НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Площадка острых дискуссий. Куда не спешит чиновник средней руки


Еще недавно разве что ленивый не отзывался критически об инвестиционно-строительном климате Москвы. Однако новое городское руководство ситуацию изменило.


В начале года заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин на встрече с активом Ассоциации инвесторов Москвы (АИМ) заявил: «На ближайшее пятилетие принято решение построить 20 млн кв. м недвижимости. На три будущих года принята конкретная адресная программа: что городу нужно построить, что должны получить москвичи, в том числе и при помощи инвестиционно-строительного сообщества». По словам Марата Хуснуллина, в Москве собрано налогов от операций с недвижимостью на сумму 315 млрд рублей, что составляет 21% всего городского бюджета, и 107 млрд рублей – собственно от строительства (7%). Кто же откажется от такого партнерства? Его следует только совершенствовать. С этим согласен президент АИМ Борис Фролов, при этом оценивающий сотрудничество инвесторов-строителей с городскими властями как небеспроблемное.

– Борис Леонидович, давайте начнем с того, что инвесторовстроителей и вас как руководителя АИМ тревожит…

– Что ж, если говорить о желании сегодняшних властей улучшить инвестиционный климат в городе, то оно определенно есть. Другое дело – дошел ли этот импульс до основной массы чиновников. Вот в этом у меня есть сомнения. Простой пример: событие, после которого я был вынужден направить Марату Хуснуллину докладную записку. С заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства мы договорились о том, что в двух наших главных мероприятиях – XXVI Международной выставке недвижимости «ДОМЭКСПО» в «Гостином Дворе» и XXVI ежегодной городской специализированной выставке-ярмарке «Недвижимость-2012» в ЦДХ на Крымском Валу – примут участие руководители всех заинтересованных в развитии отношений со строителями-инвесторами де партаментов. Между прочим, Хуснуллиным были даны на этот счет письменные указания. Что в итоге? В «Гостином Дворе» мероприятие прошло, в общем, нормально. Хотя представитель Мосстройконтроля и тогда не пришел, а ведь именно к нему у представителей сообщества было (и есть) больше всего вопросов, так как это ведомство прежде всего обязано организовывать и обеспечивать правильность протекания инвестиционно-строительного процесса в городе…

А вот в ЦДХ на Крымском Валу случился, можно сказать, провал. Мы тщательно готовились к выставке-ярмарке – и что вышло? В экспозиции свои проекты и услуги предложили 146 компаний на площади 4,5 тыс. кв. м. В прошлом году, кстати, в подобной выставке-ярмарке участвовало 118 компаний на площади 4 тыс. кв. м, что свидетельствует о нынешнем некотором оживлении на рынке недвижимости. Приехали на выставку-ярмарку представители девяти банков, а ведь было время, когда банки вообще в подобных мероприятиях не участвовали.

Но, к сожалению, в рамках форума запланированные конференция и круглый стол по вопросам обеспечения строительства по городскому заказу проведены не были.

Получается, что распоряжения Марата Хуснуллина были проигнорированы его подчиненными. Не приехали представители аппарата градостроительного комплекса, Департамента строительства, Департамента градостроительной политики, Москомархитектуры, Москомстройнадзора, даже Москомконтроля, которому было поручено само открытие выставки.

Что тут скажешь? Конечно, многие инвесторы-строители были серьезно разочарованы. Поэтому и на пресс-конференцию на итоговое обсуждение проблем форума пришло всего 36 человек, а ведь раньше всегда было 150–200. Оно и понятно: кому задавать вопросы? Любому инвестору-строителю нужны компетентные конкретные ответы на них, а если это невозможно – к чему время-то терять?!

– Кстати сказать, ваши выставки-ярмарки в ЦДХ на Крымском Валу собирают большую аудиторию…

– В прошлом году было 10 тыс. москвичей и гостей столицы! В этом году, думаю, не меньше. Это сравнимо с крупнейшими кинофестивалями. А начинали-то с двух-трех тысяч. Человек может тут напрямую узнать об услугах банков, строительных компаний – и заключить привлекательный для него контракт.

Обидно, что живая жизнь, проблемы огромного количества москвичей не так уж интересны иным чиновникам. Понятно, что мнение, оценки начальника имеют немаловажное значение.

Но все же аппаратный мир – это одно, «пища» от СМИ при всем к ним уважении – другое, а конкретика жизни учит много чему еще. В конце концов, извините за патетику, все мы делаем свое дело для людей, а значит, надо видеть их запросы «лицом к лицу», погружаться в их дела и проблемы непосредственно.

– Но ведь вы не можете не признать, что с новым столичным правительством у членов АИМ отношения выстраиваются лучше…

– Я это признаю. Прежде всего это происходит потому, что Марат Хуснуллин – сам строитель, в нашем общем деле специалист высочайшей компетенции и человек огромной энергии.

Мы с ним регулярно встречаемся, он сам предложил на базе Ассоциации инвесторов Москвы создать площадку для диалога властей и общества, активного и делового обсуждения всех проблем городского строительства. И главное – нахождения рецептов для их решения. Но вот только пока эта крайне нужная инициатива, мягко говоря, не до конца воспринята всеми подчиненными ему подразделениями.

- Насколько я знаю, прошлый состав Правительства Москвы не стремился к объединению участников инвестиционно-строительного процесса.

– Именно так. Ведь как только возникла Ассоциация инвесторов Москвы, в противовес ей создали Международную московскую бизнес-ассоциацию. Причем если АИМ учреждалась по инициативе снизу, то ММБА «делалась» сверху. Мы учреждались на арендованном нами теплоходе, ММБА – «всего-навсего» во Дворце съездов в Кремле. Мы в составе руководства не имеем ни одного государственного служащего, образуем профессиональный независимый союз, призванный решать конкретные задачи и проблемы инвестиционно-строительного сообщества и у которого может и должно быть собственное видение этого. В ММБА президентом был избран Мэр Москвы, членами правления – его заместители и министры. Зачем это было сделано? Чтобы слышать то, что хочешь услышать.

И на этом дело не остановилось! Создали еще Московский строительный союз. Зачем? Чтобы растащить инвесторов-строителей по разным углам? Наверное, для этого. У нового состава правительства – другое видение ситуации, и это радует. АИМ существует уже 18-й год, пора нашему диалогу с властями стать более активным, целенаправленным и плодотворным.

– Какие главные проблемы с его помощью надо сегодня решать?

– Прежде всего, это создание в городе рынка инвестиционных предложений. Где можно увидеть план проведения торгов? Да, публикуются планы проведения земельных аукционов, но это никак не может обеспечить загрузку для потенциальной работы всего инвестиционно-строительного комплекса города. Городской заказ – это весьма ограниченный объем, все остальное должно работать за счет привлеченных инвестиций. Да и с горзаказом, по нашему мнению, не все в порядке.

Больше половины всех вложений здесь – в дорожно-мостовое строительство. Московский строительный комплекс не в состоянии обеспечить решение всех задач в этой специфической области – ни в проектном плане, ни в плане выполнения самих работ. Значит, надо привлекать сторонние организации. Одна из форм этого – государственно-частное партнерство. Но такое партнерство существует у нас пока на бумаге и в бесконечных обещаниях чиновников. Просветите инвесторов: где, с какими объектами, на каких условиях и когда он потенциально может работать? К чему готовиться?

Весь фонд недвижимости города стареет, как это происходит и во всех городах мира. Что там делают? Фонд недвижимости модернизируют. У нас эта тематика практически закрыта, как будто можно строить лишь только новое. Вынесем за скобки программу по пятиэтажкам – не только они в городе. У нас не отработана даже и схема договоров на развитие застроенных территорий. Отселенных зданий только в ЦАО – 178. А сколько их в городе? Одни – в долевой собственности, другие – в частной.

Но основная-то масса – «государевы», более того, находятся в московской юрисдикции. А все последние пять лет упоминаются они в основном только тогда, когда какое-нибудь отселенное здание загорается и при этом, увы, зачастую и люди гибнут.

Но упомянули – и опять забыли. В городе нет схем решения этой острейшей проблемы. Нет формы работы с ними для инвесторов-строителей.

– А как вы относитесь к приглашениям властей работать с 1 июля на новых московских территориях?

– Это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Дескать, если в рамках нынешней Москвы не хватает работы – вот вам новые просторы для деятельности. Думаю, и в «старой» Москве работы еще край непочатый, а новые земли частично уже имеют инвесторов. Поэтому сразу туда новая армия инвесторов-строителей не ринется.

Необходима системность работы, Генплан для новых территорий, тесно увязанный с откорректированным Генпланом развития Москвы сегодняшней. Надо понять, что вообще должно уйти на присоединенные к столице территории, а что должно остаться? Что строить новое? Пока это больше поле работ для проектировщиков, экономистов и других «теоретиков», а вовсе не строителей.

Важнейший вопрос – продумать инфраструктуру нового строительства так, чтобы не построить еще один город-спутник, жители которого каждый день будут ездить на работу в «старую» Москву.

Кроме того, нужно помнить, что на присоединяемых к Москве территориях и прежде протекали отличные от московских инвестиционно-строительные процессы. Там работают фирмы, в том числе и наши, действуют инвестиционные соглашения. Один только пересмотр их в плане повышения подмосковных нормативов до столичных потребует массу усилий и времени.

– Вернемся к позитивным изменениям в отношениях с новым руководством градостроительного комплекса города. В чем конкретно это выражается?

– Скажем так: наш голос все более слышим. Наш представитель, в прошлом первый заместитель Мэра Москвы Владимир Иосифович Ресин стал членом городской земельной комиссии, где он отстаивает наши интересы. Создана совместная рабочая группа – из работников аппарата Правительства Москвы и членов АИМ. Она готовит материалы для ГЗК. На этой комиссии рассматриваются любые предложения и жалобы инвесторов-строителей.

– Комиссия уже действует?

– Да, действует. Впрочем, пока проходит ее, так сказать, обкатка. Мы провели одно заседание – обсудили состав комиссии, регламент ее работы и прочее. В АИМ также создан инвестиционно-строительный комитет, на заседаниях которого будут рассматривать наиболее острые проблемы сегодняшнего житья-бытья инвесторов-строителей.

– Таким образом, оптимизм, пусть и сдержанный, у инвесторов-строителей при взгляде в будущее наличествует?

– Именно при взгляде в будущее. Потому что большинство из вышеназванного – это пока больше планы, которые надо еще реализовать. Соответственно, у меня как у руководителя, реально видящего поступательное движение в отношениях инвестиционно-строительное сообщество – городские власти, оптимизма больше. А вот рядовые члены АИМ должны почувствовать улучшения на практике. Ибо известно, куда благими намерениями дорога вымощена… Скажем, если вернуться к той же проблеме отселенных зданий… Инвесторам можно сколько угодно много говорить о позитивных изменениях, но они видят, направляясь на то или иное заседание в наш главный офис, к примеру, некое здание на углу Тишинки. Сначала на нем висел плакат, что оно будет снесено во II квартале 2001 года. Прошло десять лет – что же ныне?! Здание на том же месте, на его втором этаже и выше никого и ничего нет, а на первом появляются то ресторан, то кафе, то еще что-то. Дом находится в ужасном состоянии, это – потенциальное ЧП. В любой момент может произойти обрушение, пожар. И уж явно здание город не украшает. Но никому до него нет дела. Или, напротив, кто-то очень неплохо греет на этом руки. От этого «пламени» пожары и возникают – реальные, не метафорические. Ведь только в ЦАО – 6 тысяч зданий с деревянными перекрытиями, чьи сроки эксплуатации вышли давным-давно.

– Напоследок еще раз о выставке-ярмарке в ЦДХ. Вы уже констатировали, что конференция и круглый стол, к сожалению, обошлись без представителей городских властей. А что это за проблема – новый порядок подбора участников программы «Жилище»?

– Проведение новой градостроительной политики должно содержать в себе не только новые подходы к проектированию, но и новые виды исполнения программ. В том числе новый порядок привлечения участников-исполнителей, способных реализовать программу «Жилище». Ведь сегодня по федеральному законодательству горзаказ предполагает обязательное проведение аукционов, где единственным показателем является «цена снижения цены». К чему это приводит? Компания выигрывает конкурс, снизив цену, за которую нельзя построить здание детского сада, а потом договор «не тянет». В последние два года так происходит в 50% случаев. Теперь разработана новая система торгов на подбор участников реализации городских проектов. И мы надеемся, что с ее помощью городской заказ можно будет реализовывать куда лучше. Только для этого надо, чтобы и представители городских структур шли на диалог с инвесторами-строителями для решения проблемы, весьма насущной вследствие ее социальной направленности для огромного количества москвичей.


Текст: Александр Губанов



Назад в раздел
МосводоканалМОЭСКТеплоцентрстройКапитал
ЦентрКапстройсити