НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Только ОБЪЕКТивно! Московскому строительному комплексу – 25 лет


Оценка работы строителей всегда ОБЪЕКТивна. Они строят объекты, которые видят, оценивают миллионы и миллионы пар глаз современников, а часто и потомков в течение не одного столетия. Отсюда, наверное, эта корпоративная черта – нацеленность на результат, отсюда отношение к сдаче объекта как к празднику, который просто невозможно пропустить. Профессиональная привычка ставить точку в любом деле не просто входит в характер, она переносится на все стороны жизни человека-строителя.


Марат Хуснуллин, и.о. заместителя Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства, давал эксклюзивное интервью «Московским Торгам» на спортивном празднике в «Лужниках», посвященном 25-летнему юбилею Стройкомплекса. И тем самым предоставил возможность понаблюдать, как работает эта привычка в его другой жизни. Ожидалось, что влиятельный московский чиновник поиграет за свою волейбольную команду один тайм – чтобы по бюрократической традиции продемонстрировать подчиненным демократичность и модную нынче спортивность. Нет, он полноценно участвовал во всех играх своей команды, азартно принося ей победные очки. Марат Хуснуллин приехал в «Лужники» после пары серьезных совещаний, в перерывах между матчами проводил деловые встречи. И когда дело было сделано – команда Департамента строительства победила, сердобольные служащие из аппарата, видя усталость шефа, предложили ему не ходить на вручение спортивных наград, передохнуть во время «необязательного» мероприятия, после которого его ожидали еще дела и дела.

Его это предложение, похоже, даже обидело. Он по профессиональной привычке не мог не поставить точку.

– Марат Шакирзянович, поскольку «Московские Торги» берут у вас интервью в не совсем обычной ситуации, к тому же накануне хороших праздников – юбилейного для Стройкомплекса Дня строителя и Дня города, наш первый вопрос к вам лирический: какой уголок Москвы вам лично нравится? Допустим, у вашего зарубежного коллеги нет нескольких дней, чтобы полюбоваться всем городом – у него есть всего пара часов. Куда бы вы его свозили?

– Мне очень нравится место, где мы сейчас находимся, – территория «Лужников». Вызывает большое уважение работа великих архитекторов, ее спроектировавших, и строителей, построивших этот спортивный комплекс. Мне нравятся многие места в центральной части города. Арт-кластер «Красный Октябрь» интересен, креативен, притягателен. К нему идет красивая пешеходная зона, которая является популярным туристическим маршрутом, начинающимся у храма Христа Спасителя – самого грандиозного проекта, реализованного московскими строителями за четверть века. Не буду оригинален и непременно назову Красную площадь. С Воробьевых гор, а еще лучше – с верхних этажей высотки МГУ открывается шикарный вид на Москву! В российской столице много красивых мест, их можно долго перечислять, но эти как-то сразу приходят на ум.

– Какой архитектурный стиль вам ближе всего? Какой, с вашей точки зрения, больше всего идет именно Москве?

– Какой-то определенный стиль Москве в целом подходить не может. В последние годы город так сильно расстроился, что для каждой его территории надо в ручном режиме определять, какой объект впишется в сложившуюся застройку, индивидуально подходит к каждой улице, кварталу, дому. И надо признать, что среди новых объектов есть как очень достойные здания, так и откровенно бездарные.

– Какие новые объекты считает достойными руководитель Стройкомплекса? О бездарных говорить не будем, они и так хорошо известны москвичам.

– Например, жилой дом в Гранатовом переулке, некоторые проекты восстановления старых домов. Мне нравится, когда они получают вторую жизнь. Есть один объект, к которому у меня двойственное отношение, – это прилегающее к Мэрии со стороны Вознесенского переулка офисное здание. Ему, конечно, там совершенно точно не место. Но архитектор смог во всех отношениях удачно вписать его в сложившуюся застройку. Без вопросов – большой архитектурный ансамбль «Красные холмы», ядром которого является Международный дом музыки. Я считаю, что стрелка у Краснохолмского моста застроена объектами, архитектура которых красива и современна.

– Впечатляет, что вы называете работы отечественных архитекторов. Вместе с тем город проводит масштабные международные конкурсы на разработку проектов знаковых объектов – парка в Зарядье, «новой» Москвы, например. С какой в таком случае целью?

– Архитектура – тонкое понятие, это ведь вопрос вкуса. Я, например, не являюсь поклонником западных архитектурных школ. Мне многие современные здания, построенные именитыми зарубежными зодчими, не нравятся. Считаю, что надеяться только на идеи западных архитекторов не стоит.

Однако это вовсе не означает, что их успешный опыт, креативные подходы мы не должны использовать. Поэтому и пошли на проведение международных конкурсов. Если говорить конкретно об объекте в Зарядье, приведу только один факт: в разработке его архитектурной концепции приняли участие более 400 творческих коллективов со всего мира.

Это – мощный стимул развития отечественной интеллектуальной архитектурной мысли, своеобразная форма обучения всех участников конкурса, школа их профессионального роста.

Таких конкурсов, уверен, надо проводить как можно больше. Они привносят в работу наших архитекторов, проектировщиков и строителей свежую струю, дают нам возможность всегда быть в курсе мировых архитектурных тенденций, с тем чтобы использовать это знание по-своему, в соответствии с московским стилем, особенностями города.

– Марат Шакирзянович, мы с вами поговорили о городе красивом. А как вы относитесь к Москве как к городу, удобному для жизни? Именно так новая городская команда во главе с Сергеем Собяниным сформулировала цель градостроительной политики. Слоган очень удачный. Но это в принципе возможно – «мегаполис в масштабе человека»? Или все-таки мегаполис и город, удобный для жизни, – антонимы?

– Сделать мегаполис удобным для жизни всех его жителей – задача действительно крайне сложная. Очевидное неудобство, о котором скажет житель любого мегаполиса мира, – экология: для большого города характерно скопление автомобилей, другого всевозможного транспорта. Если человек стремится к комфортному, несуетному, удобному бытию в экологически чистой среде, он вряд ли, выбирая место жительства, остановится на мегаполисе.

Его выбором будет небольшой уютный город. Если человек амбициозен, если он стремится к самореализации и успеху, его выбор – большой город со всеми прилагающимися недостатками и проблемами. Ведь что такое мегаполис? Это концентрация энергии, ее колоссальный сгусток. Она притягательна, но по плечу самым сильным, подготовленным, энергичным. Когда речь идет о жизни в мегаполисе, это вопрос не столько градостроительной политики, сколько психологической проблемы выбора каждого человека. Что, конечно, не означает бесполезность стремления сделать большой город максимально для него комфортным и удобным для жизни. Нынешняя московская градостроительная политика ставит именно такую цель, и москвичи, думаю, уже смогли оценить позитивные перемены в этом направлении.

Я, конечно, слышу и критику в адрес Москвы. Критикуют гости столицы, ворчат по некоторым поводам сами москвичи, но почему-то мы все редко говорим о плюсах Москвы, ее преимуществах и достоинствах. Мы по целому ряду показателей профессионально сравниваем нашу столицу – в этой части ведется серьезная аналитическая работа – с крупнейшими мегаполисами мира. И это дает мне основания говорить о серьезных конкурентных преимуществах нашего города. В Москве самое большое количество зеленых насаждений – до 30% территории города. Это невероятный для других мегаполисов посетовал Марат Хуснуллин, следует признать, что реконструкция всегда стоит дороже нового строительства.

– В мае 2017 года мы должны принимать Кубок конфедераций, – сообщил он. – Строителям придется сделать практически чудо, чтобы все реконструировать к сроку.

В этом году мы к стройке не приступим. В лучшем случае начнем подготовительные работы. Строительство стартует в мае 2014 года. Три года для такого объекта – это мало, у нас уже дефицит по времени на 25%. Обычно на это уходит четыре года.

Для подрядчиков, которые будут заняты на реконструкции спортивной арены, в конце года состоится конкурс.

Марат Хуснуллин подчеркнул, что крайне важно не ошибиться в выборе компании-победителя: «Лужники» – объект для города знаковый.

показатель! Да, зеленые зоны не всегда и не везде в хорошем состоянии, но сегодня город очень плотно занимается парками, скверами, особо охраняемыми территориями, вкладывая в их обустройство огромные средства. Еще одно преимущество Москвы – большая доля общественного транспорта. Ни в одном мегаполисе мира столько людей на общественном транспорте не ездит.

– Может, это не такое уж преимущество, если объяснить сей факт разницей в уровне жизни?..

– Знаете, это тоже относительное понятие. Наш город отличается тем, что в связи с высокой стоимостью недвижимости в нем живет большое количество долларовых миллионеров. В Москве значительная доля жилой недвижимости, находящейся в собственности жителей, стоит от миллиона долларов. Потенциально ее можно продать, поселиться в другом городе и всю жизнь безбедно жить на проценты. И это хорошо, что у нас так много богатых людей, это тоже конкурентное преимущество Москвы: они ведь формируют спрос. А спрос – двигатель всего.

Кстати, если говорить о спросе, надо отметить, что наш город отличается самым высоким среди мегаполисов мира неудовлетворенным спросом на недвижимость. Есть потребности и в жилье, и в гостиницах, и в спортивных объектах, и в больницах…

– Факт, конечно, негативный, но для Строительного комплекса отрадный: такого рода дефицит означает, что у вас по-прежнему будет много работы…

– Да, и это тоже конкурентное преимущество. Ну и продолжая тему московских плюсов, особо подчеркну: при всех «но» российская столица – безопасный город. Я недавно по своим профессиональным делам летал в Рио-де-Жанейро, мне конечно же хотелось посмотреть город «от и до», однако бразильские коллеги категорически не рекомендовали поездки в определенные районы. Около 10% территории этого мегаполиса контролируют преступные группировки.

У Москвы на самом деле колоссальное количество преимуществ, высокая степень конкурентоспособности.

– Конкурентоспособен город – значит, конкурентоспособна городская власть. Москвичам вскоре предстоит выбирать ее главу – Мэра. Вопрос не к заместителю градоначальника, а к избирателю Марату Хуснуллину: какими соображениями вы будете руководствоваться на избирательном участке, отдавая свой голос определенному кандидату?

– Как у избирателя у меня абсолютно четкая позиция. Наш город – это огромный, сложный механизм, управлять которым способен только профессионал. Все версии о том, что управлять таким мегаполисом, как Москва, может политик, пусть самый именитый и опытный, – это миф. Чтобы держать в своих руках городские бразды правления, человек должен понимать, причем не просто теоретически, что такое экономика, производство, знать, как функционирует вся вертикаль власти – от муниципальных органов до федеральных. При всем моем уважении к зарегистрированным кандидатам на пост Мэра я среди них не вижу человека, обладающего полным набором качеств, необходимых для управления таким большим и сложным механизмом, каковым является Москва. Я это говорю искренне, действительно как ответственный избиратель, житель столицы, а не потому что Сергей Собянин – мой начальник. Если бы я не работал в Правительстве Москвы, я тем более голосовал бы за него. Потому что, как житель города, вижу происходящие в российской столице положительные изменения.

– Кстати о положительных изменениях. Относите ли вы к таковым факт увеличения площади Москвы почти в 2,5 раза? Сейчас, когда речь заходит о «новой» Москве, достаточно громки голоса скептиков. И федеральные структуры на новых территориях, дескать, обустраиваться не собираются, и большой бизнес туда не особо стремится – ради чего в таком случае вся эта история? И все тише голоса оптимистов, которые прежде говорили о том, что этот проект сопоставим разве что с градостроительным прорывом Петра на берегах Невы.

– Запишите мои слова, потому что пройдет определенное время, и вы их обязательно вспомните. Присоединение к Москве новых территорий – самое удачное решение, которое только могло быть принято. И москвичи это вскоре поймут. По нашим подсчетам, уже через несколько лет эта территория выйдет на условную окупаемость через налоги, а еще через какое-то время будет финансово помогать всей Москве. Новые рабочие места, новая недвижимость, повышающаяся капитализация земли дадут резкий прирост налоговых поступлений в бюджет города. В 2013 году из «новой» Москвы в казну города придет 11,9 млрд руб. налогов. Прогноз же на 2016 год – 54 млрд руб.!

На присоединенных территориях планируется создание миллиона рабочих мест. Мы сформируем здесь новые центры деловой активности, что обеспечит полицентричное развитие столицы, сократит ежедневную маятниковую трудовую миграцию и тем самым обеспечит грамотное распределение транспортных потоков, формирование действительно комфортной городской среды во всей Большой Москве. Новые территории дадут мощный толчок развитию экономики и города, и всей страны. Причем это все не какая-то отдаленная перспектива: процесс развития новых территорий уже идет, причем активно. Один только пример.

Из 8,5 млн кв. м недвижимости, которые будут введены в этом году, почти 20% приходится на «новую» Москву. И дальше эта цифра будет расти. Причем соотношение между жилой и нежилой недвижимостью будет таким, какого старые московские территории не знали никогда, – 40:60.

– Для того чтобы москвичи это поняли, вы правы, должно пройти время. А вот то, что строители получили в предъюбилейный для Стройкомплекса 2012 год прекрасный подарок – беспрецедентную по территории строительную площадку, – факт, не требующий комментариев. Обещание идеологов проекта создать в «новой» Москве принципиально новую городскую среду означает новые требования к качеству строительных работ. Поможет ли дисциплинировать подрядчиков Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и федеральных нужд», который пришел на смену раскритикованному ФЗ-94?

– По сути, принятие ФЗ-44 означает переход на новую систему государственных закупок – федеральную контрактную систему.

В отличие от ФЗ-94, он регламентирует не только фазу размещения государственного и муниципального заказа, но и стадии планирования закупок, исполнения заказа. Для того чтобы закон заработал в полной мере, несомненно, потребуется принять целый пакет подзаконных актов как на федеральном, так и региональном уровнях. Вот тогда уже, проанализировав тендерную практику, можно будет говорить об эффективности новой системы размещения государственного и муниципального заказов. Пока же отношение к новому закону у меня неоднозначное.

Что же касается «раскритикованного» ФЗ-94, то, с моей точки зрения, это неплохой закон, который требовал некоторых доработок. Надо было, например, к количественным характеристикам, таким как снижение цены, добавить качественные – квалификационные требования к подрядчику. Чудес в этой жизни не бывает. Москва кажется настолько огромным городом, что любой строительной компании здесь ничего не стоит затеряться.

Но это только кажется. Мы всех подрядчиков, которые умеют хорошо делать работу, знаем, что называется, в лицо. Рассчитывать, что в Москву из дальнего-дальнего региона приедет компания, которая на своей малой родине проложила пару километров дорог в тундре, и покажет здесь профессиональный класс, – как минимум, утопия. Представьте себе, что такая компания, предложив наименьшую цену, выиграет торги по реконструкции, скажем, Ленинского проспекта… Реконструкция, как вы понимаете, это еще и перекладка коммуникаций, на которых «сидят» густонаселенные микрорайоны. И вот эта гипотетическая компания разворачивает важнейшую магистраль и в лучшем случае честно объявляет, что справиться со всеми необходимыми работами не может. Возможный вред несоизмерим ни с каким снижением цены.

Москва, учитывая узкие места в ФЗ-94, смогла выстроить достаточно эффективную систему городского государственного заказа, нам удалось избавиться от недобросовестных подрядчиков.

Добросовестные же, не демпингуя на торгах, обеспечили нам и более высокие темпы строительства объектов, и снижение стоимости работ. На экспертизе мы экономим сегодня 19%, снижение на торгах – в среднем 8%. Мы потратили два года, чтобы выстроить систему, которая действительно результативна: эффект экономии на строительстве – свыше 80 млрд руб.!

– После такого факта самое время предложить вам закончить юбилейную фразу: «Московский строительный комплекс сегодня – это…»

– Это мощнейший, слаженный, эффективный, самый передовой в мире строительный комплекс, в котором работает миллион человек.


Текст: Татьяна Николаева



Назад в раздел
МОЭКГераТеплоцентрстройКапитал
ЛокоБанкСбербанкМОСПРОМСТРОЙ