НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Марат Хуснуллин – человек дела. Чтобы сделать город комфортным, удобным и необыкновенно красивым, его надо очень любить и быть настоящим урбанистом


Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин работает в Москве с 2010 года. Сначала он был назначен руководителем Департамента городского строительства города Москвы, чуть позже – заместителем Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства. В марте 2011 года он стал председателем Коллегии по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы. В том же году возглавил городскую комиссию по пресечению самовольного строительства. С 1 июля 2012 года, с момента присоединения к Москве части территорий Московской области, Хуснуллин также курирует строительную политику в Новой Москве. В январе 2013 года он встал во главе вновь созданного Архитектурного совета, который должен контролировать реализацию единой градостроительной и архитектурной политики в городе.

С первого взгляда видно: Марат Хуснуллин – человек дела. Его готовность к действиям выдают стремительная походка и умение быстро, без запинки отвечать на вопросы. Еще он никогда не задумывается над поставленным перед ним вопросом, не ищет подсказки, направляя вопросительный взгляд в сторону своих коллег, и не опускает глаза на пачку документов с длинным сводом цифр. Информацией он владеет сполна, поэтому на все, пусть даже самые трудные вопросы следуют однозначные ответы. Он не прячется за неопределенными формулировками – мысли выражает ясно и четко. В этом – не только отличное знание предмета, но и чувство уверенности в себе, свойственное людям состоявшимся, которые знают, что они находятся на своем месте. Отсюда и прямой, открытый, приглашающий к диалогу взгляд приятная располагающая улыбка и ровный, спокойный голос.

Эту особенность располагать к себе людей отметил и Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России, член исполкома Международной федерации журналистов:

– Самое сильное впечатление Марат Хуснуллин произвел на московских журналистов в первую встречу – знаниями о ситуации едва ли не на всех строительных объектах мегаполиса и полным отсутствием какого-либо страха перед сложнейшими проблемами, которые ему предстояло решать. Он представился всем как продолжатель гигантских столичных проектов, как искренний патриот Москвы. Он пришел, чтобы продолжить дело, ускорить, усовершенствовать, отдавая должное своим предшественникам.

Журналистам он предложил называть себя просто – Марат. И сообщил им номер своего прямого телефона: «Готов ответить сразу на ваш срочный вызов, готов вникнуть в любую ситуацию, где компетентен. Я верю вам и надеюсь на наше сотрудничество».

Все это оправдалось. Встречи с журналистами стали регулярными и полезными для обеих сторон, и не было случая, чтобы они сорвались.

В деловом «почерке» Марата Хуснуллина есть одна важная черта – он человек команды, поэтому хорошо вписался в нынешний состав городского руководства во главе с Мэром Москвы Сергеем Собяниным. У всех работающих в этой команде – общая цель и единый стиль: доверие и сотрудничество. Умение работать слаженно, понимание задач, поставленных Мэром столицы, стремление идти вперед, развивать город и делать его комфортным, подкреплять делами проводимую Мэром политику и приносят те результаты, которые видят и могут оценить сегодня все москвичи.

В любой команде может быть один лидер – главный, руководитель. Его роль – координировать, настраивать, выбирать направления. Задача всех остальных – строго следовать выбранным направлениям. Наша городская власть именно так и работает, поэтому возможны любые – самые дерзкие и амбициозные – задачи.

С позиции убежденного урбаниста

В столице Марат Хуснуллин приобрел статус убежденного урбаниста – в самом простом и одновременно сложном смысле этого слова. Специалисты называют «урбанистику» набором определенных правил, которые позволяют создавать наиболее комфортные условия жизни в городе. Особенно это важно для таких мегаполисов, как Москва, с их густонаселенностью и бешеным ритмом жизни.

При формировании системы таких правил приходится учитывать мнение экологов, социологов, архитекторов, экономистов, деятелей культуры, строителей. И должны быть во властных структурах люди, которые могут услышать этот «хор» мнений и суметь найти консенсус на пользу городу и его жителям.

Думается, в столице это удалось сделать в том числе и стараниями такого убежденного урбаниста, как Марат Хуснуллин. А работа эта весьма непростая. Культурный нигилизм в Москве не в почете. Просвещенная общественность требует от профессионалов градостроения, чтобы планы застройки учитывали реалии окружающей среды – архитектурную и экологическую.

Марат Хуснуллин – на стороне общественности. Он не просто хорошо знает московское архитектурное наследие, не только учитывает его богатую палитру в градостроительных планах, но и создает современные аналоги строительных творений прошлого, используя новые технологии и новые знания науки о городах.

И тут весьма актуально будет вспомнить о словах из презентации Марата Хуснуллина на сайте прошедшего в Москве Урбанфорума-2016. Авторы этой презентации отметили, что именно при участии Марата Хуснуллина были утверждены схемы высотных ограничений строительства (чтобы максимально сохранить исторический облик города) и режимы использования земель внутри Бульварного кольца. А еще был остановлен снос свыше двух тысяч исторических зданий и сооружений. По согласованию с Маратом Хуснуллиным в 2013 году в Москве был создан и активно начал работать Архитектурный совет, в который вошли авторитетные российские и зарубежные архитекторы. Эта структура весьма эффективно контролирует реализацию единой градостроительной и архитектурной политики в городе.

Участники форума акцентировали: за последние несколько лет произошли революционные изменения и рост числа новых решений. Одно из них – технологии адаптивной архитектуры, которые позволяют более интенсивно работать с общественными пространствами.

Интересно, что в 2015 году более 190 государств-членов ООН сформулировали цели устойчивого развития до 2030 года. В соответствии с целями этого развития Москва, как и все крупные мегаполисы мира, принимает активные меры для рационального использования природных ресурсов, рационального потребления и производства, защиты и поддержания экологического баланса.

Озвученные на Урбанфоруме-2016 факты демонстрируют, что власти столицы, работая над развитием города, учитывают все основные требования урбанистики. Это позволяет идти вперед, не разрушая то хорошее, что накопила Москва за многие годы своего существования.

– Пять лет назад, оценивая градостроительную ситуацию в городе, Правительство Москвы приняло решение о необходимости масштабных градостроительных преобразований, – сказал Марат Хуснуллин в одном из своих выступлений на Урбанфоруме-2016.

– Основой новой градостроительной политики Москвы стало формирование комфортной городской среды и полицентрическое развитие города. Ее основными драйверами оказались несколько направлений. Это, например, комплексное и активное развитие транспортной инфраструктуры и территорий вокруг новых транспортных объектов. Или, например, присоединение и развитие новых территорий (проект «Новая Москва»), где главной целью для нас является формирование новых точек роста экономики и городского развития на периферийных городских территориях. Еще можно назвать реновацию территорий промышленного и коммунального назначения – вовлечение незадействованных в жизни города периферийных территорий в активный процесс формирования комфортной городской среды. Плюс активация Москвы-реки не только как транспортной артерии, но и как фактора пространственного развития города и прилегающих территорий.

Стоит отметить: для того чтобы идти в этом направлении, власти Москвы проделали большую работу. Так, были пересмотрены более тысячи ранее существовавших инвестиционных проектов по застройке городских территорий. Вместе с бизнес-сообществом их переориентировали на новые принципы градостротельного развития столицы, что позволило осуществить постепенный переход от точечной застройки города к комплексному освоению территорий.

Кроме того, Москва перешла к формированию трехлетнего городского бюджета с тем, чтобы четко планировать действия и представлять перспективу проектов. А сегодня у нас уже есть утвержденный бюджет развития на ближайшие четыре года.

В столице была проработана градостроительная документация, что позволяет планировать городское развитие на перспективу в 20–30 лет. То есть фактически завершена работа над обновленным Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки. Сформирована масштабная программа по развитию транспортной инфраструктуры. Ее доля в бюджете развития близка к 70%.

Также в столице оптимизированы все административные процедуры для ведения строительства. Переведены в электронный вид госуслуги по выдаче разрешительной документации на строительство.

Аналитики отмечают, что за последние пять лет Москва развивалась очень динамично, превосходя по темпам развития все предыдущие периоды. Результаты исследований этого процесса представила международная компания Pricewaterhouse. Ее специалисты анализировали динамику изменений 12 крупнейших мировых мегаполисов по ключевым показателям городского развития.

Согласно обнародованным результатам исследования, Москва лидирует по среднегодовым темпам роста ввода в строй качественной офисной недвижимости. По среднегодовым темпам роста ввода торговой недвижимости она уступает лишь Пекину. По плотности сети рельсового транспорта впереди нашей столицы только Берлин. По темпам роста ввода улично-дорожной сети на единицу площади территории города и по темпам повышения доступности приобретения жилья Москва заняла третье место.

– Это результат преобразований, начатых властями столицы пять лет назад, – считает Марат Хуснуллин. – Мы намерены и далее последовательно идти этим курсом, готовы к конструктивному диалогу с инвестиционным сообществом, с мировыми экспертами в градостроительной сфере и урбанистике – для того, чтобы менять столицу к лучшему, делать ее комфортной и привлекательной для москвичей и гостей столицы.

Москва – это город, в котором древняя история всегда переплеталась с современностью, где общий язык находили разные поколения и культуры, а парки и городские скверы всегда были готовы принять москвичей и гостей столицы на отдых – после тяжелых трудовых будней. И все это отражалось на облике столицы и ее жизненном укладе. Чтобы при такой многогранности бытия сделать город комфортным, удобным и восхитительно красивым, надо его очень любить и быть настоящим урбанистом. А еще современным, динамичным и мобильным человеком, каким является Марат Шакирзянович Хуснуллин.

Прошлое для современности

Беседуя с ним, поневоле заряжаешься его энергией и оптимизмом. Казалось бы, при его-то занятости – не до новых идей. Но ничего подобного – его позитивное восприятие мира предполагает самые смелые инициативы и проекты.

Один из них – реновация легендарной промзоны «ЗИЛ», благодаря которой некогда промышленная территория автосборочного предприятия превратится в качественно новый район мегаполиса с жилым кварталом. А ведь мало кто сегодня вспомнит, что в былые времена промзона «ЗИЛ» славилась девственно чистой природой и многочисленными водоемами. Грандиозный проект перепланировки территории завода им. Лихачева охватывает площадь около 470 га – на этом месте будет возведено 6 млн кв. м недвижимости со всеми необходимыми объектами социальной и транспортной инфраструктуры: новые школы, детские сады, поликлиники, административно-деловые центры. Помимо жилья это даст городу 45 тыс. рабочих мест и квартиры для более чем 30 тыс. москвичей. Здесь появится множество красивых парковых зон с высокими деревьями, которые отчасти будут напоминать рощу. Здесь будет создан настоящий природно-ландшафтный комплекс с пешеходными бульварами и прогулочными набережными, утопающими в зелени.

Еще один знаковый проект, которым наравне с другими занимается глава Стройкомплекса, – ландшафтный парк «Зарядье». Новых парков в российской столице не создавалось с 1958 года, и «Зарядье» станет первым принципиально новым образцовым проектом, демонстрирующим последние достижения, методы, материалы и технологии в области ландшафтного дизайна. У стен Кремля создается значимое произведение садово-паркового искусства, адаптированное к особенностям московского климата. Парк площадью 10,9 га соединит все пешеходные и туристические маршруты центра – от Варварки и Большого Москворецкого моста до Воробьевых гор. Здесь будет создан уникальный ландшафт, возведены филармония и смотровые площадки, музеи и кафе. Парк вместит в себя все природное многообразие России: лес, степь, тундру и заливные луга. Эти ландшафтные зоны будут террасами спускаться с верхнего участка парка к его нижней части – с северо-востока на юго-запад. С Красной площади посетители попадут в березовую рощу, за которой вдоль Варварки протянутся низкорослые и стелющиеся растения тундры. Такой ландшафт поможет сохранить вид на исторические памятники улицы. Ниже раскинутся смешанный лес и большой луг, который плавно перейдет в крышу филармонии. А на юго-западе появятся пруды с сетью пешеходных деревянных настилов. Парк смогут посещать до 12 млн человек в год.

Еще один важнейший показательный проект – реконструкция Московского центрального кольца (бывшее МКЖД). Это уникальный проект не только для Москвы, но и для России в целом. МЦК, по сути, станет 14-й линией столичного метро, и ее уже сейчас можно назвать «дорогой в будущее».

Сейчас по кольцу уже начали курсировать в тестовом режиме городские электрички «Ласточка». После запуска кольца в эксплуатацию поездов станет намного больше, и это даст новый импульс развитию промышленных территорий столицы, а также позволит разрубить гордиев узел нависших над столицей транспортных проблем. По экспертным оценкам, МЦК позволит обеспечить перевозку около 75 млн пассажиров в первый год работы и 120 млн человек к 2020 году. Пропускная способность может составить и 300 млн. Всего на кольце протяженностью 54 км будет 31 станция, они обеспечат 17 пересадок на 11 линий метро и 10 пересадок на 9 радиальных направлений железной дороги. У горожан появится более 350 новых вариантов комбинации общественного транспорта при перемещениях по городу. Благодаря кольцу поездки по столице станут быстрее в среднем на 20 минут. МЦК свяжет садово-парковые ансамбли столицы: усадьбу Михалково, Ботанический сад, территории ВДНХ и национального парка «Лосиный остров», природный заказник «Воробьевы горы» и другие. По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, власти намерены развивать МЦК поэтапно: на первом начнется перевозка пассажиров, на втором – строительство транспортно-пересадочных узлов, на третьем – развитие прилегающей территории.

Марат Шакирзянович приехал в Москву, имея за плечами богатый опыт. В Татарстане он работал министром строительства и по долгу службы отвечал за возведение самых крупных и важных проектов. Среди них – спортивные объекты, задействованные в Универсиаде-2013. К маю 2010 года в столице Татарстана были введены в эксплуатацию 26 спортивных сооружений: дворец единоборств «Ак Барс», «Триумф» – с ледовой ареной и универсальный СК «Триумф» – с бассейнами и баскетбольными площадками, а также комплекс стендовой стрельбы, крытый бассейн «Акчарлак», культурно-спортивный комплекс «КАИ Олимп», центра бокса и настольного тенниса, крытый плавательный бассейн «Буревестник», центр хоккея на траве и другие.

Будто сохраняя преемственность в возведении строительных объектов, Марат Шакирзянович отвечает за строительство спортивных объектов и здесь, в Москве. Только на этот раз все они сооружаются к Чемпионату мира по футболу – 2018. На сегодняшний день уже построен «Открытие Арена» (стадион «Спартак»), в высокой степени готовности находится стадион «Лужники».

С приходом Марата Хуснуллина в Стройкомплекс Москвы наша столица не только изменилась внешне. Самое главное – при помощи Марата Шакирзяновича были решены комплексные инфраструктурные задачи как в части строительства, так и транспорта. Как сказал Михаил Мень, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, «за несколько лет руководства Маратом Шакирзяновичем Стройкомплексом Москвы наш город, с которым ассоциируется все новое и прогрессивное, сделал колоссальный рывок в своем градостроительном развитии». Российская столица продолжает меняться в лучшую сторону, и это касается не только архитектурного облика. Растут темпы строительства жилья, появляются новые социальные объекты, реконструируются главные автомобильные магистрали города, что увеличивает их пропускную способность, небывалыми темпами развивается метро.

– Марат Шакирзянович сумел собрать вокруг себя первоклассную команду специалистов, профессионалов, которой по плечу решение самых сложных и масштабных строительных задач, – говорит министр. – Уверен, любовь к своему делу, верность отечественной строительной отрасли, последовательность и основательность в решении вопросов позволят Марату Шакирзяновичу и дальше использовать свой жизненный и профессиональный опыт на благо жителей нашей большой столицы.


Назад в раздел
ИНАМосводоканалКростКапитал
АБЗ