НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Самый динамичный мегаполис. Пятилетние итоги работы столичного Стройкомплекса вселяют оптимизм


Пять лет назад в город пришла новая команда управленцев. Ситуация в Москве на тот момент была далека от идеала, проблемы росли как снежный ком. О том, как властям удалось стабилизировать ситуацию и достичь успехов, какие проекты реализовать и на чем сосредоточиться, – на эти и другие вопросы отвечает заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

– Марат Шакирзянович, пять лет в нашем быстро меняющемся мире достаточно серьезный срок. Что самое яркое и заметное произошло за это время?

– Надо сказать, что проблемы Москвы начались не пять лет назад, они копились годами. Этому способствовал ряд градостроительных ошибок и просчетов, последствия которых нарастали с каждым годом. Пять лет назад эти проблемы грозили выйти из-под контроля.

В городе сложился колоссальный дисбаланс мест приложения труда и расселения граждан. В городе стала нормой так называемая маятниковая миграция, когда ежедневно утром в центр ехали несколько миллионов человек, а вечером возвращались обратно на окраины. В результате улицы города вставали в гигантских пробках, метрополитен был перегружен.

Первое, с чего мы начали, это полностью изменили подходы к градостроительной деятельности. Мы поменяли всю идеологию развития города, изучив опыт других крупных городов. В результате Правительством Москвы и Мэром Сергеем Семеновичем Собяниным был взят курс на превращение Москвы в комфортный и удобный город как для москвичей, так и гостей столицы. Мы поставили задачу сделать Москву современным инвестиционно привлекательным мегаполисом. Для ее реализации мы сформулировали основные принципы новой градостроительной политики Москвы.

Во-первых, приняли за основу полицентрический принцип развития города, подразумевающий создание новых центров притяжения на периферии и стабилизацию застройки центра города. Во-вторых, мы считаем, что город должен быть мобильным, в нем не должно быть препятствий для движения людей и грузов, именно поэтому мы серьезно взялись за реализацию ряда крупных транспортных проектов. В-третьих, это сбалансированное развитие городских территорий и формирование общественных пространств, в-четвертых, устранение административных барьеров.

– Что пришлось сделать для стабилизации застройки в центре?

– Прежде всего, правительством города была прекращена реализация проектов ряда инвесторов на более чем 15 млн кв. м недвижимости. Также в центре Москвы была остановлена точечная застройка, сохранены планировавшиеся ранее к сносу 189 строений, играющие важную роль в сохранении исторического облика города. Были спасены еще 72 объекта, которые за это время включили в Реестр объектов культурного наследия.

Сейчас мы почти не выдаем разрешений на новое строительство, но активно поощряем реконструкцию, особенно когда на месте офисных помещений появляется жилье, гостиницы и апартаменты. Да, в Центральном округе есть определенный дефицит объектов социальной инфраструктуры. По мере сил мы пытаемся с этим бороться, но не всегда это возможно.

– Раньше в городе часто попадались заброшенные дома и законсервированные стройки, сейчас таких объектов стало значительно меньше. Удалось ли окончательно справиться с долгостроем?

– Для ликвидации долгостроев мы провели колоссальную работу. Результатом ее стало уменьшение количества брошенных строек почти вдвое. Если в 2011 году под категорию «долгострой» подходил 671 объект, то теперь их немногим больше 300.

Самые знаменитые долгострои, которые нам удалось завершить, это реконструкция комплекса зданий музыкальной школы имени Гнесиных, музыкальная школа им. Танеева в Чистом переулке, театр «Геликон-Опера», Театр Олега Табакова. Также заработали Театр Александра Градского, Театр русской песни Надежды Бабкиной, Театр Романа Виктюка, Театр танца «Гжель». Был введен в эксплуатацию легендарный Детский мир.

Сейчас в городе около 450 млн кв. м недвижимости, средний износ всего городского фонда недвижимости составляет 50%. Чтобы город не ветшал, необходимо строить и капитально ремонтировать почти 15 млн кв. м ежегодно. Сегодня мы в год строим около 9 млн кв. м новой недвижимости и примерно 4 млн кв. м капитально ремонтируем.

– Каковы итоги, если так можно выразиться, «мобилизации» городского пространства?

– Прежде всего, за пять лет в городе построено более 400 км новых дорог, что составляет 10% всех магистральных и межквартальных дорог в столице. Было реконструировано 8 вылетных магистралей и 13 транспортных развязок на МКАД, что сразу же благоприятно сказалось на дорожном движении. Время прохождения ряда отдельных участков снизилось вдвое.

Если проехать по Варшавскому, Каширскому, Ленинградскому, Ярославскому или Можайскому шоссе, то изменения можно увидеть просто невооруженным глазом. Там, где еще совсем недавно автомобили глухо стояли в пробках, теперь есть движение. Серьезной реконструкции подвергся Рязанский проспект, завершен первый этап реконструкции Балаклавского проспекта и Рублевского шоссе. На завершающем этапе – работы по реконструкции шоссе Энтузиастов.

Завершено строительство южного участка Северо-Западной хорды. В рамках этого строительства появились эстакады общей длиной 375 м, мост через реку Сетунь, 10 заездных карманов на остановках общественного транспорта. Завершается работа по созданию двух подземных пешеходных переходов.

Введение в эксплуатацию нового участка значительно улучшит транспортную ситуацию на данном участке – теперь автомобилисты могут беспрепятственно попасть со Сколковского на Можайское шоссе, МКАД и Троекуровский проезд.

Кроме того, введение в эксплуатацию комплекса новых искусственных сооружений позволяет без выезда на МКАД попасть с улично-дорожной сети улиц Вяземская, Витебская и Сколковское шоссе на Рябиновую улицу и далее до Мичуринского проспекта.

В целом же московские магистрали удалось разгрузить на 16%, при этом только за последний год – на 25%, причем при высоком уровне автомобилизации, ведь за пять лет в городе прибавился почти миллион автомобилей.

В городе построено более 110 искусственных сооружений, 139 внеуличных пешеходных переходов, созданы полноценные дублеры, выделенные полосы для общественного транспорта общей протяженностью 150 км, а также 350 заездных карманов. Плюс, как я уже сказал, 8 реконструированных магистралей и 13 развязок на МКАД. Таким образом, итогом пятилетки стало создание 21 крупнейшего и сложнейшего транспортного объекта. В результате по масштабам дорожного строительства Москва сегодня занимает 3-е место в мире после Пекина и Гонконга.

– Как известно, львиная доля (70%) бюджета Адресной инвестиционной программы по прежнему направлена на развитие транспортной инфраструктуры, в том числе на дорожное строительство. Сокращение не произошло даже в условиях кризиса. Почему так важен именно этот сегмент?

– Как сказал наш Мэр Сергей Семенович Собянин, лучшее лекарство от кризиса – это строительство инфраструктурных объектов, и в первую очередь транспортных: метро, дорог. Если мы сегодня прекратим финансировать эти стройки, последствия будут тяжелыми. Поэтому сегодня нам лучше где-то ужаться, но в транспортной инфраструктуре достроить все, что наметили. Ведь от этого зависит приток инвестиций в город. Поэтому из 1,54 трлн руб., предусмотренных АИП на 2016 – 2018 годы, более 1 трлн пойдет именно на транспортное строительство, из которых почти 630 млрд руб. будет потрачено на строительство метро – самого важного общественного транспорта Москвы, и около 400 млрд руб. – на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Почему это так важно? Потому что если в районе строится, к примеру, новая станция метро, туда сразу приходят инвесторы и начинают строить недвижимость – жилую с социальной инфраструктурой, коммерческую, а это новые рабочие места и новые налоги в бюджет. А притом что соотношение бюджетных и внебюджетных денег по капитальным затратам у нас 15: 85%, получается, что 1,54 трлн руб. бюджетных денег, выделяемых в рамках АИП, позволят в ближайшие три года привлечь 8,5 трлн руб. частных инвестиций в экономику города. Кроме того, для Москвы стратегически важно, что АИП осталась трехлетней. Таким образом, мы получили возможность в течение как минимум трех ближайших лет по плану развивать наш город, имея для этого необходимые финансовые ресурсы. Потому что если построить, скажем, садики и школы мы можем в течение года, то, для того чтобы построить метро и дороги, требуется гораздо больше времени – проектирование, подготовку площадок надо делать заранее. И еще один принципиальный момент: практически все московские застройщики многопрофильные, они работают как на открытом рынке, так и по госзаказам, и если у них есть гарантированный заказ на ближайшие три года, значит, есть и гарантированная поддержка, возможность снижать свои издержки и, соответственно, быть конкурентоспособным на рынке жилищного строительства.

– Сколько линий и станций метро удалось построить за пять лет?


– За пять лет введено в эксплуатацию более 34 км линий и 18 новых станций метро. Метро нужно москвичам в первую очередь. Например, пассажиропоток в будни на станции «Котельники», которая была открыта в этом году, составляет 35–40 тыс. человек в сутки, а в выходные дни – 20–25 тыс. человек. Это привело к тому, что разгрузились станции «Жулебино» и «Кузьминки», пассажиропоток на которых за это же время снизился до 11 и 9 тыс. человек в сутки соответственно.

Улучшилась ситуация и на юго-западном отрезке Сокольнической линии. Например, до того как мы ввели в прошлом году станцию «Тропарево», жители прилегающих районов были вынуждены пользоваться станциями «Юго-Западная» и «Коньково», добираясь до каждой из них наземным городским транспортом более 2 км, при этом на дорогах образовывались пробки. Пассажиропоток одной только «Юго-Западной» составлял около 130 тыс. человек на вход и 124 тыс. человек на выход в сутки. С началом работы станции «Тропарево» пассажиропоток на «Юго-Западной» уменьшился примерно на 20 тыс. человек.

Кроме того, за 2014 – 2015 годы нам удалось создать колоссальный задел ввода новых объектов. В ближайшие три года мы планируем ввести почти 60 км линий, 35 станций и шесть депо. Получается, что в год мы будем строить 20 км путей и примерно 10 станций.

В настоящий момент реализуется программа по строительству Третьего пересадочного контура (ТПК) метрополитена. Это второе кольцо метро позволит существенно разгрузить действующую Кольцевую линию и центральные участки радиальных линий метрополитена, а также пересадочные станции внутри Кольцевой, перенося пассажиропотоки ближе к периферии.

Особое внимание мы уделяем и развитию метро новых территорий. Уже сейчас Сокольническая ветка метро дошла до станции «Саларьево». В настоящий момент мы прорабатываем возможность продления подземки до района Коммунарка, где будет создан крупный административно-деловой центр. Кроме того, в Коммунарку спроектирована абсолютно новая 18-километровая ветка метро, которая начнется от станции «Улица новаторов» строящегося ТПК

– Как известно, сейчас активно ведутся работы на Малом кольце железной дороги. Можно ли сказать, что в Москве появится полноценное наземное метро?

– Именно так оно и будет. С запуском пассажирского движения по МКЖД город получит 54 км путей и 31 остановочный пункт, на 21 из которых будут построены современные транспортно-пересадочные узлы, где можно совершить пересадку на новые станции ТПК подземки. Основные строительные работы на МКЖД в этом году мы завершаем, а уже в 2016-м планируем запустить пассажирское движение. При этом очень важно, что МКЖД послужит и импульсом к развитию прилегающих к этому кольцу территорий совокупной площадью 10,8 тыс. га, большая часть которых сейчас представляет собой заброшенные земли промышленных и коммунальных предприятий.

Кроме того, мы совместно с ОАО «РЖД» занимаемся модернизацией и радиальных направлений железной дороги. Уже ведутся работы по устройству дополнительных путей на Ярославском, Горьковском, Казанском, Павелецком, Курском и Смоленском направлениях. В перспективе аналогичные работы пройдут на Киевском и Савеловском направлениях. Уже построена ветка до Зеленограда, по которой курсируют скоростные поезда до станции Крюково.

– А как вообще в городе обстоят дела с освоением промзон, на которых уже не ведется промышленная деятельность?


– Мы разработали программу развития территорий бывших производственных и коммунальных зон, которые долгие годы вообще никак не участвовали в жизни города, не приносили никаких доходов в казну.

Несмотря на то что вплотную мы ими занялись только в 2013 году и сейчас, можно сказать, только в самом начале пути по превращению этого «ржавого пояса» в привлекательные точки экономического роста в старых границах Москвы, уже сегодня, всего за 2,5 года, на этих территориях введено в эксплуатацию свыше 4 млн кв. м недвижимости. Самый крупный проект, причем не только в Москве, но и во всей Европе, – это реновация промзоны ЗиЛ, на северном участке которой уже идет активное строительство. Там планируется возвести комфортное современное жилье, социальную инфраструктуру, благоустроить набережные, сформировать зоны отдыха, а главное, создать большое количество новых рабочих мест. Кроме того, там будет возведен крупный спортивный кластер «Парк легенд». И уже сегодня на этой территории построен и введен в эксплуатацию «ВТБ Ледовый дворец», где под одной крышей объединены три ледовых поля. В 2016 году он примет чемпионат мира по хоккею. Еще один приоритетный проект реновации промзон – Тушинский аэродром, где уже построены новый стадион «Открытие Арена», который наряду с «Лужниками» примет в 2018 году чемпионат мира по футболу, и станция метро «Спартак» на Таганско-Краснопресненской линии. В следующем году начнется строительство в промзоне «Серп и молот».

Реновация промзон – часть нашей стратегии полицентричного развития города. Кстати, уже сегодня до 60% недвижимости строится именно в «новой» Москве и промзонах. Мы на правильном пути.

– Если уж мы заговорили о спортивных сооружениях и о предстоящем мундиале 2018 года, то хотелось бы узнать и о других объектах, которые готовит город к этому знаменательному событию…

– Самый главный объект чемпионата мира 2018 года – это, безусловно, БСА «Лужники», реконструкция которой идет опережающими темпами. В настоящий момент мы опережаем график на полгода, выполнено более половины всех запланированных работ. В итоге объект будет введен в эксплуатацию уже в будущем году, а не в 2017-м, как то планировалось изначально.

За пять лет были реконструированы и другие спортивные объекты, в том числе мирового уровня. В частности, новое рождение получил Гребной канал в Крылатском, завершена реконструкция арены «Мегаспорт», которая в будущем году примет чемпионат мира по хоккею с шайбой. Почти на 95% завершены работы по строительству стадиона ЦСКА на Третьей Песчаной улице, который станет тренировочной площадкой для команд во время чемпионата мира по футболу.

Ведется реконструкция стадиона «Динамо», который планируем открыть осенью 2017 года. До конца 2016 года в Москве построим также 11 новых современных футбольных полей для детско-юношеских спортивных школ. Они будут оборудованы по последнему слову техники, в том числе системами обогрева и дренажа.

– Какие ожидаете итоги ввода недвижимости в этом году, в том числе по жилью?

– Как минимум, будет введено 8,8 млн кв. м недвижимости, но, думаю, вполне можем выйти и на 9 млн кв. м. Потому что начиная с января на сегодняшний день в городе уже введено 7 млн кв. м различной недвижимости, включая 3 млн кв. м жилья. При этом еще около 2,5 млн кв. м находится сейчас в высокой степени готовности, это уже построенные здания с подведенными коммуникациями. Осталось только оформить документы на ввод. У нас традиционно декабрь – самый «урожайный» месяц на ввод недвижимости.

– Что вы пожелали бы московским строителям в новом году?

– Хочу пожелать, и не только строителям, но и проектировщикам, архитекторам, рабочим, а также представителям всех профессий, связанных со Строительным комплексом, чтобы и в новом году их труд был востребован, чтобы они были обеспечены стабильной работой и зарплатой, чтобы все проекты – как уже начатые, так и новые – успешно реализовывались. Уверен, что все вместе мы сможем сохранить набранные темпы и объемы строительства, а это – залог успешного развития всей экономики города и, как недавно очень точно подметил Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, лучшее лекарство от любого кризиса. Ни капли не сомневаюсь в том, что и в Новом, 2016 году Строительный комплекс Москвы сможет преодолеть трудности и вызовы времени и делать все для того, чтобы наша столица день ото дня хорошела, расцветала, становилась еще более комфортным, удобным и открытым городом, одним из самых лучших в мире. Ну и конечно же желаю всем крепкого здоровья, счастья, мира, добра, гармонии, достатка и благополучия в семьях, а так же новых достижений и побед на благо Москвы и москвичей.


Назад в раздел
КапиталМД-группМосинжпроектИНА
СбербанкРоссийскийАБЗ