НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Спасительный госзаказ. Адресная инвестиционная программа становится спасательным кругом для строителей в период кризиса


Столичное правительство с начала нынешнего года приступило к реализации многостороннего плана поддержки экономической активности в городе в условиях кризиса. Но, пожалуй, самой действенной мерой антикризисной поддержки предпринимателей в строительной отрасли, как показывает опыт, становится работа по выполнению городского заказа: строительство социального жилья, дорог, школ, больниц и поликлиник. Эти в более благополучное время, может, и не слишком привлекательные с точки зрения финансов работы позволяют строительным компаниям загрузить мощности, сохранить трудовой коллектив и получить некоторую прибыль. О том, как в городе идет строительство объектов Адресной инвестиционной программы (АИП) и что изменилось в отрасли в период кризиса, рассказал корреспонденту «МТ» руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев.

Андрей Юрьевич, в кризис 2008–2010 годов многие московские строительные компании выжили благодаря работе по городским контрактам. В нынешней непростой экономической ситуации городской заказ на строительство играет роль спасательного круга или строители находят иные способы, чтобы остаться на плаву?

– Городские власти прекрасно понимают важность городского заказа в строительстве и пытаются в полной мере загрузить подрядчиков. В итоге объем ввода жилья, построенного в рамках городской Адресной инвестиционной программы, уже удвоился в первой половине этого года по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Москва по прежнему не сбавляет рекордные темпы строительства метро и объектов дорожной инфраструктуры, а также успешно завершает реализацию ряда знаковых проектов. Яркий пример тому – ситуация в жилищном строительстве: в первом полугодии 2015 года за счет средств городского бюджета введено в строй 25 жилых домов общей площадью 247 тыс. кв. м.

По сравнению с первым полугодием 2014 года, когда в рамках АИП было введено 10 жилых домов площадью 120,8 тыс. кв. м, город увеличил объем сдачи эксплуатацию жилья примерно в два раза. Сегодня город строит жилье не только для выполнения социальных программ – предоставления жилплощади очередникам и расселения обитателей ветхого и пятиэтажного жилого фонда, но также и для продажи квартир на аукционах.

Всего же в текущем году за счет средств АИП в Москве предстоит построить 67 жилых домов общей площадью 611 тыс. кв. м. Всего на реализацию АИП в этом году предусмотрено выделить 320 млрд руб. Две трети этой суммы направлены на строительство объектов социальной инфраструктуры, одна треть – на объекты гражданского строительства.

– Пришлось ли пересматривать параметры Адресной инвестиционной программы из-за роста курса доллара и евро и вызванного этим подорожания импортных стройматериалов и оборудования?

– Конечно, кризис внес свои коррективы в АИП. Из-за колебаний курса валют стоимость строительства объектов культуры, спорта и медицины за счет Адресной инвестиционной программы выросла на 2 – 3 млрд руб. Они пошли на приобретение необходимого зарубежного оборудования, не имеющего российских аналогов, а также для платежа по контрактам, заключенным в иностранной валюте. Это даже не строительная техника, а уникальное оборудование для объектов культуры, медицины, спортивных сооружений, которое мы пока вынуждены покупать за границей. Ради его приобретения и был увеличен закупочный лимит АИП.

Но коррективы эти не столь значительны по сравнению с общим объемом программы, поскольку компании, работающие в качестве подрядчиков на строительстве объектов городского заказа, используют в основном отечественное оборудование и стройматериалы.

Заметного же скачка в росте цен в рублевом эквиваленте на материалы и строительное оборудование, производимые в России, не произошло. Мы не делали никаких корректировок, связанных с приобретением наших традиционных строительных материалов и оборудования, производящихся в России.

Да и на тех не столь многочисленных объектах, где требуется установка импортного оборудования, сегодня активно проводится импортозамещение и внедряются отечественные аналоги. Именно это позволило сохранить параметры исполнения АИП практически неизменными.

– Еще одна существенная примета кризиса – отток с рынка труда дешевой иностранной рабочей силы. Насколько он отразился на отрасли строительства, ведущегося в рамках городского заказа?

 – На объектах, возводящихся за средства городского бюджета, трудовые мигранты практически отсутствуют. Департамент строительства ведет тщательный учет трудовых мигрантов на городских стройплощадках, и данные статистики показывают, что иностранные рабочие составляют доли процента в общей массе строителей, задействованных на объектах горзаказа. Так что на наших объектах этот отток гастарбайтеров с трудового рынка Москвы не привел ни к сокращению темпов, ни к изменению сроков строительства.

– Насколько в теперешних непростых экономических условиях Департаменту строительства как госзаказчику удается добиваться снижения первоначальной цены контрактов на торгах?

– Общий размер экономии средств за счет применения различного типа конкурентных процедур при отборе подрядчиков для возведения объектов городского заказа составил в первом полугодии почти 1 млрд руб. За первую половину 2015 года Департаментом строительства было проведено 88 закупочных процедур по объектам Адресной инвестиционной программы на сумму 22,6 млрд руб.

– Как в городе идет реализация программы сноса и переселения пятиэтажек первого этапа индустриального домостроения? Удастся ли ее завершить к концу следующего года, как планировалось?

– В первом полугодии 2015 года в Москве пошли под снос 37 ветхих пятиэтажек, 28 из них были снесены за счет средств городского бюджета, остальные дома демонтированы за счет средств инвесторов. Городскую программу сноса домов первого периода индустриального домостроения планируется выполнить полностью до конца 2016 года.

Всего с момента старта программы в 1999 году планировалось снести 1722 панельных и блочных пятиэтажных здания, которые возводились в конце 50 – начале 60-х годов, общей площадью 6 млн кв. м. В настоящее время в Москве уже ликвидировано 1540 старых домов. На освобождаемых площадках строители возводят современные жилые корпуса, объекты социальной инфраструктуры или обустраивают зоны отдыха. На сегодня в Москве осталось снести 182 панельные и блочные пятиэтажки. В 2015 году программу сноса планируется завершить в трех округах – Северном, Восточном и Юго Восточном.

– Сколько в этом году за счет средств бюджета будет построено объектов социальной инфраструктуры – школ, детских садов, поликлиник и больниц, а также спортивных сооружений?

– В первом полугодии сданы в эксплуатацию четыре детских сада на 820 воспитанников общей площадью 14,9 тыс. кв. м, две школы на 1025 учащихся площадью 17 тыс. кв. м и четыре блока начальных классов на 950 учеников площадью 20,8 тыс. кв. м. Москва не снижает темпы строительства – за минувшие четыре года в Москве было возведено и сдано в эксплуатацию 350 социальных объектов.

В общей сложности в 2015 году в Москве появится 35 новых детских садов на 6825 мест; 22 из них возводятся на бюджетные средства, строительство еще 13 ведется за счет средств инвесторов. Кроме того, в столице за год будет построено 25 школ и блоков начальных классов, 6 из них также строятся на внебюджетные средства.

Что же касается спортивных объектов, то до конца года в городе будут достроены 6 футбольных полей, 2 велодрома для занятий экстремальным велоспортом. На Херсонской улице появится спорткомплекс для занятий у-шу, а в Коломенском проезде достроят физкультурно-оздоровительный комплекс для людей с ограниченными возможностями здоровья.

– Дорожное строительство остается одним из приоритетов Адресной инвестиционной программы. Сколько в этом году в Москве планируется построить дорог?

– Необходимо отметить, что львиная доля средств АИП идет не на жилье или социальные объекты, а на дорожное строительство и прокладку новых линий метрополитена. С начала года в городе было введено в эксплуатацию более 34 км дорог. Также было открыто движение по 23 дорожным сооружениям – эстакадам, тоннелям и другим объектам в составе транспортных развязок.

В общей же сложности до конца 2015 года запланированы строительство и реконструкция 83 км дорог, возведение 26 сооружений транспортной инфраструктуры, 12 пешеходных переходов.

За четыре предыдущих года в Москве было введено в эксплуатацию более 60 дорожно-мостовых объектов общей длиной 270 км, открыто движение по 86 искусственным сооружениям. Кроме того, построено 127 подземных и надземных пешеходных переходов.

К концу текущего года будут сданы развязки на пересечении Можайского, Каширского, Дмитровского шоссе, Ленинского, Рязанского проспектов с Московской кольцевой автомобильной дорогой. Три из этих объектов будут сданы на год раньше намеченного срока – первоначально развязки МКАД с Ленинским и Рязанским проспектами, а также с Каширским шоссе планировалось ввести в эксплуатацию лишь в конце 2016 года.

Необходимость реконструкции развязок вылетных магистралей с внешним кольцом обусловлена конструктивными недостатками старых развязок в форме лепестков клевера, которые рассчитаны на небольшое количество автомобилей. Однако если транспортный поток увеличивается, они имеют свойство самозапираться: как только блокируется один въезд, практически сразу образуются заторы на всех остальных. Поэтому в процессе реконструкции все «клеверные листы» будут модернизированы в развязки с направленными съездами – они эффективно справляются с мощными транспортными потоками. После того как на любой «клеверной» развязке строятся направленные съезды – тоннели или эстакады, ее пропускная способность возрастает на 25–30%.

В текущем году планируется завершить ряд крупных объектов дорожного строительства, сооружение которых растянулось на длительный срок. До конца года в полном объеме должно быть запущено движение по второй очереди Алабяно-Балтийского тоннеля. Строительство там практически завершено, идет подготовка технической документации.

Есть серьезные подвижки в строительстве на востоке столицы магистрали, которую первоначально предполагалось сделать частью Четвертого транспортного кольца, а сейчас – частью Северо-Восточной хорды. Она пройдет от платной трассы М11 Москва – Санкт Петербург до Рязанского проспекта. Уже построен участок основного хода от Измайловского до шоссе Энтузиастов, четыре эстакады съезда между участком основного хода и шоссе Энтузиастов, эстакада съезд с ул. Перовской на Четвертое транспортное кольцо в сторону Измайловского шоссе.

Начались работы по продлению участка Северо-Восточной хорды от Измайловского до Щелковского шоссе. Его первоначально планировалось сдать в декабре 2017 года, но набранный темп работ позволит реализовать этот проект уже в конце 2016 года.

Сейчас для того чтобы попасть с шоссе Энтузиастов на Щелковское шоссе, с учетом всех 18 светофоров, водителям требуется около часа. А после строительства этого участка хорды время в пути будет занимать всего семь минут.

В настоящее время проектируется еще несколько участков Северо-Восточной хорды: от Щелковского до Открытого шоссе в северном направлении и от шоссе Энтузиастов до дороги Вешняки – Люберцы в южном направлении.

В начале сентября, к Дню города, должно быть также открыто движение по эстакаде от станции метро «Тушинская» к стадиону «Открытие Арена». Для этого прилегающий к объектам участок Волоколамского шоссе специально выделен в отдельный пусковой комплекс, он реконструируется вне зависимости от проведения работ на оставшейся части этой вылетной магистрали.

Такое решение принято в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году для обеспечения транспортной доступности одного из крупнейших футбольных стадионов города. Эстакада длиной 524 м обеспечит пропуск транспорта по трем полосам движения в каждом направлении. В процессе проводимых работ также предстоит реконструировать Волоколамское шоссе на протяжении более километра. Проезжая часть будет расширена до пяти полос движения в каждом направлении.

В этом году также должна быть завершена реконструкция Рязанского проспекта от Садового кольца до границы с Московской областью. Кроме того, завершится реконструкция Большой Академической улицы – от улицы Приорова до Дмитровского шоссе вместе с тоннелем на пересечении с улицей Михалковской и всеми пешеходными переходами. Будут завершены работы на всех путепроводах Малого кольца МЖД, которые планировалось реконструировать перед запуском движения по кольцу пассажирских поездов.

Также в нынешнем году планируется начать строительство дороги, которая соединит Балаклавский проспект и Кантемировскую улицу. Дорога преодолеет разделение железной дорогой Павелецкого направления двух ведущих на юг магистралей – Варшавского и Каширского шоссе, для чего предусмотрено сооружение путепровода.

– По темпам прокладки линий метро в минувшем году наша столица вышла в мировые лидеры. Что в этом направлении планируется сделать в этом году? Сколько будет построено новых участков метро и введено в строй новых станций?

– С начала года в городе уже было построено 8 км тоннелей, а всего в этом году предстоит построить около 30 км новых тоннелей для метрополитена.

На строительстве метротоннелей в настоящий момент задействованы одновременно 22 тоннелепроходческих щита.

За последние четыре года в рамках программы строительства метро в Москве уже построено около 30 км новых линий и введено 14 станций. На строительстве столичного метрополитена задействовано более 35 тыс. человек. Работы одновременно ведутся на 350 площадках.

В числе практически готовых к вводу станций, открытие которых намечено на ближайшие месяцы, – станция метро «Котельники» на юго-восточной оконечности Таганско-Краснопресненской линии. Там в настоящее время ведутся завершающие пусконаладочные работы.

Первые станции метро на территории «новой» Москвы – «Саларьево» и «Румянцево» Сокольнической линии Московского метрополитена планируют открыть для пассажиров осенью 2015 года. Сейчас ведутся работы по благоустройству территории вокруг станции «Саларьево». В будущем на базе станции планируется построить крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Впервые элементы технологической части ТПУ будут сдаваться одновременно со станцией метро.

До начала следующего года должно состояться и присоединение станции метро «Технопарк» на уже действующем надземном участке между станциями «Автозаводская» и «Коломенская» Замоскворецкой линии метро. Для этого в августе придется дважды приостанавливать на сутки по воскресеньям движение поездов между «Автозаводской» и «Каширской». В 2016 году рядом будет построена станция «ЗИЛ» Малого кольца Московской железной дороги, которую свяжет с метро «Технопарк» единый ТПУ. До конца года также откроются станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская» на севере Люблинско-Дмитровской линии.

– Какие объекты будут введены в строй в ближайшее время?

– В числе значимых объектов культуры, реконструкция которых за городские средства должна завершиться в конце лета, – Московский зоопарк и здание театра «Геликон опера». В Московском зоопарке в ходе второго этапа реконструкции главный вход обрел новый облик, построены дополнительный вход со стороны станции метро «Баррикадная» и дополнительный пешеходный мост через Большую Грузинскую улицу. Первый этап ремонтных работ на территории зоопарка завершился осенью 2014 года, тогда была проведена масштабная реконструкция прудов.

Новый театральный сезон откроет в обновленном здании на территории усадьбы Шаховских Глебовых Стрешневых и «Геликон опера». В музыкальном театре появится современное оборудование для создания световых спецэффектов в ходе спектаклей.

Особенностью нового зала театра станет уникальная техника передачи звука, не имеющая аналогов в мировой практике. В фойе театра строители обустроили стеклянный пол, под которым зрители смогут увидеть артефакты – камни, взятые около дома Моцарта в Зальцбурге и дома Чайковского в Клину и из театра, построенного композитором Вагнером в Байройте.


Назад в раздел
МоскапстройТеплоцентрстройИНАМОЭСК
СтройИнвест-3ШвабеЦентр