству?

– Нельзя сказать, что государственно-частное партнерство используется в Москве в массовом масштабе. Этот вопрос в настоящее время активно прорабатывается с коллегами из структур регистрации и учета государственного имущества, экономического блока. Речь идет о том, какие объекты дорожного, транспортного строительства могут выполняться с привлечением средств частных инвесторов. Думаю, что в 2014 году появятся первые решения, где и какие объекты город будет строить с использованием денег, полученных от частных инвесторов.

– Какие самые масштабные планы намечены на 2014 год?

– Это по-прежнему строительство линий метрополитена, ряда сложных спортивных объектов, ввод большого количества объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. Начинаются работы на стадионе «Лужники», в 2014 году будет сдана вторая очередь Гребного канала, продолжится подготовка его к очередным международным соревнованиям. Каждый объект, подготовленный к сдаче, станет важным достижением.

Сейчас очень актуально строительство поликлиник, которых, по решению Мэра, будет построено большое количество. На сегодняшний день занимаемся размещением заказа на проектирование, в течение года будем проектировать и в конце года приступим к массовому строительству. Примерно 23 новые поликлиники предстоит построить Департаменту строительства в 2014–2016 годах, они будут расположены в разных районах города.

Очень важными и непростыми с точки зрения организационных мероприятий являются объекты метрополитена и дорожные объекты. Будет продолжена реконструкция развязок с МКАД, строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, прилегающих к нему дорог, связанных с продолжением Северо-Западной хорды.

Часть запланированных объектов являются переходящими с прошлых лет, часть – вновь начинаемые объекты. Программа на будущий год такая же напряженная, но по объему будет еще больше – каждый год прирост составляет около 20–25%.

Это очень хороший результат. Вряд ли есть еще одна отрасль экономики города или страны, которая дает такой ощутимый ежегодный прирост.

– Если представить образы: «Москва – европейская столица», «Москва – столица мирового уровня», какие черты вы в ней выделили бы?

– Исторически так сложилось, что Москва – столица большого государства, которая пока не претендует на первую строчку в рейтинге европейских столиц, но остается лидером по многим направлениям, которые определяют особенность ее географического расположения и развития. Это центр концентрации мощных человеческих ресурсов, центр концентрации государственной власти, центр концентрации капитала, потенциальной энергии колоссального количества талантов. Все это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на темп жизни города, стиль его жизни. Поэтому Москва – это город колоссального динамизма, она не может быть тихим, зеленым городком, подобным провинции. К сожалению, Москва никогда не станет маленьким, музейным городком, куда приезжают туристы, для того чтобы сфотографировать тихие улочки и площади. В то же время город продолжит работать не только над решением глобальных задач мегаполиса, но и над тем, как обеспечить максимально возможную комфортную среду для проживания. А это не так просто, потому что город достаточно большой, плотно застроенный, здесь проживает огромное количество людей, что является и плюсом, и минусом одновременно. Помимо строительства крупных объектов ведется большая работа по благоустройству города, создаются и обустраиваются парки, дворовые территории, набережные искусственных и естественных водоемов.

В решении этих задач участвует не только Департамент строительства, но и другие структурные подразделения Московского правительства.

Думаю, что москвичи за последние три года уже отметили не только изменения на столичных магистралях и в объемах строительства метрополитена. Все наблюдают, как шаг за шагом Москва превращается в ухоженный, современный, красивый, удобный, безопасный, комфортный город со всеми возможностями, которые предоставляются для работы и отдыха, личностного роста, занятий наукой, техникой, культурой, политикой, бизнесом.

– Если описывать условия комфортной городской среды, я начала бы со следующего: пять минут пешком до метро, магазин и поликлиника в пешей доступности и … что еще вы добавили бы?

– К 2020 году только 7% москвичей будут жить от метро дальше одного километра, остальные – в шаговой доступности. Таких условий нет ни в одном городе Европы, в большинстве из них спальные районы сильно отдалены от станций метро. Безусловно, должна увеличиться скорость движения как подземного, так и наземного транспорта. Для этого строится большое количество развязок, оборудуются выделенные полосы для общественного транспорта, которые впоследствии наполнятся новыми единицами современного подвижного состава, призванного обеспечить альтернативу передвижению на личных автомобилях, с гарантированным временем прибытия в точку назначения. Именно общественного транспорта, потому что неограниченное количество автомобилей привести в одну точку невозможно, и не только в Москве – в любом другом городе мира, будь то Лондон или Париж.

Еще одно условие для комфортного проживания – наличие достаточного количества объектов здравоохранения, предназначенных не только для лечения, но и для профилактики. Москва является крупным научным центром, центром образования и просвещения, поэтому строительство объектов образования – один из наших важнейших приоритетов.

Строительство школ, дошкольных учреждений, совмещенных учреждений, которые соединяют дошкольное и среднее образование, – тоже важный аспект работы Правительства Москвы, столичного стройкомплекса, Департамента строительства.

Если перечислять черты комфортного города, то к ним стоит отнести следующие: пять минут пешком от дома до метро, в шаговой доступности – магазины, спортивные учреждения. Сюда нельзя отнести объекты культуры, которые находятся, как правило, в центре города. Но мы попытаемся немного перераспределить эти объекты на другие районы, чтобы и там можно было проводить досуг на высоком качественном уровне.

– Скажите, пожалуйста, на какой вопрос вы не хотели бы отвечать и какой вопрос вам никогда не задавали, но вы хотели бы на него ответить?

– Я готов отвечать на любые вопросы, кроме, пожалуй, одного. К сожалению, так сложилось, что слово «чиновник» или «государственный служащий» приобретает резко негативный оттенок, независимо от того, о каком человеке идет речь, какую он выполняет работу и как относится к своим полномочиям и обязанностям.

Я могу сказать одно: ни заместителю Мэра Марату Хуснуллину, ни мне лично не стыдно ни за один день, который мы провели в качестве госслужащих в Москве, решая масштабные задачи и используя колоссальные ресурсы, в том числе финансовые и властные.

За последние годы нам удалось сэкономить около 150 млрд руб., это 5 млрд дол. – годовой бюджет некоторых стран, и при этом существенно сократили сроки строительства. Таким образом, фактически исключили главную коррупционную составляющую при размещении государственного заказа в строительном комплексе Москвы. Ведь когда подрядчики ограничены жесткими сроками исполнения контракта, они вынуждены выполнять свою задачу, чтобы зарабатывать прибыль. У них нет оснований коррумпировать чиновников: условия контракта очень жесткие, и пытаться злоупотребить, чтобы получить такой контракт, взвалив на себя тяжелую ношу, нет смысла. Так что не каждый подрядчик, особенно если он недобросовестный, неквалифицированный, готов браться за это дело. Не медом тут намазано – и это очевидно всем. И госчиновникам, которые трудятся по 24 часа в сутки без выходных, и подрядчикам, которые также работают без выходных в три смены и никогда так не работали за всю предыдущую историю. Это колоссальная, тяжелейшая работа, и мы гордимся тем, что ею занимаемся. Порой она нелегко дается, иногда – ценой здоровья, в ущерб личной жизни. На этом фоне задавать вопрос о коррупционной составляющей бессмысленно. Еще раз повторю: нам не стыдно ни за один день работы – ни вчера, ни сегодня, уверен, не будет и завтра.

Вопрос, на который хотелось бы ответить, не один, таких вопросов много, каких именно – понятно по ответам в нашей беседе. Я хотел бы пожелать строителям Москвы, всем работникам строительной индустрии повышать свой образовательный уровень, получать дополнительные знания, доводить уровень своей компетенции до мировых стандартов. Мы пока очень отстаем во всех сферах, в том числе и в строительстве, от лучших мировых производителей. Помимо выполнения текущих задач мы должны стать лидером и в этой области. И это еще одна наша задача на ближайшие 3–5 лет. У нас достаточно денежных средств, тем более при таком уровне экономии, достаточно машин и механизмов, компьютерной техники, но катастрофически не хватает людей, которые могут принимать суперэффективные решения, владеть всем инструментарием, технологиями, знаниями, методами принятия решений. По большому счету, это самый главный фактор, на котором нужно концентрироваться, чтобы обеспечить экономическое процветание Москвы, всей страны в XXI веке.

Задача непростая, потому что технологическое отставание, отставание в технике, в технологиях, в материалах, в методиках принятия решений измеряется десятками лет. Пора овладевать знаниями, чтобы достигать лучших мировых стандартов и открывать новые горизонты.

Этого я хотел бы пожелать всем, кто занят в строительном комплексе, да и не только в нем…

Текст: Елена Перминова



Назад в раздел
ОЭКГлавУПДКМоскапстройСатори
ДоркомэкспоФонд