НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Темпов не снижать! Столичный стройкомплекс ставит перед собой амбициозные задачи


Очередная коллегия стройкомплекса Москвы прошла 18 февраля в здании столичной мэрии на Новом Арбате. В ее работе принял участие Мэр Москвы Сергей Собянин, заместитель Мэра по вопросам строительства и градостроительной политики Марат Хуснуллин и руководители структурных подразделений столичного стройкомплекса.

В числе лидеров

Открывая заседание, Сергей Собянин заметил, что Москва на сегодняшний момент достигла самых высоких в мире темпов роста строительства недвижимости.

– Темпы роста объема ввода недвижимости в Москве самые высокие в мире, в среднем в два раза опережают аналогичные мегаполисы. Это, конечно, серьезный результат, – сказал Мэр Москвы. – По абсолютным показателям ввода недвижимости Москва занимает четвертое место в мире – после Пекина, Шанхая и Токио.

Если рассматривать количество введенной по категориям недвижимости, то по числу сданных офисов Москва занимает первое место.

– С 2010 года объем ввода недвижимости увеличился в 1,5 раза, а объем инвестиций в основной капитал увеличился в два раза, – подчеркнул столичный градоначальник. При этом Сергей Собянин отметил, что городские власти не планируют сокращать объемы ввода в эксплуатацию недвижимости в 2015 году.

– Инвестиции в транспортную, коммунальную инфраструктуру, социальную. Без этого ввод объектов практически невозможен, – пояснил Сергей Собянин. – Сохранение инвестиций в стройкомплекс является одной из основных антикризисных мер. По объектам улично-дорожной сети Москва занимает третье место, что может считаться серьезным достижением на фоне стремительно развивающихся азиатских мегаполисов. Мы одновременно с большими темпами ввода недвижимости наращиваем темпы ввода метро, дорог. Вместе с РЖД активно вошли в проект реконструкции железнодорожных путей для пригородных электричек. Активными темпами ведется строительство Московской кольцевой железной дороги.

Среди приоритетных направлений в области градостроительного развития Москвы на 2015 год – строительство метрополитена и дорожных объектов, развитие территорий «новой» Москвы и реорганизация промзон. В заключение своей речи Мэр поручил стройкомплексу держать на особом контроле долевое строительство в городе, чтобы не допустить появления в столице обманутых дольщиков.

– Объекты долевого строительства, которые строятся сейчас, должны быть сданы и переданы дольщикам вовремя, – сказал Сергей Собянин.

Стройкомплекс рапортует

Затем Марат Хуснуллин представил большой и всесторонний доклад о результатах работы столичного стройкомплекса в 2014 году и обозначил основные задачи на 2015 год. В прошедшем году приняты решения о дальнейшей реализации проектов с градостроительным потенциалом 63 млн кв. м. Это максимальный показатель за все четыре года работы Градостроительноземельной комиссии: всего за этот период приняты решения о возможности реализации проектов на 161 млн кв. м.

При этом в тех случаях, когда проекты вызывали общественную напряженность, они прекращались.

– По ряду проектов приняты решения о прекращении их реализации, поскольку они могли негативно повлиять на городскую среду, – сообщил Марат Хуснуллин. – В прошлом году было отменено строительство на 4,1 млн кв. м. Всего в 2014 году было введено 8,8 млн кв. м недвижимости, в том числе 3,3 млн кв. м жилья. При этом существенно вырос ввод коммерческой недвижимости, которая формирует новые рабочие места и точки роста, – до 2,88 млн кв. м (в 2013 году – 1,84 млн кв. м).

В своем выступлении он отметил, что главная задача сегодня – набранные темпы не снизить, а попытаться ускорить работу. Заместитель Мэра подчеркнул, что в предыдущие три года построили в общей сложности 29 км и 14 станций плюс четыре депо. Сейчас одновременно в стройке находятся 60 км линий, 35 станций и нескольких депо. Это даст колоссальный объем развития территорий вокруг тех станций метрополитена, которые мы строим.-В 2014 году были сданы в эксплуатацию 3,33 км путей метрополитена, две станции и два электродепо.

– Задача 2015 года – ввести не менее 12 км линий метрополитена, 8 станций и два депо, а также максимально активизировать работу по тем линиям, которые сформируют транспортную обеспеченность территорий развития. Поэтому мы сейчас активно прорабатываем вопросы строительства метро в «новой» Москве и тех участков Третьего пересадочного контура, где это принесет максимальный градостроительный эффект, – заявил Марат Хуснуллин. – В настоящее время работы ведутся на 170 стройплощадках, где трудятся 26,5 тыс. человек, включая 15,5 тыс. строителей и 5,9 тыс. проектировщиков.

Марат Хуснуллин подчеркнул, что в ходе строительства объектов транспортной инфраструктуры, таких как МКЖД, соблюдены права собственников объектов, подлежавших сносу. В частности, владельцы гаражей, снесенных при подборе площадок для развития МКЖД, получат компенсацию.

– При подборе участков для размещения транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на МКЖД было снесено несколько тысяч гаражей, при этом не у всех собственников строений были необходимые документы, – сказал Марат Хуснуллин. Однако, по его словам, компенсацию получат все собственники гаражей независимо от наличия документов.

Также в городе введены в эксплуатацию 90 км дорог, в том числе 78,7 км – магистральных, 22 искусственных сооружения и 20 пешеходных переходов. В рамках реконструкции вылетных магистралей в прошлом году завершены работы по Можайскому шоссе и Рязанскому проспекту. Проведен конкурс на концессию по строительству Северного дублера Кутузовского проспекта. Начато строительство ЦКАД (1-й пусковой комплекс, который пройдет по территории «новой» Москвы).

– В наших планах на 2015 год – ввести не менее 88 км дорог, в том числе завершить работы по реконструкции Щелковского шоссе и шоссе Энтузиастов, – отметил заместитель Мэра. – На 90% завершен проект реконструкции МКАД.

Три года назад Сергей Собянин поставил задачу разработать детальный проект реорганизации и реконструкции МКАД.

Мы фактически на 90% закончили градостроительную документацию, параллельно с градостроительной документацией из 16 крупных развязок, которые сегодня есть на МКАД, 10 уже реконструировали либо построили новые. Три развязки мы закончим в этом году и одна перейдет на 2016 год.

Таким образом, мы системно за три года закончили эту работу, – сказал Марат Хуснуллин.

Жилье всегда важно

Стройкомплекс будет прорабатывать возможность расширения механизмов ипотечного кредитования, ускорять принятие решений по инвестиционным контрактам и проектам на ГЗК.

– Город готов через своего оператора участвовать совместно с инвесторами в реализации проектов комплексной жилой застройки, которые им одним окажутся не по силам, в некоторых случаях мы готовы выкупать площадки и недострой, – проинформировал собравшихся Марат Хуснуллин.

Для того чтобы застройщики могли сэкономить и вложить больше, а покупатели – платить за жилье меньше, теперь разрешат сдавать новостройки без чистовой отделки.

– Мы пошли на этот очень серьезный шаг и готовы разрешить приемку новостроек на сегодняшний день без чистовой отделки, – сказал Марат Хуснуллин. – Причем места общего пользования в новостройках Москвы будут делаться с чистовой отделкой, а внутреннюю отделку квартир можно не производить, если будут соблюдены все технологические нормы, связанные в основном с энергообеспечением. Изменится и подход к организации парковок вокруг домов. Теперь в каждом случае решение будет принимать Градостроительно-земельная комиссия Москвы. - Особо остановился Марат Хуснуллин на вопросах освоения промышленных зон. По его словам, сегодня изменился сам подход к переформатированию таких больших городских пространств, к числу которых относятся и промзоны.

– Здесь у нас огромный запас по развитию. Еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание, – это, например, территория ЗиЛа. Мы как раньше строили? Сначала жилье, потом – всю сопутствующую инфраструктуру. Сегодня мы уже четко знаем, что в этом году будет введена станция метро «Технопарк», благодаря инвестору, построен крупный ледовый дворец. И вот этот центр притяжения даст толчок к развитию целой территории, – полагает заместитель Мэра.

Таким же центром притяжения для развития территории Тушинского аэродрома, по его словам, стал стадион «Открытие Арена» и расположенная рядом станция метро «Спартак». Марат Хуснуллин рассказал, что в 2014 году на территории столичных промзон было введено 1,764 млн кв. м, что на 30% больше, чем в 2013 году.

Власти города продолжат свою политику по приведению всех видов жилой недвижимости в соответствие с требованиями ФЗ-214.

– Следующий шаг, который мы рассматриваем, мы уже на него пошли, это перевод части апартаментов в жилье. Несколько таких проектов уже приняли на ГЗК, – сказал Марат Хуснуллин. – Предложения по внесению соответствующих поправок в федеральное законодательство представили московские власти по согласованию с Минстроем. Разрешения на строительство апартаментов, как правило, выдавались по нескольким причинам.

Во-первых, на площадки, где невозможно технически строить жилье, а где-то инвесторы заявлялись на стройку доходных жилых площадей для сдачи в аренду. Подобные решения станут скорее исключением, чем практикой. Одним из основных вопросов в этой связи является проблема применения к этим объектам недвижимости ФЗ-214. Как бы то ни было, но появится определенная ясность: люди будут понимать, что они покупают не просто право аренды на каком-то объекте, а приобретают полноценное жилье.

Кризис не пройдет

Не мог обойти вниманием Марат Хуснуллин и антикризисные меры правительства. В частности, стало известно, что Адресно-инвестиционная программа меняться не будет.

– Мы подробно прописали все решения, а сам документ является открытым для обсуждения и доработки, – рассказал заместитель Мэра. – Инвесторы могут еще внести предложения.

Адресную инвестиционную программу мы оставили в полном объеме. Это 300 млрд руб., которые являются хорошей поддержкой. Изменения коснутся только сроков сдачи некоторых объектов, однако все, что намечено, будет построено.

Компании, которые работают с городскими контрактами, получат возможность открывать счета в казначействе. В этом случае банковские гарантии представлять не нужно. Мы уходим от банковских гарантий, берем на себя риски и будем выплачивать маленькие авансы подрядчикам по 5–10%.

Еще одним новшеством станет фактическая отмена налога на прибыль для застройщиков, которые вводят социальные объекты, такие как детские сады, школы, поликлиники. Соответствующие предложения внесены в федеральные органы власти. Следующим шагом станет отмена этого налога для тех застройщиков, которые вводят дороги общего пользования.

Важным моментом работы стройкомплекса стали усилия по импортозамещению оборудования и комплектующих, особенно при строительстве метро. В настоящий момент доля иностранной продукции, которую использует стройкомплекс, составляет 10 – 20%.

– Мы обращаемся к производителям открывать предприятия и линии на территории Москвы, – сказал Марат Хуснуллин.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
МосинжпроектКапиталИНАГера
КапстройситиДоркомэкспоАБЗ