НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Кредит доверия. Мосгосстройнадзор сократил число проверок, увеличив при этом поступления в бюджет от штрафов


Комитет государственного надзора в сфере строительства Москвы (Мосгосстройнадзор) – государственный контролирующий орган в сфере капитального строительства, задачей которого является проверка строительной документации, выдача разрешений на строительство, контроль соответствия проекту проводимых застройщиком работ. Ведомство было создано в 2007 году на основании Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты». В последние три года в его работах произошли серьезные изменения – комитет вошел в состав Стройкомплекса столицы, возглавляемого заместителем Мэра по вопросам строительства и градостроительной политики Маратом Хуснуллиным, а в его составе появились новые управления.


Растут полномочия…

Общий строительный надзор осуществляют управления по административным округам. Их сегодня насчитывается 12. Кроме того, в составе комитета работают 8 специализированных управлений, имеющих особые надзорные функции. Спецуправления контролируют строительство уникальных объектов, осуществляют пожарный, санитарно-эпидемиологический и экологический надзор. Отдельные подразделения занимаются дорожным строительством, инженерными коммуникациями. В конце прошлого года Мосгосстройнадзору передали полномочия по ведению надзора за объектами метрополитена. В комитете создано специальное управление, которое занимается только этими вопросами.

Увеличился и объем выполняемой надзорным ведомством работы. Об этом свидетельствуют экономические итоги работы комитета в этом году. Как сообщил заместитель председателя Мосгосстройнадзора Анатолий Кравчук, за первые три квартала 2013 года общая сумма штрафов управлениями пожарной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности составила 37 млн руб. Это вдвое превысило показатели за аналогичный период прошлого года.

В целом же по всем управлениям Мосгосстройнадзора с начала года число штрафных санкций, наложенных на юридических или должностных лиц, увеличилось на 33%, а сумма штрафов возросла на 60% по сравнению с 2012 годом. Но штраф – это лишь крайняя мера воздействия на строительную организацию.

На первых порах, если нарушение не связано с конструктивной безопасностью здания, инспектор может ограничиться вынесением предписания о его исправлении. С начала года тремя упомянутыми управлениями ведомства по итогам проверок стройобъектов выдано более 2 тыс. предписаний, составлено 497 протоколов об административных правонарушениях.

Возросло и количество обращений в саморегулируемые организации, которые имеют право принимать меры дисциплинарного взыскания вплоть до лишения свидетельства о допуске на проведение строительных работ и исключения злостных нарушителей из своего состава.

Увеличение суммы штрафных санкций при снижении количества нарушений заместитель руководителя Мосгосстройнадзора объясняет двумя причинами. Во-первых, качественнее стали сами проверки. Инструментальный контроль при проведении проверок производится теперь с привлечением ресурсов лабораторий ГБУ «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве».

– Каждая такая проверка, как правило, заканчивается административными взысканиями, – отметил замглавы Мосгосстойнадзора.

Во-вторых, увеличился размер самих штрафов. С января 2012 года вступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым штрафы за нарушения в области строительства увеличились в 3 раза. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации при проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 20 до 30 тыс. руб. (ранее – от 5 до 10 тыс. руб.); на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб. (ранее – от 30 до 100 тыс. руб.).

Все это в комплексе свидетельствует о том, что повышается результативность проводимых проверок и, как следствие, безопасность строительства.

– Проводимый нами мониторинг эффективности принятия мер административного воздействия показывает зависимость снижения количества допускаемых при строительстве нарушений от повышения размера административных санкций. Количество нарушений снижается в среднем на 10% ежегодно, – подчеркнул Анатолий Кравчук.

При этом в контрольном ведомстве не согласны с появляющимися в прессе утверждениями о том, что объемы строительства в столице падают. Согласно данным комитета, с начала 2013 года Мосгосстройнадзором оформлено 431 разрешение на новые объекты общей площадью 5,68 млн кв. м. При этом общий потенциал застройки Москвы на старой и новой территориях составляет около 200 млн кв. м недвижимости, при этом объемы строительства ежегодно растут. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество оформленных разрешений увеличилось на 45%, что говорит о возрастающей инвестиционной активности в сфере градостроительной деятельности.

По итогам нынешнего года планируется ввести в строй жилья общей площадью около 3,5 млн кв. м. По итогам первых трех кварталов в столице было завершено строительство 1,25 млн кв. м жилья. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество введенных в эксплуатацию жилых объектов в этом году увеличилось на 53%.

Всего же на протяжении нынешнего года комитет должен обеспечить контроль за вводом в строй объектов капитального строительства общей площадью 8,5 млн кв. м. Этот показатель включает в себя жилую и нежилую недвижимость, возводящуюся как на традиционной городской территории, так и на новых московских землях.

Самые главные объекты

Сегодня комитет осуществляет надзор за строительством около 6 тыс. объектов капитального строительства общей площадью свыше 40 млн кв. м. В их числе – жилые дома, объекты социальной сферы, административные и торговые здания, объекты инженерной инфраструктуры. Среди наиболее значимых объектов, над строительством которых специалисты комитета осуществляют оперативный контроль, – Московский театр под руководством Олега Табакова, музыкальный театр Александра Градского, комплекс зданий ММДЦ «Москва-Сити», строящиеся стадионы «Спартак», «Динамо», «ЦСКА». После чемпионата мира по легкой атлетике началась реконструкция Большой спортивной арены «Лужники», где пройдет церемония открытия и финал чемпионата мира по футболу 2018 года.

При этом повысилась и планомерность ввода в строй новых объектов, строители уже не стремятся, как прежде, в авральном порядке сдать объект до конца календарного года. Как следствие, снизилось и число жалоб новоселов на качество выполнения строительных работ в новостройках. За первые три квартала 2013 года их поступило на 30% меньше, чем в 2012-м. Вообще же количество жалоб на качество строительства составляет лишь 5–7% от общего объема жалоб, поступающих в Мосгосстройнадзор от населения. Больше всего горожан заботит начало нового строительства в их районе. Они жалуются в надзорный орган на шум и грязь на стройплощадке, многих не устраивает сам факт начала нового строительства вблизи от их жилья. Среди жалоб собственно на качество новостроек – больше всего на неудовлетворительное состояние ограждающих конструкций и изоляционные работы, то есть люди жалуются на продувание, а иногда и промерзание помещений. Причиной этого является чаще всего стремление инвесторов к дополнительной экономии в ущерб качеству.

Важным направлением в работе ведомства стало упрощение процедур оформления оказываемых Мосгосстройнадзором госуслуг. В комитете работает служба «одного окна», в ее ведении – оформление и выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. С середины лета нынешнего года комитет начал оформлять разрешения в электронном виде. Эта услуга одна из первых переведена в электронный вид: количество выданных разрешений на строительство в столице неуклонно растет год от года. Вскоре вслед за разрешениями на строительство в электронный вид была переведена еще одна услуга Мосгосстройнадзора – выдача разрешений на ввод в эксплуатацию зданий и инженерных сооружений.

Для того чтобы получить одно из этих разрешений в электронном виде, представителю строительной организации необходимо зарегистрироваться на городском портале государственных и муниципальных услуг pgu.mos.ru.

После этого заявитель, пройдя процедуру идентификации, может подать заявление, заполнив на портале интерактивную форму, и направить запрос в орган исполнительной власти через Интернет. Запрос будет принят сотрудником Мосгосстройнадзора и обработан так же, как если бы заявитель лично принес заявление на бумаге. Таким образом, застройщик, не выходя из своего офиса, может получить разрешение на строительство или ввод объекта в строй, заверенное электронной цифровой подписью. Перевод услуг в электронный вид позволил повысить оперативность и прозрачность процесса оказания государственных услуг, а также снизить число личных обращений юридических и физических лиц в органы исполнительной власти и сократить количество документов, которые необходимо предоставить заявителю для получения государственной услуги.

«Секрет» качества работы

Снизить число административных препон, стоящих на пути организаций, работающих в сфере капитального строительства в столице, должно новое постановление Правительства Москвы, проект которого подготовлен специалистами комитета. Оно носит название «Об утверждении административного регламента исполнения Мосгосстройнадзором государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора». Документ позволит не только упорядочить административные процедуры, устранив избыточные, но и призван обеспечить открытость и прозрачность контрольных процедур. Помимо этого, в настоящий момент готовится к утверждению административный регламент выдачи документа, разрешающего строительство объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского капитала.

И сами строители стали работать качественнее – об этом свидетельствует заметное сокращение числа недочетов, выявленных в ходе проверок. В этом году с января по сентябрь зафиксировано 47 576 разного рода нарушений, в то время как за аналогичный период прошлого года их было 50 360, то есть количество выявленных нарушений, допущенных при производстве строительных работ, снизилось в этом году на 6,5% по сравнению с прошлым годом. При этом 40% из них связаны с качеством строительства. Так, при возведении конструкций из монолитного железобетона подрядчики порой допускают отступления от проектной и рабочей документации, не соблюдают требования по устройству армокаркасов и укладке бетонной смеси. Распространены нарушения и при монтаже сборного железобетона и сварочных работах. В первую очередь Мосгосстройнадзор следит за тем, чтобы не допустить нарушений в сфере конструктивной безопасности строящихся зданий.

С низкой культурой ведения строительных работ и плохим содержанием стройплощадок связано 30% нарушений.

Поэтому еще в первом квартале 2013 года специалисты Мосгосстройнадзора провели масштабное обследование строительных объектов на предмет соблюдения культуры строительства, под которой подразумевается обустройство бытовых городков, внешний вид техники, обращение с инструментами и материалами, следование требованиям по складированию оборудования. Основным документом, регулирующим состояние строительных площадок, является СНиП «Организация строительства». Проверка выявила 5317 нарушений, в результате на должностных и юридических лиц наложены штрафы на общую сумму 17 млн руб. Наиболее распространенные недочеты, связанные с низкой культурой строительства: выезд машин со стройплощадок с грязными колесами и нарушения норм обустройства самих площадок.

Отдельной серьезной проблемой является соблюдение правил противопожарной безопасности при ведении строительства.

И на этом фронте у Мосгосстройнадзора имеются серьезные успехи. Число пожаров на стройплощадках продолжает снижаться год от года. За три квартала в городе случилось 22 пожара на строящихся объектах, это на два случая меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

– Тенденция к снижению количества случаев возгораний на площадках вполне устойчивая и держится уже на протяжении последних шести лет, – сообщил начальник управления пожарного надзора Мосгосстройнадзора Николай Беляев. – Если в 2007 году в столице было 74 случая возгорания на стройках, то в 2012 году их всего 36. С учетом же пожаров, случившихся на объектах капитального строительства как в «старой», так и в «новой» Москве, в прошлом году имел место 41 пожар. При этом за последние три года пожар на стройплощадке ни разу не приводил к человеческим жертвам. Наиболее частой причиной возгораний является неосторожное обращение с огнем, в частности, курение на строительной площадке. Непотушенная сигарета и неудачно брошенный окурок стали причиной девяти пожаров в этом году. На втором месте среди причин – неисправность электрооборудования (шесть случаев), нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации обогревательных приборов (четыре случая) и при проведении сварочных работ или работе с открытым огнем (три случая).

Общая сумма штрафов, наложенных с начала года на нарушителей требований пожарной безопасности, составила более 21 млн руб., что почти в два раза превышает сумму штрафов за аналогичный период 2012 года. Повышение требовательности способствовало уменьшению на 12% нарушений при выполнении работ, влияющих на обеспечение пожарной безопасности объектов, а также снижению количества пожаров при строительстве. При этом число пожаров, случившихся на стройках, составляет всего 0,2% от общего числа пожаров в городе за это время.

Управление пожарного надзора сформировано преимущественно из бывших сотрудников Госпожнадзора МЧС, с этим ведомством Мосгосстройнадзор ведет плотное сотрудничество.

В частности, после известного пожара в московском Сити на верхних этажах строящейся башни «Федерация» в апреле 2012 года общими усилиями были проведены учения по противопожарной безопасности, в результате чего следующее возгорание в деловом центре в январе 2013 года удалось локализовать и ликвидировать за считанные минуты.

Наряду с надзором за строительством зданий важнейшим направлением в работе комитета в последние три года стал контроль за качеством строительства объектов транспортной инфраструктуры. Под пристальным вниманием инспекторов находятся возведение и реконструкция эстакад, прокладка новых дорог и линий метро.

На сегодняшний день надзорный орган обеспечивает контроль за качеством работ на 164 дорожно-транспортных объектах. Это дороги, путепроводы, тоннели, эстакады и пешеходные переходы, реконструируемые мосты. Чтобы обеспечить эффективный и своевременный контроль, в комитете была проведена реорганизация, в ходе которой увеличилась численность сотрудников специализированного управления по надзору за объектами дорожно-мостового строительства.

Для того чтобы оценить качество работ, выполненных в ходе строительства новых дорог и объектов транспортной инфраструктуры, контролеры Мосгосстройнадзора прибегают к помощи специалистов из лабораторий Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве. Основные виды проверок направлены на инструментальное определение качества бетонных

и арматурных работ, соответствие применяемых материалов и выполняемых работ проектной документации, проверку соблюдения работ требованиям технического регламента и сводов правил. По результатам обследований выдаются заключения.

По всем отрицательным заключениям Мосгосстройнадзором в отношении участников строительства, допустивших нарушения, принимаются меры административного воздействия, и выявленные нарушения оперативно устраняются.

Качество дорожного полотна на вводимых в строй новых дорогах, развязках и эстакадах соответствует сегодня европейским стандартам. В 2011 году по инициативе Мосгосстройнадзора было принято постановление Правительства Москвы об использовании в качестве дорожного покрытия щебеночно-мастичного асфальтобетона. Согласно установленным этим распорядительным документом стандартам, верхний слой дорожного покрытия должен содержать 70–80% щебня и не менее 5,5–7,5% битума. Такое покрытие более прочно, имеет повышенные показатели износостойкости и не разрушается даже в случае резких колебаний температур.

С присоединением в июле 2012 года к столице новых территорий к 10 существовавшим прежде территориальным управлениям добавились два новых управления общестроительного надзора – Троицкое и Новомосковское. За прошедшее с момента расширения города время на территориях «новой» Москвы было проинспектировано свыше 1,5 тыс. объектов строительства. Выявленные в ходе проверок нарушения в основном связаны с качеством работ и культурой производства. И в настоящий момент перед надзорными органами стоит задача поднять организацию строительства на новых городских землях до уровня принятых в столице стандартов.

Еще одна задача, стоящая перед двумя окружными управлениями Мосгосстройнадзора «новой» Москвы, – приспособление новостроек для нужд инвалидов. Сегодня комитет не выдает заказчикам разрешение на строительство в случае отсутствия в проектной документации раздела «Обеспечение доступности инвалидов». Это требование распространяется и на уже построенные и готовящиеся к вводу в эксплуатацию объекты на территории ТиНАО, в первую очередь на торговые и торгово-развлекательные комплексы.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосинжпроектКапиталТеплоцентрстройМоскапстрой
СтройИнвест-3АбсолютФУД