НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

БКЛ – линия скорости


Городские власти обещают завершить все подземные работы уже в этом году.
Среди всех амбициозных проектов, которыми полнится сегодня столица, наверное, самый крупный и важный как для развития города, так и для каждого москвича – это строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Новая ветка должна оттянуть на себя транспортные потоки из центра и разгрузить существующую Кольцевую линию. В идеале, по планам московских властей, 90% москвичей могут воспользоваться станцией метрополитена в шаговой доступности.

Пятьдесят лет спустя

БКЛ станет четырнадцатой по счету линией Московского метрополитена. А начиналось все в 1969 году, когда был открыт первый участок будущей Большой кольцевой линии от станции «Каширская» до станции «Каховская».
По Генеральному плану 1971 года было предусмотрено строительство второй кольцевой линии Московского метрополитена, которая должна была включить Каховскую линию. Задел под этот проект хорошо виден на перегоне «Черкизовская» — «Бульвар Рокоссовского», где есть два тоннеля с проложенными в них рельсами.
Существующая станция должна была отойти к новой кольцевой линии. Также были созданы заделы под пересадку на будущую станцию Большого кольца на «Проспекте Вернадского», «Октябрьское Поле» и «Кузьминки».
Правда, тогда на этом все и закончилось. Развития стройка тогда не получила, и открытый участок поначалу вошел в состав Горьковско-Замоскворецкой линии, а впоследствии был преобразован в отдельную Каховскую линию.
Дело в том, что после включения в 1960 году в состав Москвы новых территорий в пределах МКАД, где началось активное жилищное строительство, возникла первостепенная необходимость обеспечить транспортные связи новостроек с центром города, в связи с чем основной задачей метростроевцев стало возведение радиальных линий.
К идее строительства БКЛ вернулись почти через 50 лет, когда 26 февраля 2018 был открыт первый участок заново спроектированного кольца от станции «Петровский парк» до станции «Деловой центр» протяженностью 10,5 км с 5 станциями. Сегодня в состав линии входят 6 станций, ее длина — 12,5 км. По словам самих метростроевцев, это был, пожалуй, самый сложный участок. Это и грунты, и множество коммуникаций, и плотная застройка, но, несмотря на все эти трудности, данный участок запущен и успешно работает.
На схемах метро БКЛ обозначается бирюзовым цветом и номерами: Большая кольцевая линия для основной трассы и Большая кольцевая линия — для планируемого к преобразованию в ответвление участка от «Хорошёвской» до «Делового центра». Открывшийся в 2020 году участок от станции «Нижегородская» до станции «Электрозаводская» обозначается на схемах розовым цветом и номером Некрасовской линии, так как временно эксплуатируется в ее составе.
«Большая кольцевая линия московского метро – крупнейший мировой проект в области метростроения. Когда мы ее достроим, она станет самой протяженной кольцевой линией: 69 км у нас против 57 км в Пекине», – написал Мэр Москвы Сергей Собянин на своей страничке в Twitter.

Ведутся активные работы

Строительство восточного участка Большой кольцевой линии столичного метрополитена завершено более чем на треть. В настоящее время на всех станциях участка развернуты активные работы.
Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.
– Общая строительная готовность восточного участка БКЛ составляет более 34%. На станции «Печатники» завершены разработка котлована платформенной части станции и устройство ограждающей конструкции основного котлована, ведется сооружение железобетонных конструкций, а также подготовительные работы по запуску 10-метрового тоннелепроходческого щита, который возведет перегон до станции «Нагатинский затон», – рассказал Андрей Бочкарев. – На станции «Нагатинский затон», в свою очередь, готовы ограждающие конструкции станционного комплекса, завершены разработка грунта, устройство распорной системы крепления котлована и монолитного железобетонного лотка станции.
На станции «Текстильщики» завершаются работы по устройству основных монолитных конструкций, начались архитектурно-отделочные работы. В ближайшее время планируется приступить к монтажу инженерных систем и оборудования.
По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» Юрия Кравцова, ограждающие конструкции котлована станции «Кленовый бульвар» готовы уже на 90%.
– Монолитные работы выполнены более чем на 60%, в ближайшее время планируется начать архитектурно-отделочные работы в технической зоне. На станции «Печатники» продолжаются работы по устройству основных монолитных конструкций, строители приступили к отделке, а в ближайшее время начнется монтаж инженерных систем и оборудования, – заключил Юрий Кравцов.
На восточном участке БКЛ расположатся четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон», «Печатники» и «Текстильщики». Общая протяженность участка составит более 11 км.
Проходка тоннелей восточного участка Большой кольцевой линии метро выполнена уже на 64%.
– Для возведения тоннелей восточного участка БКЛ применяются тоннелепроходческие щиты как традиционного диаметра 6 м, так и 10-метровые щиты-гиганты, которые возводят двухпутные тоннели, – сказал Андрей Бочкарев.
По словам руководителя Стройкомплекса, на заключительном этапе находится проходка правого перегонного тоннеля от промежуточной камеры за станцией «Нижегородская» до «Текстильщиков» с помощью щита «Светлана», который ранее уже построил соседний левый перегонный тоннель, а также продолжается проходка двухпутного участка от станции «Кленовый бульвар» до монтажно-щитовой камеры перед станцией «Каширская».
Ранее на восточном участке БКЛ была завершена проходка однопутных тоннелей от монтажной камеры вблизи станции «Текстильщики» до станции «Нижегородская», а в конце октября 2020 года – пройден двухпутный участок между станциями «Текстильщики» и «Печатники». Как уточнил Юрий Кравцов, проходка между станциями «Текстильщики» и «Печатники» велась с помощью 10-метрового щита «Виктория», и сейчас идут подготовительные работы к старту этого щита для проходки двухпутного тоннеля до «Нагатинского затона».
– В ходе монтажа ТПМК «Виктория» на станции «Текстильщики» впервые в истории московского метро головную часть щита весом 870 тонн опустили в монтажную камеру в собранном виде, – отметил Юрий Кравцов.
По планам метростроевцев, строительство восточного участка БКЛ с четырьмя станциями планируется завершить в следующем году.
– Сейчас завершается строительство двухпутного тоннеля от «Кленового бульвара» до переходной камеры перед «Каширской», а также правого перегонного тоннеля от промежуточной камеры за «Нижегородской» до «Текстильщиков», – уточнил заместитель Мэра Андрей Бочкарев.
Он добавил, что на всех станциях восточного участка БКЛ ведутся работы по устройству конструкций, разработке и креплению котлованов, а также выносу инженерных сетей.

На западном направлении большие перемены

На 78% завершены работы по возведению основных монолитных конструкций на станции «Кунцевская» западного участка Большой кольцевой линии. По словам заместителя Мэра, две станции западного участка БКЛ – «Карамышевская» и «Мнёвники» – находятся в высокой степени готовности. На финальной стадии – архитектурно-отделочные работы пассажирской зоны и блока технических помещений, ведется пусконаладка оборудования.
– Обе станции оснащены современным оборудованием, включая лифты для маломобильных граждан. Сейчас здесь проводятся индивидуальные и комплексные испытания оборудования. Также продолжается строительство оборотных тупиков рядом со станцией «Мнёвники», – подчеркнул глава Стройкомплекса.
Юрий Кравцов сообщил, что на другой станции западного участка Большого кольца – «Терехово» – также ведутся активные строительные работы.
Обширные подземные работы оказывают влияние на жизнь всего города. Для более эффективной работы метростроевцев на западном участке БКЛ вводятся ограничения для движения наземного транспорта и даже закрывали часть КалужскоРижской линии – участок между станциями «Беляево» и «Новые Черёмушки». В частности, движение ограничили в районах Коньково, Тёплый Стан и Ясенево. Для проезда городского транспорта были организованы обособленные выделенные полосы.
Кроме того, с трех до двух полос ограничили движение по улице Профсоюзная при движении в сторону области перед пересечением с улицей Гарибальди.
Также на одну полосу сократили движение на участке улицы Профсоюзная от остановки «Метро «Беляево» до улицы Миклухо-Маклая по направлению в сторону центра. За дорожной обстановкой в районе закрытых станций метро непрерывно следил Ситуационный центр ЦОДД, а на дороги вышли дежурить экипажи Дорожного патруля ЦОДД.
По словам Андрея Бочкарева, проходку всех тоннелей на БКЛ планируется завершить в ближайшие месяцы.
– Большое кольцо – главный проект метростроения. Проходка тоннелей на БКЛ ведется круглосуточно, в соответствии с графиком. Летом мы намерены завершить строительство всех тоннелей на этой линии, – сказал Андрей Бочкарев.
По словам главы Стройкомплекса, основные строительные работы на БКЛ планируется закончить в следующем году.

В условиях сложных грунтов

Строительство БКЛ потребовало и специальных технических решений. Как рассказал Андрей Бочкарев, строительство станции «Электрозаводская» БКЛ велось в условиях сложной гидрогеологии.
– Станцию возводили в центральной части города, где сосредоточено огромное количество инженерных коммуникаций. И подготовительный этап строительства был действительно трудоемким. В частности, потребовалась разработка специальных проектных решений, для того чтобы вынести инженерные сети из зоны строительства. Были вынесены сети связи, водопровода, дождевой канализации, канализационные трубопроводы, кроме того, демонтированы старые промышленные строения, попадающие в зону строительства станционного комплекса, – сообщил Андрей Бочкарев.
По словам заместителя Мэра, станционный комплекс «Электрозаводская» возводится в два этапа. На первом построена платформенная часть станции с вестибюлем и выходом к железнодорожным путям Казанского направления и к наземному переходу на Арбатско-Покровскую линию.
– Вторым этапом возводится подземная пересадка между станциями «Электрозаводская» БКЛ и Арбатско-Покровской линией метро. Строительство пересадки ведется горным способом с пошаговой цементацией грунта под железнодорожными путями и действующей станцией «Электрозаводская» синей линии метро, – пояснил Андрей Бочкарев.
Юрий Кравцов уточнил, что строительство станции глубиной 23 м велось открытым способом.
– На этапе котлована было разработано более 130 тыс. кубов грунта, а при возведении основных монолитных конструкций уложено 33 тыс. кубометров бетона. Станцию оснастили самыми современными системами противодымной защиты, вентиляции, водопровода, пожаротушения, связи, электроснабжения. В общей сложности было смонтировано почти 500 км кабельнопроводниковой продукции и около 16 тыс. единиц инженерного оборудования, – отметил Юрий Кравцов.
Станцию «Электрозаводская» БКЛ возвели в Басманном районе недалеко от Семеновской набережной. Яркой отличительной чертой станции является размещенное на путевой стене панно длиной 163 м работы художника Александра Рукавишникова «Битва героев», на котором отображен собирательный образ защитника Древней Руси. Панно выполнено на стекле в технике многоцветной печати. В сочетании с другими декоративными элементами станции – подсветкой и объемными конструкциями – это позволило создать целостную пространственную композицию.
– С десятой станцией Большой кольцевой линии, по сути дела, треть работы завершена. Но еще очень важно, что сделан огромный задел, практически больше 90% тоннелей БКЛ пройдены и две трети строительных работ выполнены. Так что задача следующего года – по 10 станций БКЛ запускать каждый год, чтобы в 2022 году в основном закончить этот мегапроект – огромный проект, который ждут миллионы москвичей, – сказал Сергей Собянин.

К хорошему быстро привыкнут

Новое кольцо метро сэкономит москвичам 30 минут на каждой поездке. В Москве каждый день огромное число пассажиров метрополитена едет в центр до Кольцевой линии и дважды делает там пересадку, чтобы доехать до нужной станции, расположенной на соседней радиальной ветке.
Решить эту проблему должна строящаяся Большая кольцевая линия метро, а также Каховская ветка, которая станет частью БКЛ. Только подумайте: вместо нынешних 43 минут, которые нужны, чтобы добраться от станции «Юго-Западная» до «Кунцевской», с помощью второго кольца можно будет добраться всего за 18–20 минут!
Сейчас путь от «Калужской» до «Севастопольской» занимает 39 минут, а будет всего 10. На поездку от «Рижской» до «Авиамоторной» вместо 33 минут потребуется 12. С открытием пересадочной станции «Ржевская» время в пути от «Сокольников» до «Электрозаводской» занимает 25 минут, а с открытием «Рубцовской» – всего 10!
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро: Рублево-Архангельскую линию – на станции «Улица Народного Ополчения»; Коммунарскую линию – на «Улице Новаторов»; перспективную линию в районы Восточное и Западное Бирюлево и Щербинку – на «Кленовом бульваре».
Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие линии метро; 4 пересадки на МЦК; 6 пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД); 11 пересадок на линии железной дороги.

Текст: Дмитрий Симонов


Назад в раздел
МосгазТеплоцентрстройЭнергокомплексКапитал
СтройИнвест-3РоссийскийАБЗЛокоБанк