НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва прирастает метро и дорогами. Переходя на пятилетний строительный бюджет


Как сообщил руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев, столица переходит от трехлетнего на пятилетнее бюджетное планирование строительства. Завершаются крупные дорожные долгострои – прокладка Алабяно-Балтийского тоннеля и реконструкция Щелковского шоссе. Реанимирован проект Четвертого транспортного кольца, активно ведется строительство новых линий метрополитена.

Мыслить пятилетками

Прежде программа городских инвестиций принималась на один год, и заказчик был вынужден каждый год корректировать свои планы, с 2011 года город перешел на трехлетнее бюджетное планирование, а сейчас строители вернулись к советской традиции пятилетних планов. Это упорядочит управление бюджетными расходами, да и для компаний это удобно, поскольку полный цикл крупного строительного проекта занимает примерно 4–5 лет.

Согласно планам на 2014 год и перспективу на 2015–2017 годы, в Москве за счет средств городского бюджета построят 934 объекта, из них 186 жилых домов для реализации городских программ и 50 объектов спорта. В среднем за эти четыре года в строительство объектов по городскому заказу будет инвестировано около 1,5 трлн руб., причем 70% этих средств запланировано на строительство объектов дорожно-транспортной инфраструктуры: дорог, мостов, развязок и новых линий метро.

– Это почти 1 трлн руб., из которых более 600 млрд руб. планируется направить на строительство метро и более 300 млрд руб. – на строительство дорожно-транспортных объектов, – уточнил Андрей Бочкарев.

Около 20% от общего объема выделенных средств пойдет на строительство объектов социального назначения, в частности жилья, объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, 90 млрд руб. будет выделено на развитие инженерной инфраструктуры столицы.

В городе будут построены 76 км линий подземки, 40 станций и семь депо метрополитена, а также 388 км дорог (70% из них – это реконструкция существующих трасс), 70 пешеходных переходов и 96 мостов, эстакад и путепроводов. К 2016 году столичные метростроевцы должны выйти на темп строительства, при котором будет вводиться по 30 км новых линий метро в год. К 1 января 2018 года на стадии начатого, но не завершенного строительства будут находиться еще 42 км линий и 16 станций метрополитена, 65 км дорог.

Лепестки клевера облетят за ненадобностью

В текущем году на дорожное строительство из городской казны выделено более 95,8 млрд руб. На эти средства построено и реконструировано 76,6 км дорог и 20 пешеходных переходов, в плане на 2015 год – 83 км дорог и еще 20 пешеходных переходов.

В столице в настоящий момент активно ведется реконструкция развязок МКАД с вылетными магистралями. На протяжении 2014–2016 годов за счет средств города предстоит реконструировать 12 подобных сооружений. Суть проводимой реконструкции заключается в замене старых развязок в форме четырехлистного клевера направленными съездами. Развязки в форме клеверного листа неплохо справляются с небольшим количеством автомобилей, но если транспортный поток увеличивается, движение на них застопоривается. Поэтому все «клеверные листы» в период с 2013 по 2015 год должны быть модернизированы. После того как на клеверной развязке построены направленные съезды – тоннели или эстакады, ее пропускная способность увеличивается на 25–30%.

В настоящий момент уже завершены работы на пересечении с Волгоградским проспектом, до конца года будут завершены работы на развязке в месте пересечения МКАД с Мичуринским проспектом. Кроме этого, ведется строительство развязок на пересечении МКАД с Дмитровским, Можайским и Каширским шоссе, с Рязанским и Ленинским проспектами. Кроме того, готовятся проекты реконструкции развязок на пересечении МКАД с Профсоюзной улицей, с Волоколамским шоссе, улицей Генерала Дорохова. Также планируется перестроить участок МКАД от Каширского до Варшавского шоссе, включая транспортную развязку на пересечении с Липецкой улицей.

За счет инвесторов планируется ввести в эксплуатацию транспортную развязку на 20-м километре МКАД, автодорогу в районе торгового центра «Крокус Сити Холл», транспортную развязку напротив торгового центра «Вегас», реконструировать участок МКАД от улицы Верхние Поля до Бесединского моста через Москву-реку, включая транспортную развязку на пересечении кольцевой магистрали с улицей Верхние Поля.

До конца года должна завершиться реконструкция трех «клеверных» развязок на МКАД.

– Все съезды, за исключением одного, построим до конца года. Один элемент будет закончен в мае 2015 года – речь идет о выезде с внутренней стороны МКАД на Можайское шоссе в сторону Московской области. Это связано с освобождением территорий в Московской области, – заверил Андрей Бочкарев.

Реконструкция «клеверной» развязки на пересечении МКАД с Волгоградским проспектом уже завершена– движение по новым эстакадам запущено в полном объеме. Недавно открылась новая эстакада на пересечении МКАД и Мичуринского проспекта, все работы на этом объекте завершатся в течение двух месяцев. Летом 2015 года закончится реконструкция развязки на пересечении МКАД с Дмитровским шоссе.

В 2015 году начнется реконструкция развязки МКАД и Профсоюзной улицы. На юго-западе столицы на территории «новой» Москвы за пределами МКАД также стартует реконструкция Калужского шоссе – оно должно из областной магистрали превратиться в основной элемент транспортного каркаса «новой» Москвы. Для этого на Калужском шоссе запланировано создание дополнительных полос движения и развязок, а также прокладка трассы-дублера. На данном этапе Калужское шоссе предполагается реконструировать на расстоянии 20 км от МКАД, причем проезжая часть будет расширена с нынешних двух до трех-четырех полос в одном направлении. Объем городских инвестиций в этот проект составит 18 млрд руб.

Завершается процесс реконструкции последних вылетных магистралей. До конца этого года должны завершиться основные работы, связанные с реконструкцией Рязанского проспекта: будут введены в строй дополнительные полосы и проезды-дублеры. А к середине следующего года будет сдана развязка на пересечении с Нижегородской улицей. Задержка со сдачей объекта связана со сложностью проведения работ в месте пересечения городских автомагистралей с Малым кольцом Московской железной дороги (МКЖД). Здесь строится большая разворотная эстакада, при этом одновременно ведутся работы сразу несколькими организациями: по линии Департамента строительства – прокладка новой линии метро и дорожное строительство, а по линии РЖД – электрификация и прокладка дополнительного пути и платформы «Новорязанская» МКЖД.

Работы на Щелковском шоссе в соответствии с первоначальными планами должны были закончиться еще в феврале этого года, однако подрядчики, занятые на строительстве олимпийских объектов, сорвали сроки. Имелись и сложности, связанные с освобождением площадки для строительства эстакады около автовокзала. Работы по реконструкции Щелковского шоссе включают в себя модернизацию 13,5 км магистрали Русаковская улица – Большая Черкизовская улица – Щелковское шоссе от станции метро «Красносельская» до МКАД. Трасса будет расширена до трех-четырех полос в каждом направлении, а на пересечении Щелковского шоссе с 9-й Парковой улицей должна быть построена разворотная эстакада и проложено 10 км боковых проездов. Для общественного транспорта на Щелковском шоссе будет создана выделенная полоса и обустроено 33 заездных кармана на остановках автобусов, троллейбусов и маршрутных такси.

В конце 2014 – начале 2015 года должно быть запущено и движение автотранспорта в обоих направлениях по еще одному дорожному долгострою – Алабяно-Балтийскому тоннелю. Его строительство началось в 2007 году, первоначально планировалось завершить работы в конце 2009 года, затем – в конце 2010 года. После этого сроки неоднократно переносились. В 2011 году проект был пересмотрен, и тоннель получил новое стратегическое значение в рамках развития транспортной инфраструктуры города, так как стал элементом Северо-Западной хорды. А летом этого года на объекте сменился генеральный подрядчик.

Алабяно-Балтийский тоннель – это часть многоуровневой развязки в районе метро «Сокол», он проходит на глубине 30 м под двумя транспортными тоннелями (Волоколамским и Ленинградским) и Замоскворецкой веткой метро. В настоящий момент ведутся работы по подготовке запуска полномасштабного движения. Техническая часть сооружения уже полностью готова, ведутся противоаварийные работы, оформление документации, проводится тестирование сооружения.

Летом 2015 года должны завершиться и работы по расширению Ростокинской улицы. Следующим этапом совершенствования транспортной инфраструктуры в Алексеевском районе должно стать строительство развязки на пересечении Ростокинской улицы и проспекта Мира. В настоящий момент Москомархитектуры прорабатывает параметры этого сооружения. По словам Андрея Бочкарева, в 2015 году будет рассмотрен вопрос о включении строительства развязки на этом месте в Адресную инвестиционную программу.

Проект ЧТК частично реанимируют

Определилась судьба и еще одного давнего и дорогостоящего проекта в сфере дорожного строительства – Четвертого транспортного кольца (ЧТК). На сегодняшний день из всего грандиозного проекта реализован лишь небольшой отрезок между Кирпичной улицей и шоссе Энтузиастов. Предполагалось, что он станет фрагментом Северо-Восточной хорды, однако столичные власти намерены реанимировать ЧТК как самостоятельный проект.

– В октябре Мэром Москвы Сергеем Собяниным было принято решение, что существующий участок будет продлен в 2015 году до Измайловского шоссе, – сообщил Андрей Бочкарев. – А потом в 2015–2016 годах начнется прокладка магистрали на юг от пересечения с шоссе Энтузиастов в сторону Лужников. Для строительства существующего участка Четвертого транспортного кольца протяженностью всего 2 км городу пришлось потратиться на освобождение территорий 39 промышленных предприятий, что легло колоссальной нагрузкой на бюджет.

Новая эстакада появится в 2015 году и на Волоколамском шоссе у пересечения с проездом Стратонавтов. Реконструкция этого шоссе на участке от МКАД до канала имени Москвы началась в этом году.

– Участок у метро «Тушинская» был специально выделен в отдельный пусковой комплекс, он будет реконструироваться вне зависимости от проведения работ на остальной части Волоколамского шоссе, – пояснил Андрей Бочкарев. – Такое решение принято в связи с подготовкой к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года, чтобы обеспечить транспортную доступность стадиона «Спартак».

В этом месте на протяжении 1,2 км Волоколамское шоссе расширят до пяти полос в каждом направлении. Возле станции метро «Тушинская» будет построена шестиполосная эстакада длиной 524 м по три полосы движения в каждом направлении, ведущая на территорию бывшего Тушинского аэродрома к стадиону. А вдоль эстакады проложены местные проезды по три полосы в каждом направлении.

Новый мост через Москву-реку может появиться в районе территории бывшего завода «ЗиЛ». Андрей Бочкарев отметил, что сейчас мосты не являются приоритетными сооружениями для столичного стройкомплекса, однако строительство сооружения в этом месте требуется из-за масштабного строительства, начатого на территории бывшего автозавода. Мосты в городе строятся не только над рекой: в настоящее время также ведется сооружение нескольких путепроводов над Малым кольцом Московской железной дороги. В Адресной инвестиционной программе на 2014 год значится возведение 17 мостовых сооружений, на 2015 год – 23.

Как отметил Андрей Бочкарев, ход строительства подавляющего большинства объектов в Москве слабо зависит от закупок за рубежом и не будет нарушен из-за сокращения объемов импорта из экономически развитых стран. По мнению руководителя Департамента строительства, российские предприятия вполне освоили современные западные технологии. Сейчас строительство в Москве ведется большей частью с использованием российских материалов и оборудования. Импорт влияет лишь на стоимость оснащения объектов здравоохранения, для которых нужно закупать зарубежную медтехнику, и культуры, в частности театров, которым нужно иностранное звуковое и сценическое оборудование.

По словам Андрея Бочкарева, объем средств на закупку импортного оборудования для построенных объектов в 2015 году составит около 1 млрд руб., в то время как на строительство и проектирование в будущем году выделяется 390 млрд руб.

Станции метро будут элегантными, но без излишеств

Прокладка новых линий метро относится к числу безусловных приоритетов. В декабре должна открыться станция «Тропарево» на Сокольнической линии метро – она станет первой станцией, системами которой можно будет управлять в удаленном режиме из единого центра управления движения на проспекте Мира. «Тропарево» станет одной из самых красивых современных станций подземки, архитектурный образ платформы станции будет уникальным. Согласно проекту, изюминкой станции станут металлические деревья, выполненные в стиле хай-тек, которые расположат по всей длине платформы. Основными источниками света на станции станут «листья» деревьев – энергосберегающие светильники. Идея оформления станции связана с одноименной лесопарковой зоной отдыха, располагающаяся в непосредственной близости к станции. «Тропарево» – односводчатая станция мелкого заложения, расположена на глубине 12 м от поверхности, длина платформы – 349 м. Станция оснащена системой лифтов, обеспечивающих доступ на станцию для маломобильных групп населения.

При выборе архитектурных особенностей строящихся станций метро в настоящий момент решающим фактором является экономия бюджетных средств, говорит Андрей Бочкарев. Зачастую предложения, поступающие от архитекторов, великолепны, но стоимость строительства может превышать возможности города. Именно поэтому в нынешнее время Москва не проводит международные конкурсы на создание концепций станций, предпочитая стандартные типовые проекты.

– Мы должны построить 78 станций, у нас достаточно жесткие ограничения по финансированию, надо экономить денежные средства городского бюджета, – подчеркнул Андрей Бочкарев, добавив, что стоимость строительства объектов метрополитена сократилась по сравнению с периодом 2009–2010 годов примерно на 25–30%.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосводоканалМосинжпроектКапиталЭнергокомплекс
ЛокоБанкФондАктивКапитал