НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

МЦК продолжает развиваться. Готовится концепция, которая определит, чем застраивать окрестности нового кольца


Власти столицы продолжают строить планы по развитию транспортной инфраструктуры города. Теперь на базе Московского центрального кольца (МЦК) планируется создать настоящий транспортный кластер. В перспективе им будут пользоваться миллионы москвичей.

Первый этап закончен


На втором этапе развития МЦК те станции, которые сейчас находятся в некотором удалении от уже сложившихся путей сообщения, будут интегрированы в единую систему с метро и девятью радиальными направлениями железной дороги, рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

– Ввод в эксплуатацию Московского центрального кольца – это самое большое наше достижение и самая большая гордость. МЦК – это 54 км построенных путей и 31 остановочная платформа. Это не просто кольцевая железная дорога, а грандиозный рывок в будущее, – рассказал Марат Хуснуллин. По его словам, власти города, когда прикидывали пассажиропоток по новой магистрали, рассчитывали, что МЦК будет пользоваться примерно 240 тыс. человек в день. Но уже через два месяца кольцо стало перевозить более 300 тыс. пассажиров.

– За три месяца дорога перевезла 21 млн пассажиров. Сейчас еще больше. Вот лучшее свидетельство того, насколько это кольцо необходимо было городу, – подчеркнул Марат Хуснуллин. – Это большой успех для Москвы, поскольку аналогичный по масштабам проект, который был бы интегрирован с одиннадцатью линиями метро, девятью направлениями железной дороги, строили разве что в Пекине, Шанхае.

– Работу железнодорожников и строителей над этим проектом я считаю настоящим трудовым подвигом, – подчеркнул глава Стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин. – Ведь вокруг был не пустырь, а плотно застроенный город с кольцом плотно движущегося транспорта. И через все это надо было доставлять и вывозить сотни тонн грузов!

По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка». В них есть кондиционеры, биотуалеты, информационные панели, бесплатный Wi-Fi, розетки. Заммэра отметил, что на втором этапе станции МЦК будут интегрированы с метро и радиальными направлениями железной дороги.

– Построим либо новые платформы, либо свяжем существующие со вновь построенными на кольце с помощью транспортно-пересадочных узлов. Это снова внесет масштабные изменения в улично-дорожную сеть столицы и работу городского общественного транспорта, – говорит глава Стройкомплекса.

Удачный проект

Президент России Владимир Путин на состоявшейся в ноябре 2016 г. встрече с главой ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозеровым положительно оценил работу МЦК. Усилия столичных властей также были оценены и профессиональным сообществом. Проект МЦК получил специальный приз национальной ежегодной премии «Формула движения – 2016». Он победил в номинации «Специальный инфраструктурный проект».

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов отметил, что МЦК – один из крупнейших инфраструктурных проектов России. Он реализован за рекордные четыре года, при этом основная работа велась в течение последних двух лет.

– Впервые в России железная дорога была интегрирована в систему городского транспорта. Фактически создано второе наземное кольцо метро длиной 54 км. Это действительно особый проект, уникальный для нашей страны, – сказал Дмитрий Пегов.

По оценке жюри премии, в которое входят члены Общественного совета Минтранспорта России и независимые эксперты, МЦК – проект, который обеспечил высочайший уровень комфорта для пассажиров.

Интеграции с пригородным сообщением придается особое значение. После того, как будет реализован второй этап развития МЦК, пассажирам уже нет необходимости добираться до вокзала. Отметим, что запуск движения по кольцу уже снизил пассажиропоток на трех столичных вокзалах. В рабочие дни на Ярославском вокзале пассажиров стало меньше на 7,5% – это около трех тыс. человек в сутки. А Савеловский и Белорусский вокзалы разгрузились примерно на 4%.

Второй этап: интеграция

До 2018 г. МЦК свяжут со всеми девятью направлениями железной дороги: Октябрьским, Смоленским, Ярославским, Курским, Павелецким, Рижским и Горьковским.

Пассажирам Смоленского направления повезло чуть больше: для них уже налажена пешеходная связь между станцией «Тестовская» и остановками «Деловой центр» и «Шелепиха» МЦК. На всем пути следования установлены специальные табло с навигацией, ориентируясь по которым просто нельзя заблудиться. Чтобы и другим пассажирам было удобнее совершать пересадки, на некоторых направлениях построят дополнительные платформы.

Так, в 2017 г. на Курском направлении, ведущем на юг Московской области, появится новая остановка – «Новохохловская». А значит, для пересадки на МЦК или метро не надо будет ехать до самого Курского вокзала, а можно выйти на новой станции и по пешеходному тоннелю перейти на платформу «Новохохловская» Московского кольца.

На Горьковском направлении железной дороги в 2018 г. построят зонную станцию «Карачарово». Она будет включать в себя три пассажирские платформы и тоннель для перехода на станцию «Нижегородская» МЦК.

В других случаях строить новые станции не будут, зато перенесут уже существующие. На 210 м сдвинут платформу Окружная Савеловского направления. Для удобства перехода на МЦК там уже построен тоннель. Такое сближение двух остановок снизит нагрузку на станции метро «Тимирязевская» и «Савеловская».

Переедет и платформа Ростокино Ярославского направления, причем сразу на 600 м. Платформу не просто перенесут, здесь появится так называемый теплый контур: пассажирам даже не нужно будет выходить на улицу. Вместе с тем до 2025 г. планируется построить дополнительный выход с платформы в сторону проспекта Мира, с лифтами и эскалаторами. Станция МЦК «Ростокино» станет привлекательнее для пассажиров. Перед ними не будет стоять выбор – в плохую погоду бежать больше полукилометра по улице от Ростокино до МЦК или доехать до «Комсомольской», потерять время, но зато не промокнуть или не замерзнуть.

Станет удобнее и пассажирам Павелецкого направления. До 2025 г. станцию Нижние Котлы перенесут поближе к «Верхним Котлам» МЦК, причем значительно – на 900 м. Пересадка сократится до 50 м. Для москвичей построят крытый пешеходный переход. По нему пассажиры смогут перейти с электрички на МЦК. В результате снизится нагрузка на станции метро «Нагатинская» и «Павелецкая» – уже не будет смысла ехать до самого Павелецкого вокзала, чтобы спуститься в подземку.

Не намочат ноги и пассажиры станции Фрезер Казанского направления. И хотя переход между платформой и остановкой МЦК «Андроновка» не такой уж большой, приятнее будет идти по подземному тоннелю, который там скоро появится. Он не только обеспечит выход в сторону 1-й Фрезерной улицы, но и избавит москвичей от необходимости перебегать железнодорожные пути по дороге на платформу.

Станцию «Стрешнево» свяжут с платформой Ленинградская Рижского направления. Для мам с колясками и инвалидов на остановке появятся лифты. Также появится еще один – северный выход с МЦК в сторону платформы Ленинградская Рижского направления. Платформу Ленинградская подвинут ближе к МЦК на 200 м.

Пассажирам станции МЦК «Лихоборы» станет удобнее идти до платформы НАТИ Октябрьской железной дороги. В скором времени там появится надземный пешеходный переход через Северо-восточную хорду. Предполагается, что пассажиропоток станции увеличится с четырех тыс. до 19.

Московские власти внимательно относятся к пожеланиям пассажиров МЦК. Поэтому на четырех платформах – «ЗИЛ», «Балтийская», «Локомотив», «Автозаводская» – будут открыты вторые выходы в сторону одноименных ТПУ. На 16 транспортно-пересадочных узлах построят плоскостные парковки, что спасет автомобилистов, которые смогут оставить машины и пересесть на МЦК или метро.

Развитие по правилам: третий этап


Но проект предусматривает не только развитие самой МЦК, но и прилегающих к нему территорий, большинство из которых – заброшенные промзоны.

– Будет и третий этап. Вокруг МЦК пока располагаются старые промзоны, с которыми нужно что-то делать, – говорит Марат Хуснуллин. – Долгие годы их называют «ржавым поясом» столицы. Здесь много заброшенных площадок, а также неиспользуемых железнодорожных грузовых дворов. Запуск движения по МЦК дает мощный толчок их развитию с потенциальным объемом ввода недвижимости двух млн кв. м.

Заммэра рассказал также и о том, что появятся, безусловно, и новые дороги, их тоже надо связать с МЦК. – Это еще работы лет на 10, не меньше, – считает Марат Хуснуллин.

Только в районе восьми станций МЦК планируется построить свыше 700 тыс. кв. м жилья, социальной инфраструктуры, объектов торговли, офисов, отелей и паркингов.

– В целом программа строительства ТПУ и развития территорий вокруг МЦК рассчитана до 2025 года, – говорит Марат Хуснуллин.

По словам Мэра Москвы Сергея Собянина, он уже дал поручение провести комплексный анализ для определения фронта дальнейших работ по улучшению территорий вокруг станций.

Как отметил заместитель Мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, такой анализ проведен, есть предложения, выданы технические задания с учетом создания комфортного прохода и возможности нормального подъезда наземного общественного транспорта.

– Эта работа проводится, и мы полагаем, что в течение двух месяцев уже выйдем на проведение соответствующих процедур, – сказал Петр Бирюков.

По его словам, зоны благоустройства будут значительно расширены, и уже весной территория будет приведена в порядок – там можно будет гулять, кататься на велосипедах.

Но благоустройство преследует локальные цели, в то время как развитие территорий вокруг МЦК – проект стратегический.

– Одним из первых свое развитие может получить территория завода «ГрафитЭл» на востоке столицы, где МЦК пересекает шоссе Энтузиастов. Это действующее предприятие, но требует меньших площадей. Целесообразно рассмотреть его вывод за территорию столицы. Такие планы уже есть. Освобожденная территория требует развития, – сказал заместитель генерального директора по проектированию АО «МКЖД» Алексей Жигалин.

По его словам, преобразований также требует территория Московского нефтемаслозавода. Это пересечение МЦК с Ярославским направлением железной дороги.

Предполагается, что концепция развития территории вокруг МЦК может быть готова летом 2017 г. Она включает участки девяти округов: Северного, Северо-Восточного, Восточного, Юго-Восточного, Южного, Юго-Западного, Центрального, Западного и Северо-Западного. Она предусматривает развитие более 10,8 тыс. га земли, прилегающих к МЦК.

Анализ состояния территории и выявление предпосылок их развития планируется провести до февраля, оценка градостроительного потенциала должна быть готова к июлю. Согласование проекта концепции намечено на август 2017 г. Ожидается, что стоимость контракта может превысить 155 млн руб.


Назад в раздел
ОЭКМИЦИНАКрост
АбсолютВКПНССтройИнвест-3