НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Есть куда расти. Москва активно осваивает промышленные территории


Каждый крупный мегаполис находится в постоянном поиске территорий для развития. Ведь количество людей, населяющих его, растет, необходимо возводить новые жилые и промышленные объекты. Тут нет какого-то единого рецепта. Где-то, как в Сингапуре или Гонконге, где свободной земли мало, город растет ввысь, а Москва – вширь. Но расширение не столь необходимо в самом городе, есть другие варианты для развития территорий.

Работа начата

В 2011–2016 годах утвержден 61 проект планировки территории промзон общей площадью около 3,4 тыс. га со строительным потенциалом более 31 млн кв. м. Из утвержденных проектов 17 уже реализуются, еще 40 находятся в разработке.

Работы развернуты уже более чем на 20 промышленных площадках.

– Город получит значимый экономический эффект в первую
очередь за счет создания большого количества рабочих мест, что обеспечит дополнительные доходы в бюджет, – подчеркнул Марат Хуснуллин.

Около 19 млн кв. м недвижимости, в том числе более 6 млн «квадратов» жилья, планируется построить в промзонах столицы, сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

– Такие объемы предусмотрены по результатам утвержденной градостроительной документации. Это будет квартальная застройка абсолютного иного качества – современная, комфортная, с продуманной архитектурой. Благодаря развитию коммерческой составляющей эти районы снова станут активной частью города, здесь будет кипеть жизнь, – рассказала Юлиана Княжевская. По ее словам, 70% промышленных территорий сохранят свой функционал, а остальные (около 4 тыс. га) будут реорганизованы.

– Самые крупные промзоны находятся в Южном, Юго-Восточном, Восточном, Северном административных округах. Из наиболее значимых можно выделить: территорию завода имени Лихачева (ЗИЛ), территории бывшего Тушинского аэродрома, Московский металлургический завод «Серп и Молот», – пояснила Юлиана Княжевская.

Она отметила, что за последние 10 лет произошли значительные перемены, связанные с процессом ликвидации, выводом и перебазированием крупных промышленных предприятий за пределы города. Помимо ЗИЛа, это большие депрессивные промзоны «Серп и Молот», ОАО «Московский жировой комбинат» и др.

Реновации промзоны ЗИЛа власти города придают особое значение. Там планируется построить 5,21 млн кв. м недвижимости.

Сейчас в бывшей промзоне «ЗИЛ» возводится жилой комплекс «ЗИЛАРТ», где предусмотрено строительство нового парка, открыть который планируется в 2017 году. Площадь парка составит около 20 га. Проект разработал мировой ландшафтный архитектор Джерри ван Эйк. По его словам, чтобы создать максимально комфортное пространство для отдыха, планируется высаживать крупные деревья. Также в планах благоустроить набережную Москвы-реки, которую, по словам разработчиков проекта, можно будет сравнить с набережной д'Орсе в Париже. Здесь будут созданы возможности для занятий спортом и зоны отдыха у самой воды.

Как ранее заявил Марат Хуснуллин, промзона «ЗИЛ» – один из самых крупных проектов комплексного развития промышленных площадок столицы.

– Бывшая заводская территория превратится в современный
многофункциональный район, соответствующий мировым стандартам. После завершения строительства на ЗИЛе будет проживать около 76 тыс. человек, здесь будет создано 65 тыс. новых рабочих мест, – сказал Марат Хуснуллин.

На северном участке ЗИЛа до конца 2022 года планируется возвести около 1,5 млн кв. м недвижимости. Инвестиции в проект составят 125 млрд руб.

Проект освоения южного участка предусматривает строительство 1,5 млн кв. м недвижимости, в том числе 1,1 млн «квадратов» жилья.

Завершить строительство в этой части бывшей промзоны планируется до 2027 года. Инвестиции в проект составят около 135 млрд руб.

– Территория ЗИЛа – один из наиболее ярких примеров реорганизации промзон. ЗИЛ станет городом в городе, где можно жить, работать и отдыхать. Все жилые дома будут полностью обеспечены социальными объектами. Планируется строительство школ на 3,3 тыс. учеников, детских садов на 1,4 тыс. мест. Население новых жилых районов составит 75,39 тыс. человек, будет создано 66,56 тыс. рабочих мест, – рассказала Юлиана Княжевская.

По ее словам, здесь появится несколько ключевых культурных и спортивных объектов, некоторые из них уже построены. «ВТБ Ледовый дворец» был признан «лучшим реализованным проектом» среди спортивных объектов по итогам 2015 года, а в Центре синхронного плавания будут готовить будущих олимпийских чемпионов.

Кроме того, откроется музейный центр «Эрмитаж-Москва» – филиал всемирно известного Государственного Эрмитажа, спроектированный звездой мировой архитектуры Хани Рашидом.

– Для обеспечения транспортного обслуживания будет построено 38 км улиц и дорог, в том числе новая трасса, которая свяжет Третье транспортное кольцо и Варшавское шоссе. Магистраль пройдет параллельно линии Московского центрального кольца, – пояснила Юлиана Княжевская.

Также планируется благоустройство 6,6 км набережных, создание районных парков и скверов.

На северо-востоке столицы на месте бывшей промзоны «Алексеевские улицы» появится жилой комплекс с технопарком. Об этом сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.

– Уже выдан план земельного участка на Новоалексеевской улице под размещение многоэтажного жилого комплекса «Серебряный фонтан» с детским садом на 150 мест, школой искусств и технопарком, – сказал Сергей Лёвкин.

Еще один жилой комплекс построят в промзоне «Осташковское шоссе».

– ЖК возведут на Тайнинской улице. Он будет включать встроенно-пристроенный детский сад на 125 мест и начальную школу на 200 учащихся. Общая площадь застройки составит почти 144 тыс. кв. м, – сказал Сергей Лёвкин.

По его словам, также на территории промзоны планируется разместить технопарк.

– Уже выдан градостроительный план земельного участка на застройку. У проекта есть инвестор, – добавил Сергей Лёвкин.

Предыстория вопроса

Еще полсотни лет назад Москва была крупным промышленным центром. Предприятия были локализованы почти по всему городу, образуя так называемые промзоны, или, как бы их назвали сегодня, кластеры. Это было удобно по целому ряду причин, в том числе и с точки зрения логистики. Для обеспечения связи между этими промзонами еще в начале прошлого века была построена Московская кольцевая железная дорога (МКЖД), которая сейчас называется Московским центральным кольцом.

Но времена меняются. По разным причинам большая часть этих предприятий давно уже прекратила работу. Москва стремительно потеряла значение как промышленный центр, превратившись в центр притяжения для жителей всей России и ближайшего зарубежья, что привело к дефициту недвижимости.

Власти, как могли, решали эту проблему, например, применив точечную застройку, осваивали рынок Подмосковья, а в 2012 году увеличили территорию Москвы в 2,5 раза.

Параллельно с этим началось освоение промзон.

Очевидное решение

Вот тут-то и пригодились территории бывших заводов. По МЦК открыли движение пассажирских поездов, что позволило решить проблему сообщения между промзонами еще до того, как на них развернулось массовое жилищное строительство. Это очень грамотное решение не осталось без внимания высших властей. Одному из идеологов превращения МЦК в пассажирскую магистраль – заместителю Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марату Хуснуллину Президент выразил благодарность.

В самом деле, с момента прекращения производства на территориях бывших промзон располагались склады, разного рода сомнительные конторы, а то и просто свалки. Бывшие промзоны получили в народе название «ржавого пояса» столицы. Теперь они будут использованы в интересах горожан и развития экономики.

По данным столичных властей, промзоны занимают около 18,8 тыс. га, что составляет более 17% территории «старой»
Москвы. Реорганизовать предлагается почти 13 тыс. га земли, причем 4,7 тыс. га подлежат полной реорганизации, а 7,8 тыс. га – частичной. В основе обновления этих городских территорий лежит формирование комплексной городской застройки с жильем, социальными объектами и новыми рабочими местами.

Для того чтобы оживить промзоны, существуют два подхода. Во-первых, это использование промышленных площадок для градостроительного развития. В рамках этого подхода предполагается построить на территории бывших промзон жилую недвижимость. Во-вторых, на территории бывших промышленных предприятий могут быть размещены экологически чистое производство или объекты науки.

В итоге Москва создает новые рабочие места рядом с жильем.

Кроме того, реновация промзон позволит в какой-то степени нивелировать дисбаланс рабочих мест между центром и периферией города. Так, сегодня на территории ЦАО, или, как говорят в народе, в пределах Садового кольца, сосредоточено 40% рабочих мест Москвы, притом что проживает там только 8% населения.

Реорганизация промзон также дает возможность обеспечить горожан дополнительными жилыми площадями, объектами соцкультбыта, дорогами и парковками. Все это может быть создано на бывших промышленных территориях.

Сделать выводы

Поскольку существующая сейчас массовая застройка, в частности, на присоединенных территориях, вызывает волну критики за то, что на ограниченном участке земли девелоперы стремятся построить как можно больше жилой недвижимости, нисколько не заботясь об инфраструктуре и общественных пространствах, то при реновации промзон крайне важно не повторить этих ошибок.

Позиция столичных властей по редевелопменту промзон состоит в том, что плотность застройки там не должна превышать 25 тыс. кв. м на гектар, при этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина – на рабочие места.

Задача Правительства Москвы состоит не в том, чтобы вывести все промзоны за черту города, а внимательно рассмотреть деятельность промышленных предприятий и при необходимости содействовать развитию инновационного производства.

Некоторые промзоны тяготеют к смене функций с промышленной на административно-общественную с элементами жилой застройки. Однако промышленная функция ряда зон, например, «Бирюлёво», «Чертаново», «Калошино», «Коровино», «Вагоноремонт» и других, наоборот, будет интенсифицирована, поскольку здесь предполагается разместить новые производственные мощности.

Реорганизация промышленных зон – важный для города вопрос, требующий активного участия инвесторов. Без привлечения сторонних средств городу все не освоить. Основная проблема при редевелопменте промзон состоит в том, что у этих территорий зачастую несколько собственников, планы которых разнятся.

Одни активно пытаются найти способы реорганизовать свои участки, другие, к примеру, просто получают деньги за сдачу своего участка в аренду.

Принятый 3 июля 2016 года Президентом России Федеральный закон № 373-ФЗ создает предпосылки для комплексного освоения территорий в границах городов. Документ предусматривает дополнение существующих в Градостроительном кодексе четырех правовых схем развития территорий на основании договоров (развития застроенной территории; комплексного освоения территории; освоения территории в целях строительства жилья экономического класса; комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса) еще двумя правовыми схемами.

Во-первых, вводится комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. По информации Москомстройинвеста, пилотным проектом развития промзоны по этой схеме является участок на ул. Берзарина, вл. 28. Площадь разработки проекта планировки составляет 31 га, зона реорганизации занимает 9 га. Инвестор планирует создать на этой территории многофункциональную застройку площадью 304 тыс. кв. м.

Во-вторых, вводится комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления, что позволит городу принять решение по реорганизации той или иной площадки и побудить правообладателя к действию. Сейчас по этой схеме город разрабатывает пилотный проект по реорганизации части промзоны на ул. Азовская, вл. 35. Проект планировки разрабатывается на 17,5 га земли, из них планируется реорганизовать 7,8 га.

Таким образом, вместо заброшенных и практически не функционирующих промышленных территорий будут возникать новые точки развития и создаваться комфортная городская среда.


Назад в раздел
ИНАКростМОЭКЭнергокомплекс
СоюзАбсолютФУДСтройИнвест-3