НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва не снижает объемы городского заказа. Транспортное строительство остается в числе важнейших приоритетов


Департамент строительства – главный распорядитель бюджетных средств и городской заказчик строительных работ по 14 отраслям городского хозяйства – определился с планами на 2016 год. Несмотря на экономические трудности в текущем году, темпы возведения новых зданий и сооружений в столице снижаться не будут, а в числе главных приоритетов останется транспортное строительство, прежде всего дороги, и открытие новых линий метро. Об этом сообщил руководитель Департамента строительства Андрей Бочкарев.

Падение курса рубля планам строителей не помеха


В трехлетнем бюджете на период до 2018 года, утвержденном Мосгордумой, на строительство за счет города объектов различных отраслей выделено 330 млрд руб. Две трети всех средств выделяется на транспортные объекты: 151 млрд руб. – на развитие линий метро, 81 млрд руб. – автомобильные дороги и развитие уличной сети. Еще – 64,5 млрд руб. пойдет на строительство объектов социальной инфраструктуры и жилья для очередников. В 2016 году за счет городского бюджета планируется построить 611,7 тыс. кв. м социального жилья – это 48 много квартирных жилых домов, на что будет направлено более 38 млрд руб.

На протяжении 2016 года Департамент строительства и подведомственные структуры, такие как казенное предприятие «Управление гражданского строительства», АО «Мосинжпроект» и др., должны провести закупочные процедуры на 95 млрд руб. На торги предполагается выставить несколько сотен пакетов контрактов, среди которых будут как многомиллиардные подрядные контракты, так и относительно небольшие, связанные с закупкой внутреннего оборудования для зданий.

По словам руководителя столичного Департамента строительства Андрея Бочкарева, город не собирается корректировать свои планы ни по количеству торгов, ни по выплатам по уже заключенным контрактам из-за нестабильности валютного курса.

– Если возникнут какие-то чрезвычайные обстоятельства, мы будем на них реагировать. Пока не планируем корректировать наши планы. Мы не наблюдаем прямой связи между биржевым курсом рубля и стоимостью строительства. Тем более что на столичных стройках более 98% используемого оборудования и материалов – отечественные. Большинство современных материалов иностранной разработки зарубежные компании производят сегодня на территории России. На случай же форс-мажора, когда требуется уникальное оборудование системы связи или средства систем автоматизации, подорожавшие из-за роста курса доллара, применяются принятые весной прошлого года поправки в Закон о контрактной системе, позволяющие корректировать цену уже заключенного контракта, – сказал Андрей Юрьевич. В минувшем году Департаменту строительства, по словам Андрея Бочкарева, к этой мере пришлось прибегать лишь в считанном числе случаев, например, для закупки сложного сценического оборудования для «Геликон-оперы» и Театра Олега Табакова.

Метро побьет все исторические рекорды по темпам роста


Самым горячим участком строительства, ведущегося в нынешнем году, останется прокладка новых линий метрополитена. Объем ввода новых станций будет самым большим за весь период существования московского метрополитена – 12 станций. На самом деле даже еще больше – 14, поскольку первые станции на территории «новой» Москвы – «Румянцево» и «Саларьево», технический пуск которых состоялся в 2015 году, приняли первых пассажиров только в январе и феврале этого года соответственно. «Саларьево», помимо прочего, стало еще и «юбилейной», 200-й по счету станцией московской подземки.

До конца этого года будут открыты станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская» Люблинско-Дмитровской линии на участке протяженностью 5,5 км; станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» Калининско-Солнцевской линии на участке протяженностью 3,7 км, станция «Ховрино» на Замоскворецкой линии протяженностью участка от станции «Речной вокзал» 2,9 км; станции «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «Ходынское поле» и «Петровский парк» Третьего пересадочного контура. Ввод в строй всех этих станций, скорее всего, состоится в четвертом квартале 2016 года, то есть в конце года.

Кроме того, в этом году откроется второй выход из станции метро «Международная» Филевской линии на территории «Москва-Сити». Открыть его до последнего времени не получалось, поскольку он должен быть вмонтирован в одну из башен Московского международного делового центра (ММДЦ), строительство которой необходимо завершить. В этом году должны быть введены в эксплуатацию два новых депо метрополитена – «Лихоборы» и «Солнцево». Депо «Лихоборы» будет обслуживать Люблинско-Дмитровскую линию, которую до сих пор обслуживало депо «Печатники», введенное в эксплуатацию в 1995 году и расширенное в 2012-м. Первый этап депо «Солнцево» будет введен в строй в 2016 году, за год до того как до одноименного района дотянут западный участок Калининско-Солцевской линии. Общая площадь этого объекта составит 85 тыс. кв. м.
 
Помимо этого в районе «Делового центра» между первым пусковым участком Третьего пересадочного комплекса и западным отрезком Калининско-Солнцевской линии будет выполнена техническая перемычка, которая позволит поездам с одной линии перемещаться на другую.

Отметим, что объемы строительства метро в настоящее время самые большие не только в истории России, но и самые масштабные в мире. По этому показателю российская столица обогнала даже мировых лидеров – мегаполисы Китая. Единственный фактор, который сегодня тормозит темпы метростроения, – кадровый. Для своевременной реализации поставленных целей столичным метростроевцам требуется около 50 тыс. квалифицированных рабочих. Но во всем бывшем Советском Союзе насчитывается всего лишь 15 тыс. специалистов, понимающих в строительстве метро. Всего же на прокладке столичной подземки сейчас задействовано в общей сложности 35 тыс. специалистов, рабочих, проектировщиков и инженеров.

В процессе строительства метро в Москве сегодня задействовано 20 тоннелепроходческих комплексов. Непосредственно под землей ведут работу 12 щитов. Остальные 8 в настоящее время находятся в процессе санации, подготовки к работе или в разобранном виде перемещаются на новое место. До 2010 года в столице было всего 5 тоннелепроходческих щитов.

Дороги - от радиусов к хордам

Предыдущий год стал рекордным для города по количеству вновь построенных дорог. Их суммарная протяженность в однополосном исчислении превысила 100 км. Кроме того, было возведено 31 искусственное дорожное сооружение. Это тоннели, эстакады и путепроводы. Такого количества дорожно-мостовых объектов в Москве прежде не строили. До 2010 года темпы дорожного строительства в Москве были ниже в 3–5 раз.

– В нынешнем году предстоит проложить и реконструировать 90 км дорог и возвести 30 искусственных сооружений и 15 внеуличных переходов. Надо отметить, что подземные и надземные пешеходные переходы – это чрезвычайно сложные с инженерной точки зрения сооружения и к ним не стоит относиться как к малозначительным объектам. Например, в этом году должен открыться крупнейший в Европе подземный переход на площади у станции метро «Университет» в месте пересечения проспекта Вернадского и Ломоносовского проспекта. Он будет представлять собой сеть пешеходных тоннелей – настоящий подземный город.

В сфере дорожного строительства 2016 год ознаменуется полным завершением программы реконструкции вылетных магистралей. До конца текущего года будет закончена реконструкция Щелковского шоссе на востоке города, и Рязанского и Волгоградского проспектов на юго-востоке. Что касается затянувшейся реконструкции Щелковского шоссе, то она также завершится в этом году. Там были очень серьезные проблемы с освобождением территорий, необходимых для расширения дороги и строительства эстакады в месте пересечения магистрали с 9-й Парковой, – пояснил Андрей Бочкарев.

Основной объем работ на Рязанском проспекте, включая и реконструкцию развязки этой вылетной магистрали с МКАД, был выполнен еще в прошлом году. В этом году на Рязанке осталось лишь завершить строительство новых подземных переходов и ряд работ на части магистрали за МКАД в районе Жулебино. Что касается Волгоградского проспекта, то там предстоит закончить второй этап реконструкции. В прошлом году там была построена развязка на пересечении Волгоградки с улицей Люблинской, в этом году аналогичное сооружение должно быть введено на пересечении проспекта с Волжским бульваром. На северо-западе на Волоколамском шоссе будет завершена эстакада, ведущая от станции метро «Тушинская» к стадиону «Спартак». И реконструированы путепроводы над линией Малого кольца железной дороги.

На протяжении первой половины 2016 года должна полностью завершиться реконструкция всех путепроводов над путями МКЖД. Потребовалось произвести переустройство инженерных коммуникаций, чтобы под пролетами этих мостов проходили не только дизельные товарняки, но и новые электрички, которые в этом году начнут курсировать по кольцу. В прошлом году обновлению уже подверглись шесть путепроводов. Осталось завершить реконструкцию четырех мостов – двух на Волоколамке (трамвайного и автодорожного), а также Богородского и Коптевского путепроводов.

А над радиальными направлениями сооружаются новые путепроводы, которые позволяют связать между собой соседние районы, разделенные железной дорогой. Самое масштабное из таких сооружений соединит улицы Подольских Курсантов и Элеваторную через Павелецкую железную дорогу. Новая эстакада свяжет районы Царицыно и Бирюлево Восточное через железно-дорожные пути. Она возводится в рамках проекта строительства дороги по направлению от улицы Элеваторная через улицу Подольских Курсантов до улицы Красного Маяка и станет поперечной транспортной связкой между Варшавским шоссе и Липецкой улицей. Над путями Ярославской железной дороги будет построен путепровод, соединяющий улицы Менжинского и Дудинка, а над путями Октябрьской железной дороги – соединяющий улицы Добролюбова и Складочная. Начата работа по проектированию целой серии подобных путепроводов связок над путями Савеловского, Казанского направлений железной дороги.

В 2016 году должен быть сдан в эксплуатацию южный участок Северо-Западной хорды – обновленные и расширенные улица Генерала Дорохова на отрезке от Аминьевского шоссе до МКАД и улица Рябиновая. На пересечении Аминьевского шоссе с улицей Генерала Дорохова построят транспортную развязку, а на пересечении улиц Генерала Дорохова и Рябиновой – эстакаду. Еще две эстакады на трассе Северо-Западной хорды появятся в районе Троекуровского проезда. Всего на южном участке Северо-Западной хорды будет построено 26 искусственных сооружений и 25 пешеходных переходов. Самым сложным инженерным сооружением на трассе Северо-Западной хорды должен стать так называемый «винчестерный тоннель» на пересечении улиц Народного Ополчения и Маршала Берзарина. Дело в том, что встречные потоки движения в нем будут двигаться не по двум параллельным тоннелям, расположенным рядом друг с другом, как стволы обычной охотничьей двустволки, а по тоннелям, расположенным один над другим, как стволы винчестера. Движение по нему должно начаться уже в нынешнем году, хотя изначально ввести в строй его предполагалось не ранее 2017 года.

Начнется в этом году и строительство участка Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД на юго-востоке в районе Вешняки. Таким образом, уже построенная часть магистрали, которая когда-то была начальным отрезком Четвертого транспортного кольца, получит выход на внешнее кольцо. Одновременно на севере города будет строиться еще один участок будущей Северо-Восточной хорды – от улицы Фестивальной до Дмитровского шоссе.

По словам руководителя Департамента строительства, в 2016 году также начнется прокладка улично-дорожной сети для районов, которые будут построены на территории бывшего завода ЗиЛ. Начнется формирование улично-дорожной сети и в Мнёвниковской пойме, где впоследствии будет построен Парламентский центр. Здесь в этом году возведут два пешеходных моста через Москву-реку и расширят улицу Нижние Мнёвники.

Не забыта и программа обустройства берегов Москвы-реки и превращения их в полноценную транспортную артерию города. В этом году предполагается выполнить работы по продлению Симоновской набережной от уже существующего участка до Третьего транспортного кольца и от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда. Последняя часть Симоновской набережной станет частью дорожно-тропиночной сети парка развлечений студии DreamWorks в Нагатинской пойме. На территории «новой» Москвы в 2016 году продолжится реконструкция Калужского шоссе – федеральной трассы А101. В этом году должна быть завершена реконструкция первого участка протяженностью 9 км к юго-западу от МКАД.

Висячие мосты и крыши парка «Зарядье»

Наиболее значимым объектом гражданского строительства, ведущегося за средства города, Андрей Бочкарев назвал работы на территории будущего парка «Зарядье», расположенного на месте гостиницы «Россия» в непосредственной близости от Кремля.

– Сейчас там полным ходом идет сооружение здания филармонии. На данном этапе выполнено бетонирование почти 80% фундаментной плиты в основании и началось бетонирование каркаса здания. До конца года планируется завершить возведение каркаса филармонии и ее фасада. Новая филармония благодаря своей акустике станет одной из лучших музыкальных площадок мира. Она сможет вместить 1500 зрителей и полностью заменить собой киноконцертный зал «Россия», располагавшийся на стилобате одноименной гостиницы, – считает Андрей Бочкарев. – Рядом разместится площадка для проведения мероприятий под открытым небом. Кроме того, здания филармонии и амфитеатра накроют «стеклянной корой» с деревянными перемычками. В теплое время года дождь не помешает посетителям слушать музыку, при этом у них будет возможность делать это в непогоду на свежем воздухе, а не в помещении.

Также в этом году начнется возведение «парящего моста». Это уникальное сооружение позволит посетителям, перемещаясь над парком, добраться до смотровой площадки, расположенной над акваторией Москвы-реки. Оттуда откроется прекрасный панорамный вид на Кремль.

«Лужники» обновили трибуны

Еще одно ударное направление работ – подготовка Большой спортивной арены (БСА) «Лужников» к проведению на ней церемонии открытия чемпионата мира по футболу и двух матчей предстоящего мундиаля. Все строительные работы на БСА должны быть завершены в декабре 2016 года, а летом 2017 года здесь уже пройдут первые тестовые матчи. На протяжении февраля здесь должны быть завершены работы по монтажу бетонного каркаса, поддерживающего трибуны. При этом используется совмещенная монолитно-сборная технология. Прямые элементы каркаса трибун отливают на месте по монолитной технологии, а наклонные изготавливают на заводах железобетонных изделий. Руководитель департамента отметил, что в этом году на трибунах будут установлены кресла для болельщиков, системы видеонаблюдения и вентиляции, завершится оборудование скайбоксов для VIP-зрителей и прессы, сооружение сложной агротехнической системы для натурального газона. А фут больные ворота стадиона оборудуют системой фиксации гола. В результате реконструкции количество зрительских мест на стадионе увеличится с 78 до 81 тыс., а геометрия трибун изменится – они будут максимально приближены к футбольному полю. Также увеличится количество входов – с 13 до 23.

На юге Москвы в Коломенском проезде будет введен в строй специализированный физкультурно-оздоровительный комплекс, полностью приспособленный для инвалидов. Его площадь составит 5 тыс. кв. м, одновременно здесь смогут заниматься 120 человек. В двухэтажном здании, оснащенном лифтами, оборудуют два бассейна для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, универсальный спортзал, тренажерный и зал так называемого «сухого плавания» и реабилитационный комплекс.

В числе значимых объектов культуры, ввод которых намечен в 2016 году, Андрей Бочкарев счел нужным упомянуть новое здание Театра Олега Табакова на улице Гиляровского. Он должен принять первых зрителей в апреле. Сейчас там завершаются отделочные работы и ведется монтаж новейшего сценического и акустического оборудования. Там установят компьютеризированную систему, которая позволит изменить пространство зала и в зависимости от его конфигурации менять звучание. Главная изюминка театра – сцена трансформер, которую можно увеличивать. Дополнительная площадь высвобождается, когда под сцену механически перемещаются первые четыре ряда зрительских кресел в партере.

К концу года планируется сдать в эксплуатацию новый корпус Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына на Таганке по адресу: ул. Нижняя Радищевская, д. 2, стр. 3. Андрей Бочкарев отметил, что четырехэтажный корпус площадью 5,5 тыс. кв. м пристроят к существующему зданию, а старый корпус реконструируют. В новом здании планируется разместить выставочные залы, киноконцертный зал, помещения фондохранилища, а также реставрационные мастерские.

Объекты здравоохранения

Из значимых объектов здравоохранения в этом году планируется ввести в строй патологоанатомический корпус в НИИ им. Склифосовского. Фактически здание построено еще летом 2015 года, сейчас ведется его оснащение современным оборудованием, которое позволит проводить экспериментальные лабораторные анализы для разработки новых лекарственных препаратов.

Еще один больничный корпус введут в строй на территории городской инфекционной больницы № 2. Это здание нового роддома, где будущие мамы, зараженные тяжелыми инфекционными заболеваниями, смогут рожать здоровых детей.

А в конце года на территории «новой» Москвы сдадут в эксплуатацию реабилитационный комплекс детского кардиоревматологического санатория «Красная Пахра». Комплекс будет состоять из четырех зданий – кардиологического, эндокринологического, онкогематологического и корпуса медицинского обслуживания. Общая площадь корпусов составит 22,4 тыс. кв. м. Все они будут соединены друг с другом пешеходными галереями. Санаторий сможет принимать одновременно 220 пациентов.

По словам руководителя Департамента строительства, всего в 2016 году планируется возвести 13 объектов здравоохранения, на которые в Адресной инвестиционной программе было выделено около 7,5 млрд руб. Кроме названных должны быть построены две поликлиники – в поселке Бутово и в Некрасовке, три подстанции «Скорой помощи» – в Южном Бутове, поселке Северном и в Даниловском районе.

Что же касается объектов образования, то в этом году за счет средств бюджета будут построены три средние школы, шесть пристроек – блоков начальных классов и 15 детских садов. На эти цели в Адресной инвестиционной программе выделено 8 млрд руб.


Назад в раздел
ОЭКЭнергокомплексИНАМосводоканал
ФУДЛокоБанкАбсолют