НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Знаковый ремонт


Еще один старинный московский мост ждет реставрации

В столице продолжается программа реконструкции мостов. В рамках ее предполагается, что в 2020 году будут отремонтированы 32 мостовых сооружения общей площадью 65 тыс. кв. м. В прошлом году завершились работы на Большом Москворецком мосту, в этом – знаковым событием станет реконструкция Большого Каменного моста.

Итоги подведены

Департамент по конкурентной политике подвел итоги конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту Большого Каменного моста. Начальная (максимальная) цена контракта составила 2,64 млрд руб.

«По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка. Такая заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона № 44-ФЗ и документации об аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 71 Федерального закона № 44-ФЗ», – говорится в сообщении, размещенном в Единой информационной системе (ЕИС) госзакупок. В результате контракт был заключен с ООО «Пелискер» по начальной цене.

Как следует из технического задания, исполнителю государственного контракта предстоит заменить деформационные швы, ограждения проезжей части, мачты освещения с сохранением (реставрацией) чугунного декора, мостового полотна. Также контракт предполагает замену поврежденных крайних продольных и поперечных балок, крайних рядов стоек надарочных конструкций, щековых стен береговых пролетов, поврежденных коррозией элементов металлоконструкций крайних арок, поперечных и продольных балок речного пролета, опорных частей под продольными балками руслового пролета и других элементов конструкции.

Одновременно с этим будет произведен ремонт участков плиты проезжей части в зоне установки мачт освещения на береговых пролетах, восстановлен защитный слой бетона арочных сводов и надарочных конструкций береговых пролетов, элементы пролетных строений и опор эстакад, поверхностей аркад и подпорных стен, а также переустройство помещений ГУП «Моссвет», ПАО «МОЭСК».

После ремонта мост будет доступен для маломобильных групп граждан, поскольку предусматривается устройство тактильных покрытий контрастного цвета по ходу движения пешеходов и установка пониженного бортового камня в местах наземных пешеходных переходов.

Будет произведено переустройство существующих тепловых сетей, системы автоматической пожарной сигнализации (АПС), а также системы контроля и управления доступом (СКУД).

«Предусматривается система охранной сигнализации, предназначенная для блокировки дверных проемов на открывание и на перемещение в помещениях щитовых. В подготовительном периоде выполняются работы по ограждению строительных площадок, установке временных административно-бытовых зданий подрядных организаций, средств организации дорожного движения и устройству площадок складирования материалов и конструкций. Мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения», – отмечается в техническом задании.

Согласно условиям тендера, работы должны быть выполнены в течение 669 календарных дней с момента заключения контракта.

«Строительно-монтажные работы по капитальному ремонту Большого Каменного моста должны быть выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией, действующим законодательством, техническими регламентами, нормами и правилами, с использованием материалов, обеспеченных сертификатами, техническими паспортами, обеспечивающими качество, в сроки, установленные контрактом», – подчеркивается в документации.

Гарантийный срок на выполненные работы составляет не менее 24 месяцев с момента подписания акта приемки объекта. После окончания работ исполнитель государственного контракта должен представить документ, подтверждающий соответствие построенного объекта техническим условиям, установленным регламентами сетевых и эксплуатационных организаций.

Историческая справка

О первых переправах на месте будущего Большого Каменного моста известно еще с XII—XIII веков. Это были брод и наплавные переправы, по которым осуществлялся перевоз. Здесь проходила старинная Волоцкая торговая дорога из Великого Новгорода на Оку, в Рязань и другие приокские города через Волок Ламский. По обе стороны от Москвы-реки располагались лавки, кузницы и мелкие дворы ремесленников. Однако застройка на этой территории не была плотной, потому что правый берег реки часто затапливался и заболачивался.

Напротив моста в конце XVI века были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города, названные так по стоявшей неподалеку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву. строительство

В 1643 году по указу царя Михаила Федоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство было прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в 1682–1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера. Этим проектом занялся «мостового каменного дела мастер» монах Филарет.

После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Кроме того, мост имел и другие имена, такие как Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой башни Кремля). Со временем за мостом утвердилось современное название.

Исторический мост имел длину 170 м, а ширину – 22 м, в нем было 8 арок. Средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролеты до 15 м. Перед мостом на замоскворецкой стороне была устроена предмостная башня – Шестивратная, имевшая, как показывает название, шесть воротных проемов, а также несколько пирамидальных ярусов, соотнесенных с ярусами Боровицкой башни Кремля, и два венчающих шатра, увенчанных двуглавыми орлами. Кроме того, на мосту были сооружены лавки и прочие строения.

Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо).

В весеннее наводнение 1783 года мост сильно пострадал. В августе 1786 года мост вновь пострадал от наводнения.

Ввиду этого были проведены ремонтные работы. В ходе реконструкции, продолжавшейся до 1792 года и обошедшейся в 213 тыс. рублей, мост был укреплен, все лавки снесены, Шестивратная башня разобрана, а по бокам были устроены перила.

В середине 1850-х годов обветшавший мост было решено снести, что и было сделано с большим трудом ввиду прочности кладки. В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н.Н. Воскобойниковым по проекту полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трехпролетный мост.

В 1938 году несколько ниже по течению реки был построен современный мост (инженер Н.Я. Калмыков, архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус).

Однако поскольку узкая улица Ленивка затрудняла подъезд к нему, построенный мост был перенесен выше и поставлен возле Боровицкой башни, где и пребывает сейчас.

Большой Каменный мост является излюбленным местом прогулок москвичей и гостей столицы. С него открывается вид на Кремль, храм Христа Спасителя, Дом на набережной и другие достопримечательности города.

Текст: Дмитрий Симонов; Фото: Олег Паршин



Назад в раздел
МОЭКЭнергокомплексГеопроектизысканияГлавУПДК
АбсолютСтройИнвест-3Капстройсити