НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Вектор развития. Столичный Cтройкомплекс ставит новые рекорды


Несмотря на вызовы времени, российская столица растет и развивается, сохраняются высокие показатели по вводу жилой и коммерческой недвижимости, строятся важнейшие социальные объекты, прокладываются и реконструируются дороги, расширяется сеть линий московского метро. Количество возводимых объектов в Москве постоянно растет. Об основных итогах развития столичного Стройкомплекса в минувшем году, о приоритетных задачах отрасли на 2017-й и ближайшие годы мы беседуем с заместителем Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным.

– Марат Шакирзянович, в числе приоритетных направлений работы столичного Стройкомплекса – развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Что сделано в этой области в минувшем году и как это отразилось на жизни города?

– В первую очередь хочу сказать о том, что от решения транспортных проблем в целом зависит жизнедеятельность всего мегаполиса. Этот вопрос находится в центре внимания Мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, и мы на каждом совещании докладываем, как идет реализация программы строительства метро, дорожно-транспортного строительства. Что касается непосредственно строительства и реконструкции дорог, то в целом за последние шесть лет объемы выросли в 4 раза и в 3 раза – инвестиции. На сегодняшний день темпы и объемы дорожно-транспортного строительства в Москве – одни из самых высоких в мире, мы уступаем лишь китайским мегаполисам. Только в 2016 году в столице построено и реконструировано 116,7 км дорог, что является рекордным показателем. Мы поставили перед собой серьезную задачу: вводить не менее 100 километров дорог в год. В 2017 году планируем ввести порядка 103 км дорог. На эти цели из бюджета города будет выделено более 355 млрд рублей. Среди построенных и введенных в эксплуатацию в прошлом году дорог – 15 крупнейших объектов. В их числе я бы хотел отметить винчестерный тоннель на пересечении улиц Нижние Мневники и Берзарина. Он серьезно разгрузит движение не только в этом районе, но и на всем северо-западе Москвы. Также стоит упомянуть и развязку на пересечении Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) с Каширским шоссе, которая во многом поспособствовала тому, что транспортные заторы и пробки на этом участке практически полностью исчезли. Самым благотворным образом сказались на движении и транспортная развязка, которая возведена одновременно с тоннелем на 41-м км Ленинградского шоссе, и путепровод на Волоколамском шоссе, и целый ряд других новых дорожных объектов.

Помимо крупных объектов мы продолжали работы по расширению улично-дорожной сети, в этой связи я не могу не упомянуть об участке дороги от улицы Элеваторная до улицы Подольских Курсантов и далее до улицы Красного Маяка со строительством эстакады на Липецкой улице. Также мы завершили первый этап реконструкции Калужского шоссе и возвели большой пешеходный переход в районе Московского государственного университета (МГУ) им. Ломоносова. В настоящий момент вступают в завершающую фазу работы по строительству участка дороги от ул. Мосфильмовская до Аминьевского шоссе и транспортной развязки на пересечении МКАД с Профсоюзной улицей. Эти объекты мы планируем сдать в 2017 году.

Особо хочу отметить строительство и ввод в эксплуатацию искусственных сооружений, по которым Москва в 2016 году перевыполнила план: вместо запланированных 30 объектов мы ввели в строй 45 искусственных сооружений, а вместо 15 пешеходных переходов сдали 21 такой объект. Всего же за шесть лет пешеходных переходов построено 156 – это 40% от всех существующих. За этот же период времени всего было построено и введено в эксплуатацию 527 км дорог, в результате чего общая протяженность улично-дорожной сети была увеличена на 12,5%, а количество искусственных сооружений – эстакад, тоннелей, мостов – на 26%.

Самым главным, ключевым показателем эффективной работы по развитию транспортной системы города стало улучшение ситуации на дорогах. По данным исследования компании TomTom, загруженность дорог в Москве, по сравнению с прошлым годом, снизилась на 6%. Этот один из самых высоких результатов среди 174 мегаполисов, исследуемых данной компанией, лучшую динамику продемонстрировал только Стамбул – 8%. В итоге Москва по показателю загруженности дорог с непопулярного первого места в этом рейтинге (которое она занимала в 2012–2013 гг.) переместилась на пятое место.

– Сейчас одним из самых главных проектов, реализуемых в Москве в области дорожного строительства, является возведение Северо-Западной и Северо-Восточной хорд. Когда завершится их строительство?

– Основные участки Северо-Западной хорды уже завершены. Мы частями вводим и открываем их для движения. На этой магистрали уже построено порядка 40 км дорог и съездов, которые улучшили дорожную ситуацию в районах города. Речь идет об участках Дмитровское шоссе – Б. Академическая ул., Б. Академическая ул. – Ленинградский проспект/Алабяно-Балтийский тоннель, Ленинградский проспект – проспект Маршала Жукова/ул. Алабяна, Народного Ополчения, в том числе винчестерный тоннель под ул. Берзарина. То есть вот на всем этом протяженном участке уже осуществляется полноценное движение транспорта. Кроме того, завершено строительство участка, соединяющего Можайское шоссе с Рябиновой улицей (улицы Вяземская и Витебская). В настоящее время продолжается строительство участка Рябиновая улица – Аминьевское шоссе (ул. Генерала Дорохова), закончим его в IV квартале 2017 года. Развернуты дорожно-строительные работы и на участке от Рублевского до Можайского шоссе через улицы Кубинка, Боженко и Толбухина, он будет завершен в 2018 году. Кроме того, мы приступили к строительству участка проспект Маршала Жукова – Рублевское шоссе (улица Нижние Мневники, включая два моста через Москву-реку). Таким образом, вся Северо-Западная хорда к 2019 году будет полностью готова. Правда, при условии – если за будущий год успешно пройдем через процедуру публичных слушаний, и москвичи районов, через которые идет трасса, нас поддержат. Нормативный срок строительства оставшейся части хорды – 3–4 года, мы хотим справиться с ней за два года. Как показал опыт строительства предыдущих дорог, это реально. Практически все объекты мы сдаем намного раньше нормативных сроков. С вводом Северо-Западной хорды разгрузятся ТТК, МКАД, Садовое кольцо, Ленинградское и Волоколамское шоссе и другие магистрали. На трассе появятся два моста, семь тоннелей, 16 эстакад и 30 пешеходных переходов. Северо-Восточная хорда тоже активно строится и будет в основном готова вместе с Северо-Западной, лишь ее отдельные кусочки, возможно, перейдут на 2020 год. Еще в прошлом году мы завершили первый участок хорды от Фестивальной улицы до Бусиновской развязки с транспортной развязкой, она уже целый год эксплуатируется. Активные работы сейчас идут на участке от Измайловского до Щелковского шоссе, на нем в сентябре мы открыли движение по эстакаде на пересечении хорды с ул. Щербаковской, эстакаде на пересечении хорды с Ткацкой улицей и эстакаде перекрытия над тоннелем. Полностью участок будет готов во II квартале 2017 года. Кипят работы и на участке хорды от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе, плановый срок окончания строительства – III квартал будущего года. В составе этого участка в октябре мы уже открыли движение по восьми эстакадам, а также ввели в эксплуатацию два надземных и один подземный пешеходный переходы. Остальные строящиеся участки Северо-Восточной хорды будут готовы в 2018 году. Так что в основном эта хорда готова вместе с Северо-Западной, лишь ее отдельные кусочки, возможно, перейдут на 2020 год.

– Не так давно было объявлено о грядущей реконструкции МКАД. Это не будет означать, что кольцевую перекопают и она встанет в пробке?


– На самом деле она часто стоит в пробке и сейчас. Это связано с самыми разными причинами, в частности, с отсутствием удобных съездов с МКАД к новым местам притяжения, которые появились за последние годы. Несмотря на то что первый этап реконструкции МКАД, включающий модернизацию транспортных развязок, практически завершен, нам еще есть над чем поработать. Второй этап работ включает в себя реконструкцию участков кольцевой магистрали и оптимизацию съездов. Помимо крупных проектов мы планируем проложить около десятка локальных дорог. Одна из них, например, пройдет в районе 20-го километра, возле Бесединского моста, что около рынка «Садовод», другие будут построены у ряда крупных торговых центров. Помимо этого, принято решение о строительстве полос разгона и торможения на соседних участках – 16-м, 17-м и 18-м км МКАД. Вдоль этих участков расположено более 20 объектов различного назначения, в том числе торгового, и существующие въезды на территорию создают пробки и повышенную аварийность. Поэтому будут строиться дополнительные полосы, обеспечивающие удобные въезды и выезды на МКАД. Вложить инвестиции в развитие дорожной инфраструктуры на МКАД готовы практически все крупные компании, чьи объекты примыкают к «кольцевой», поскольку сейчас из-за пробок к ним приезжает меньше людей, чем могло бы. Градостроительная документация для участия инвесторов готовится в настоящее время более чем по 20 дорожным объектам, которые в основном расположены на МКАД.

– Самой приоритетной транспортной стройкой Москвы в последние годы является, безусловно, метро. Какие станции получили москвичи в минувшем году и каковы планы на ближайшие годы?

– Метро, безусловно, наша самая приоритетная стройка из всех транспортных. Причем не просто стройка ради стройки, а серьезный вопрос, связанный с обеспечением безопасности жизнедеятельности всего мегаполиса. Потому что если не будет строиться метро и Москва встанет в пробку, то не сможет проехать ни скорая помощь, ни пожарные, ни полиция, возникнет угроза безопасности Москвы. Или же, например, стихийное бедствие – сильный снегопад. В такие дни количество пассажиров в метро увеличивается на 2 млн человек, и метро в отличие от наземного транспорта гарантированно едет и перевозит людей. Не говоря уже о том, что обеспечивая жителей станциями метро в шаговой доступности, мы создаем им более удобные и комфортные условия, экономим их время передвижения по городу, улучшается и дорожная ситуация, и экология. То есть эффект от строительства метро – колоссальный. Вот почему более половины расходов городского бюджета на транспортное строительство в целом выделяет город именно на метро. 2016 год можно смело назвать годом рекордных транспортных достижений в области метростроения. Построено 16,3 км линий метро, что составляет 30% от ввода за шесть лет. В частности, мы обеспечили доступом к метрополитену жителей присоединенных территорий, введя в эксплуатацию станции Сокольнический линии «Румянцево» и «Саларьево». Проведена реконструкция депо «Планерное», «Нижегородское». В сентябре 2016 года открыты станции Люблинско-Дмитровской линии «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В декабре завершено строительство еще трех станций метро: «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки». Завершен второй этап Калининско-Солнцевской линии: «Деловой центр» – «Парк Победы». На сегодняшний день работы развернуты на всех участках Третьего пересадочного контура. В 2017 году мы планируем построить и максимально запустить в эксплуатацию еще 34,8 км линий и 16 новых станций Люблинско-Дмитровской, Калининско-Солнцевской, Замоскворецкой, Третьего пересадочного контура и два электродепо. А до 2019 года будет построена 41 новая станция. Хочу также напомнить, что за прошедшие шесть лет мы построили 47 км линий метро, увеличив тем самым общую протяженность столичной подземки на 13%, ввели 24 станции и шесть электродепо. Но самым главным событием в развитии столичного общественного транспорта является запуск пассажирского движения по Московской кольцевой железной дороге, которая официально теперь называется Московским центральным кольцом (МЦК). По сути, это полноценное наземное метро, линия, протяженность которой составляет 54 км. МЦК состоит из 31 станции, все они сейчас работают в штатном режиме. Открытие движения по МЦК смело можно назвать самым настоящим транспортным прорывом не только 2016 года, но и последних десятилетий.

– Не так давно в прессе появилась информация о том, что власти города решили отказаться от строительства станций глубокого заложения. Так ли это?

– Мы действительно практически отказались от строительства станций глубокого заложения – возводить станции на небольшой глубине и быстрее, и экономически выгоднее. Эта идея полностью себя оправдала, экономия времени и ресурсов налицо. Требуется меньше специалистов, меньше материалов и оборудования, а значит, процесс удешевляется и идет быстрее. Мы подсчитали, что строительство станции мелкого заложения в два раза дешевле, чем глубокого. То есть денег, необходимых на строительство одной «глубокой» станции, хватает на строительство двух «мелких». Я уже не говорю о том, как это сложно и физически тяжело – строить участки глубокого заложения. Так, участок Люблинско-Дмитровской линии от станции «Марьина Роща» до «Петровско-Разумовской», который открылся для пассажиров осенью этого года, был пройден практически вручную – буровзрывным способом. Колоссальный труд!

Механизированными тоннелепроходческими щитами там не воспользуешься по причине того, что отсутствуют площадки для их сборки, не найти места для котлована, чтобы начать проходку. В условиях плотной застройки, чтобы развернуть такую площадку, надо частично перекрывать движение, в целом менять транспортную схему, что доставит москвичам массу неудобств. Это еще одна причина в пользу выбора станций мелкого заложения. Поэтому в перспективе мы почти не будем строить «глубоких» участков, да в центре города, собственно, острой необходимости в этом нет. Однако это не значит, что не будет достроена та же «Нижняя Масловка», что строится на глубоком участке. Безусловно, достроим, и она станет принимать пассажиров. Есть у нас и еще один сложнейший участок в центре города, который нужно проложить на глубине свыше ста метров, в обводненном грунте, где протекает Москва-река. Речь об участке от «Третьяковской» до «Делового центра», который в перспективе соединит Солнцевский и Калининский радиусы в единую ветку метро. Да и площадки для его строительства нужны в самом центре Москвы, где плотная застройка. Но мы понимаем, как этот участок важен для города, для москвичей, поэтому работа пусть медленно, но идет, мы тщательно прорабатываем проектные решения. Этот участок обязательно построим.

– По Москве проходит много железнодорожных линий, которые никак не связаны ни с метрополитеном, ни с МЦК. Раньше были планы некоторые из них вовсе убрать. Как будет решаться этот вопрос?

– Мы совершенно точно не собираемся ничего убирать. Напротив, в настоящее время 203,3 км железных дорог находятся в проектировании и строительстве. Совместно с РЖД будет построено пять железнодорожных станций: три станции на Киевском направлении и по одной – на Октябрьском и Курском направлениях. Кроме того, для обеспечения более комфортных условий и быстрых пересадок между МЦК и радиальными направлениями железной дороги запланировано 10 пересадок, из которых три уже готовы, на четырех проводятся мероприятия по улучшению и три пересадки будут построены.

– Получат ли развитие территории вокруг МЦК, ведь сейчас это не самые обжитые места города?

– Мы полагаем, что процесс развития и застройки территорий, прилегающих к МЦК, может занять не менее десяти лет. Это территории будущего, и важно уже сейчас обеспечить их транспортную доступность. Сегодня территории, расположенные вдоль МЦК, стали привлекательными для инвесторов с точки зрения новой застройки, потому что появился гарантированный пассажиропоток, который только растет, а значит, капитализация недвижимости, которая здесь будет строиться, автоматически возрастает, и проекты себя окупят. По нашим оценкам, реновации подлежит около 10,8 тыс. га земли вдоль железнодорожной магистрали. Градостроительный потенциал этих участков оценивается как минимум в 2 млн кв. м недвижимости. Здесь возведут офисы, торговые комплексы, апартаменты, жилье. На МЦК будут строиться крупные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые станут центрами притяжения горожан, поскольку в их составе появятся не только пассажирские терминалы, но и коммерческая недвижимость, а значит, будут создаваться новые рабочие места, что очень важно для города.

– Москва развернула масштабную программу строительства ТПУ. Будет ли использоваться японский опыт? Где именно?

– Мы стараемся использовать весь передовой опыт, который есть в мире. В том числе и опыт японских специалистов, которые достигли в области строительства ТПУ больших успехов. Например, проектированием крупного ТПУ «Петровско-Разумовская» на севере Москвы займется японская компания Nikken Sekkei. Поток пассажиров ТПУ «Петровско-Разумовская» будет сопоставим с Комсомольской площадью. Японская компания имеет большой опыт и вес в мире. Кстати, ранее эта компания уже спроектировала ТПУ «Ботанический сад», и проект был признан успешным. На «Петровско-Разумовской» будут объединены две станции метро и две платформы железной дороги Ленинградского и Савеловского направлений. Помимо этого, на ТПУ, возможно, будет дополнительная остановка «Сапсана», курсирующего между Москвой и Санкт-Петербургом, чтобы частично разгрузить Ленинградский вокзал. Фактически предусмотрены интеграция ТПУ в существующую застройку и комплексное развитие всей площадки.

– Достижения и планы по развитию транспортной инфраструктуры у Москвы действительно грандиозные. А что со строительством недвижимости капитального назначения, в частности, жилья?

– Напомню, что за 2016 год объем ввода объектов капитального строительства в Москве составил около 8,1 млн кв. м, из них 3,3 млн кв. м. – жилья. При этом, что очень важно, 88% введенных объектов недвижимости строились за счет внебюджетных источников. Это значит, что инвестиционная активность в Москве по прежнему высокая. И, кстати, год от года этот показатель у нас только растет. Всего же за шесть лет в столице построено и введено в эксплуатацию 49,6 млн кв. м недвижимости, включая 18,9 млн кв. м жилья. В планах на ближайшие три года – построить еще 25 млн кв. м. недвижимости различного назначения, включая жилье, объекты социальной инфраструктуры и т.д. Потому что город не может «застыть» и не развиваться, не обновлять фонд недвижимости. Иначе его ждут старение, обветшание и износ. Судите сами: площадь введенной за шесть лет недвижимости составляет 12% от всей городской недвижимости, а значит, и сам город обновился на 12%. По сути, это сопоставимо с целым административным округом Москвы. Кстати, обновление города происходит и за счет программы сноса пятиэтажек, которая на сегодняшний день выполнена на 95%. Хочу сказать и о том, что в 2016 году количество выданных разрешений на строительство объектов капитальной недвижимости увеличилось на 12% по сравнению с 2015 годом, что свидетельствует об успешном преодолении периода экономического спада и наращивании активности в строительной сфере. Кстати, рост числа полученных разрешений на строительство во многом связан с увеличившимися объемами индивидуального жилищного строительства на территориях Новой Москвы. То есть активно строится наиболее комфортный сегмент жилья, по существу создается «одноэтажная Москва».

– А как в столице обстоят дела со строительством объектов социальной инфраструктуры и спорта?


– Возведение детских садов и школ, поликлиник и других объектов здравоохранения, а также культуры, спорта у нас по прежнему в приоритете. Более того, в принятой АИП на 2016–2019 годы расходы на возведение объектов здравоохранения существенно выросли, будет построено еще больше поликлиник, а ввод особо значимых объектов будет ускорен. Если говорить о количестве построенной недвижимости социального назначения в целом, то за последние шесть лет Москва «приросла» 195 новыми детскими садами, 67 школами, 63 спортивными объектами, 56 объектами здравоохранения, 36 объектами культуры. Только в прошлом году в городе было введено 32 объекта образования – 22 детских сада (14 из которых за счет АИП) и 10 школ (6 из которых за счет АИП), 5 объектов здравоохранения, два из которых построил город и три – инвесторы, 8 спортивных объектов, а также четыре объекта культурного назначения, в том числе театр под руководством Олега Табакова, детская музыкальная школа № 41 им. В.С. Калинникова на 1620 мест, Московский театр детской книги «Волшебная лампа» на 90 мест. В наступившем году в Москве планируем построить еще 45 объектов образования, 25 объектов здравоохранения, 52 спортивных объекта, включая все оставшиеся футбольные тренировочные поля к Чемпионату мира 2018 года, и один центр социального обслуживания населения. Хочу подчеркнуть важность того, что строительством социальной инфраструктуры активно занимаются инвесторы: фактически во всех районах комплексной застройки ни один жилой квартал не возводится без строительства в шаговой доступности садика, школы, поликлиники. Только в 2016 году на средства инвесторов построено 37% всех социальных объектов, в их возведение вложено порядка 20 млрд рублей, это колоссальная сумма! И мы благодарны инвесторам за такую совместную работу на благо москвичей.

– В кризисные времена экономия бюджетных средств становится крайне важной задачей. Удается ли это делать?

– Прежде всего, хочу еще раз напомнить о том, что никакого кризиса в строительной отрасли Москвы нет, речь может идти разве что о временных трудностях. Что же касается экономии бюджетных средств, то этим вопросом мы серьезно занялись еще шесть лет назад. И за это время было сэкономлено 299,4 млрд бюджетных рублей, что составило 15,5% от заявленной сметной стоимости объектов. По итогам 2016 года по результатам государственной экспертизы снизить стоимость строительства объектов, финансируемых из бюджета города Москвы, удалось на 97,2 млрд рублей при общей сметной стоимости объектов – 634,51 млрд руб., что составляет 15,3% от заявленной сметной стоимости. По сути, у нас каждый пятый объект госзаказа строится за счет сэкономленных денег. Кстати, стоимость проектных работ по объектам метрополитена по заключениям Мосгосэкспертизы была снижена на 27,1 %.

В 2017 году снижение стоимости проектных работ по объектам метрополитена планируется, как и по другим объектам госзаказа, не ниже 12%. Вообще, хочу сказать, что нынешние затраты на строительство метро в Москве – одни из самых низких в мире. Например, китайцы строят метро за 100–120 млн долларов за километр, в пересчете на рубли это 7–8 миллиардов. В Нью-Йорке аналогичные затраты составляют порядка 400 млн долларов за километр, в европейских городах – от 200 до 250 млн евро. В Москве же один километр строительства метро обходится сейчас не более чем в 6 млрд рублей. Но это никоим образом не сказывается на качестве строительства: московское метро – одно из самых надежных в мире, отвечающее всем необходимым современным стандартам. Не говоря уже о том, что по красоте, по дизайну станций мало кто в мире может с нами сравниться.

– Совсем недавно многие эксперты говорили о том, что в Москве уже не осталось мест под застройку, но после присоединения новых территорий и освоения площадей бывших промзон ситуация изменилась. Сколько недвижимости уже построено на этих территориях и сколько планируется возвести в ближайшее время?

– Москва продолжает следовать принципу полицентричности и комплексно развивает территории города, создавая тем самым новые точки притяжения. Так, из введенных в 2016 году 8,1 млн кв. м недвижимости примерно половина пришлась именно на территории развития города – ТиНАО и промзоны в рамках их реновации. Главным ресурсом полицентрического развития мегаполиса является Новая Москва. Эти территории вошли в состав города 4,5 года назад, и за это время там уже построено и введено более 10 млн кв. м недвижимости, включая жилье, 26 детских садов, 10 школ, семь поликлиник. Прирост населения за это время составил 95 тыс. человек, а число рабочих мест выросло на 100 тыс. Нас радует, что, несмотря на непростые экономические условия, темпы развития ТиНАО по прежнему высокие. Только в прошлом году из 3,3 млн кв. м жилья, введенного в столице, 2,28 млн кв.м пришлись именно на них, а всего в 2016 году в Новой Москве было построено и введено более 3 млн кв. м недвижимости различного назначения. При этом еще раз подчеркну, очень важно, что строительство жилья сопровождается созданием новых рабочих мест, социальной и транспортной инфраструктуры. Только в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в 2016 году в Новой Москве было создано 20 тыс. новых рабочих мест. За прошедший год на присоединенных территориях было также построено восемь детских садов на 1435 мест, двух школ – на 1775 мест (самая большая школа в Москве) и 1650 мест. Приступили строители и к возведению самой крупной в ТиНАО больницы. В 2017 году в Новой Москве планируется построить 11 детских садов на 2710 мест, три школы на 3150 мест, шесть пожарных депо, три поликлиники и одну подстанцию скорой помощи. А всего планируется ввести в эксплуатацию 2,4 млн кв. м недвижимости.

Высокими темпами идет и освоение территорий бывших заброшенных промзон. В 2016 году там возведено и сдано в эксплуатацию два млн кв. м. недвижимости, из которых 60% – жилье, а 40% – нежилая недвижимость, предназначенная в основном для создания новых рабочих мест. Всего же за шесть лет на этих территориях введено в эксплуатацию свыше 11 млн кв. м недвижимости различного назначения.

Хочу отметить, что промзоны в современных социально-экономических условиях приобретают для Москвы особый интерес. Наша задача – реорганизовать их, дать им новую жизнь, улучшить их связанность с окружающей городской застройкой и природными территориями. Фактически там будут созданы новые благоустроенные общественные центры, гармонично связанные с окружающей застройкой и природной средой, с сохранением или созданием мест приложения труда, обеспечивающего занятость горожан, разумным количеством жилья, обеспеченного всей необходимой инфраструктурой. В рамках ГЗК мы уже одобрили градостроительные решения на территориях промзон общим объемом более 5 млн кв. м недвижимости. В стадии активной реализации сегодня более 15 проектов реновации промзон. Наиболее значимые из них – ЗиЛ, территории бывшего Тушинского аэродрома, завода «Серп и Молот», ОАО «ДСК № 3» на Боровском шоссе, «НПО «Взлет» на Производственной улице, район Московского зеркального комбината в районе станции метро «Ботанический сад», «Мосстройснаб» на Донецкой улице и ряд других. Кстати, 2016 год мы в полной мере можем назвать судьбоносным в плане перспектив развития промзон, так как в июне Госдумой был принят Закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который даст возможность развивать промзоны комплексно, сбалансированно, в этом и заключается наша основная задача. В разработке этого документа Москва принимала самое активное участие. К тому же благодаря этому закону, а также изменениям в № 214-ФЗ застройщики смогут те затраты, что несут при строительстве социальной инфраструктуры, отнести на себестоимость, что очень важно при комплексном освоении территории. Это еще больше повысит привлекательность промзон для инвесторов. В настоящее время мы готовим несколько пилотных проектов реновации промзон, на которых как раз и отработаем механизм реализации документа на практике. Вообще считаю, что это один из самых прогрессивных законов, а для Москвы и вовсе настоящий прорыв в развитии города.

– В 2018 году в Москве, как известно, состоится знаменательное событие мирового масштаба – Чемпионат мира по футболу. Какова степень готовности спортивной инфраструктуры города к предстоящему мундиалю?

– Москва уже сегодня обеспечила высокую степень готовности к предстоящему событию. Строительство и реконструкция спортивных объектов идут в соответствии с графиком, а по ряду объектов и вовсе работаем с опережением. Многое давно построено и эксплуатируется. Так, непосредственно к Чемпионату мира по футболу мы еще в 2014 году открыли возведенный с «нуля» олимпийский стадион «Открытие Арена» («Спартак»), где наряду с «Лужниками» пройдут матчи мундиаля. В 2016 году ко Дню города был открыт стадион ЦСКА, который может стать тренировочной базой для команд чемпионата мира. Прекрасный стадион высокого класса! Построили и открыли 6 тренировочных полей из 11 запланированных, оставшиеся пять откроем в этом году. Полностью завершили и все строительные работы на стадионе «Лужники» – главной арене чемпионата. В настоящее время там идет монтаж кресел, более половины уже установлено, оставшиеся – завершим до марта. В настоящее время на арене проводятся пусконаладочные работы и благоустройство. Кстати, лучшую оценку готовности к мундиалю БСА «Лужники» дали представители FIFA, отметив, что это единственный из всех строящихся в России «под чемпионат» стадионов, по которому все обязательства, все сроки не только выполняются в срок, но и с опережением утвержденного графика. Специальная техническая группа, оценивающая готовность стадионов к мундиалю, присвоила «Лужникам» «зеленый» статус.

Конечно, к крупным спортивным мероприятиям, которые проходят в Москве, мы ожидаем значительного увеличения туристического потока. Поэтому готовим не только спортивную, но и гостиничную инфраструктуру. Так, только в прошлом году было введено восемь новых отелей на 1387 номеров, а в 2017 планируется ввести еще 11 – на 2692 номера. Всех, кто приедет в Москву на чемпионат, Москва разместит, дефицита мест не будет.

Вообще, я уверен, что Москва проведет мировое первенство по футболу на самом высоком уровне, и это будет нашей общей заслугой. Ведь после того, как чемпионат закончится, все построенные спортивные сооружения останутся в городе и станут доступны горожанам. Потому что все, что мы делаем, мы делаем во благо москвичей.


Назад в раздел
МосводоканалМосинжпроектТеплоцентрстройМИЦ
Коминвест-АКМТЦентрФУД