НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Адреса развития. Что предполагает АИП


Снос пятиэтажек первого этапа индустриального домостроения должен завершиться в 2015 году – всего на год позже, чем планировалось до кризиса 2008 года. Город намерен полностью решить проблему долгостроев и впредь не строить ни один объект по городскому заказу долее трех лет. Эти и ряд других масштабных задач были вынесены на заседание Правительства Москвы в ходе обсуждения Адресной инвестиционной программы на период 2013-2015 годов.


Финансирование увеличено

Общий объем финансирования строительства объектов АИП на трехлетний период составит 1,4 трлн руб. При этом в 2013 году на строительство из городского бюджета будет выделено 500 млрд руб.

По итогам обсуждения было принято решение увеличить объем инвестиций, выделяемых в текущем году, на 39 млрд руб.

Это позволит увеличить объемы ввода жилья почти на 18 тыс. кв. м. Дополнительно будет построено 9 детских садов на 1800 мест и 11 школ почти на 7 тыс. мест.

Благодаря увеличению финансирования программы будет реконструировано Можайское шоссе на протяжении от МКАД до Садового кольца и завершено строительство Северо-Западной хорды. На это будет потрачено около 35 млрд руб.

В соответствии с изменениями, внесенными в проект, хорда получит выход на строящуюся платную скоростную магистраль Москва – Санкт-Петербург. «Московский участок трассы, берущий свое начало в районе Фестивальной улицы, будет продлен и получит выход на Северо-Западную хорду. Выполнение проектных работ и начало строительства запланировано на 2014–2015 годы», – уточнил заместитель Мэра по вопросам строительства и градостроительной политики, глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин.


В приоритете – транспортная инфраструктура

Как и в предыдущем году, 70% средств АИП (961,8 млрд руб.) будет направлено на финансирование объектов транспортной инфраструктуры: прокладку новых линий метро и дорожное строительство.

Только на развитие улично-дорожной сети на протяжении трех ближайших лет планируется потратить 500 млрд руб.

На эти деньги предстоит реконструировать 340 км дорог и построить 67 дорожно-транспортных сооружений: транспортных развязок и тоннелей, эстакад, а также 170 внеуличных пешеходных переходов.

Стоимость строительства подъездных дорог к инновационному центру «Сколково» обойдется примерно в 29 млрд руб.

При этом из федерального бюджета Москве были компенсированы затраты на дорожную инфраструктуру для «Сколково» в объеме 4,5 млрд руб. Город уже утвердил план первоочередных мер по развитию транспортной инфраструктуры «Сколково», которые позволят улучшить доступ к инновационному центру, до начала 2014 года. В частности, Минское шоссе на участке от МКАД до поселка Трехгорка будет расширено. Кроме того, предполагается построить выезд из «Сколково» на Минское шоссе. А на Белорусском и Киевском направлениях Московской железной дороги появятся новые платформы пригородной электрички «Солнечная» и «Сколково».

На протяжении 2013–2015 годов должна завершиться реконструкция 12 вылетных магистралей, реконструированы развязки на МКАД. При этом Правительство Москвы прилагает серьезные усилия к тому, чтобы, доехав до границы города, автомобилисты не натыкались на «бутылочное горлышко» на территории Подмосковья. Для этого сроки реконструкции вылетных магистралей синхронизируются с выполнением работ по расширению федеральных трасс, на которые они выходят. Так, одновременно с реконструкцией Варшавского шоссе в пределах МКАД проводятся ремонтные работы и за ее пределами – с 29-го по 49-й км. Одновременно с реконструкцией Каширского шоссе в Москве идет реконструкция федеральной трассы А-109, на которую оно выходит, с оборудованием удобных подъездов к аэропорту Домодедово и строительством развязки на 43-м км.

Впервые в Адресную инвестиционную программу интегрированы мероприятия по развитию территорий «новой» Москвы. На территории Троицкого и Новомосковского административных округов будет построено 11 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры общей протяженностью 70 км, проведена реконструкция Калужского шоссе и пяти дорог, формирующих поперечные связи между Киевским и Калужским шоссе.

Правительство Москвы окажет содействие ОАО «Российские железные дороги» в реконструкции железнодорожных путей на пяти наиболее загруженных направлениях. Соглашение о сотрудничестве в области развития железнодорожной инфраструктуры в Московском железнодорожном узле Правительство Москвы и ОАО «РЖД» заключили в декабре 2012 года. Как пояснил Мэр Москвы, за счет интеграции пригородных электричек в систему общественного транспорта предполагается довести объем пассажирских перевозок по железной дороге в границах города до 1 млрд человек в год.

При этом целиком из городского бюджета будет профинансировано строительство в зоне железной дороги путепроводов, надземных пешеходных переходов, транспортно-пересадочных узлов и подъездных дорог к железнодорожным платформам.

Работы запланированы на 81 железнодорожном переезде и 10 путепроводах.-В Адресной инвестиционной программе на 2013–2015 годы заложено в общей сложности более 100 мероприятий, связанных с развитием и модернизацией железнодорожной инфраструктуры.

Как отметил руководитель Департамента строительства города Андрей Бочкарев, еще одним большим разделом АИП является строительство метрополитена, который не только снизит нагрузку на дорожную сеть, но и улучшит комфортность проживания в городе. «Мы будем применять самые современные тоннельно-проходческие щиты, которые позволяют в разы ускорить проходку, – сказал Андрей Бочкарев. – На протяжении ближайших трех лет предстоит построить 60 км путей метрополитена и ввести в строй 33 новые станции. Это сделает доступным метро дополнительно для 1,5 млн горожан. Для этого привлечем все самые лучшие компании, которые есть у нас в стране».


Как избавиться от «хрущевок»

Как сообщил Марат Хуснуллин, городские власти определились со сроками завершения программы сноса ветхого и пятиэтажного жилого фонда. Реализация этой программы затормозилась из-за кризиса 2008 года, а также из-за того, что изменения, внесенные в федеральное законодательство, не позволяли реализовать первоначальные планы комплексной реконструкции кварталов за счет средств инвесторов. Однако, несмотря на столь серьезные препятствия, срок сноса последних зданий первого этапа индустриального домостроения отодвинулся ненадолго – всего на год. Полностью избавиться от пятиэтажек сносимых серий городские власти рассчитывают к концу 2015 года вместо первоначально намеченного 2014-го. Для переселенцев из снесенных домов к этому сроку предстоит построить 1,4 млн кв. м новых квартир.

В большинстве своем это будет жилье, возведенное по городскому заказу. Город был вынужден пересмотреть свои взаимоотношения с большинством занимавшихся расселением сносимых «хрущевок» инвесторов, которые не смогли справиться с задачей строительства стартовых домов, необходимых для запуска «волны» переселения. Для того чтобы это жилье появилось, городу пришлось расторгнуть большую часть из 23 инвестиционных контрактов, по которым обязательства по переселению москвичей не выполнялись (12 были расторгнуты, еще 5 находятся на рассмотрении в судах). Дома по этим контрактам город решил построить сам. За инвесторами осталось всего 5 контрактов на расселение 128 домов.

Еще один фактор, который тормозит реализацию программы, – нежелание некоторых жителей переезжать. Начинаются судебные процессы, которые затягиваются как минимум на полгода. И в течение этого срока дом не сносится.

На сегодняшний день программа по сносу ветхого и аварийного пятиэтажного жилого фонда в Москве выполнена на 79,8%: из 1722 домов первого периода индустриального домостроения в городе осталось ликвидировать 351 здание. Всего в городе за последние годы было снесено 1371 пятиэтажное здание площадью 5057,6 тыс. кв. м. В 2010 году в столице было снесено 48 домов, в 2011 году – 31, а в 2012 году – 35. В 2013 году планируется демонтировать 50 пятиэтажных домов.

В Западном округе остается 96 зданий первого этапа индустриального домостроения, от которых надо избавиться, в Северо-Восточном – 89, в Северном – 46, в Восточном – 19, в Юго-Восточном – 7, в Юго-Западном – 53, в Северо-Западном – 41.

В ЦАО, Южном и Зеленоградском административных округах программа сноса пятиэтажек благополучно завершена.

Чтобы ускорить процесс переселения, городские власти пошли на существенное упрощение проектов домов, предназначенных для жителей пятиэтажек. Новые дома будут строиться без подземных гаражей: практика показала, что машиноместа в таких гаражах, которые стоят по 1,5 млн руб., не по карману обитателям социального жилья и потому в большинстве остаются пустующими. Отказ от подземных гаражей позволит ускорить и удешевить процесс строительства, так как за те же деньги можно будет построить большее число квартир, отметил Марат Хуснуллин.


На условиях государственночастного партнерства

Глава столичного стройкомплекса подчеркнул, что в сфере жилищного строительства город будет жестко следить за тем, чтобы в новых кварталах массовой застройки не только строилось жилье, но и создавались новые рабочие места. При этом на новых территориях все объекты социальной инфраструктуры в кварталах, возводимых инвесторами, будут строиться за их счет.

Город вообще прилагает серьезные усилия, для того чтобы привлечь инвесторов к возведению социально значимых объектов, ввод в строй которых позволит снизить нагрузку на бюджет. В этом году в АИП заложены расходы на финансирование разработки градостроительной документации и подготовки земельных участков для строительства дорожно-транспортных объектов, возводимых на условиях государственно-частного партнерства (прежде эти расходы целиком ложились на плечи инвесторов).

В ближайшее время на этих условиях должна начаться реализация девяти проектов. В их числе – прокладка Южного дублера Кутузовского проспекта, строительство дополнительных въездов и выездов для транспортного обслуживания административно-делового центра «Славянский мир», возводимого на месте одноименного рынка, и выставочного центра «Крокус-Экспо», транспортная развязка на Боровском шоссе и так называемая Бесединская развязка.

Еще одним типом объектов, возводимых с привлечением средств как инвесторов, так и города, станут капитальные транспортно-пересадочные узлы. Сами здания ТПУ город рассчитывает возводить за счет инвесторов, а подводящая улично-дорожная сеть и инженерная инфраструктура относятся к зоне ответственности города. «Это относительно небольшие по стоимости объекты, но их очень много – десятки и даже сотни», – пояснил Марат Хуснуллин.


«Нет!» – долгостроям

Один из базисных принципов новой Адресной инвестиционной программы заключается в том, что городские власти не намерены допускать появление новых долгостроев. «Наша цель – чтобы ни один объект, включенный в АИП, не строился дольше трех лет», – заявил Марат Хуснуллин. Исключение будет делаться только для особо сложных объектов транспортной инфраструктуры. По словам Марата Хуснуллина, лишь на строительство таких крупных объектов, как новые рокадные магистрали, а также ряд новых линий метро, будет отводиться 5–6 лет.

При этом руководство столичного стройкомплекса пытается ликвидировать и долгострои, возникшие по вине инвесторов, урегулировав связанные с этим конфликтные ситуации. Для этого городу приходится применять к каждому инвестору индивидуальный подход и зачастую действовать по-разному в сходных ситуациях. Яркий пример этого – история двух подземных строек на привокзальных площадях. В отношении затянувшейся стройки на площади у Павелецкого вокзала принято решение о расторжении инвестконтракта с застройщиками. «Мы больше не можем ждать, пока инвесторы выясняют друг с другом отношения в судах», – пояснил Марат Хуснуллин. Решение о расторжении контракта уже утверждено на рабочей группе, определен также механизм изъятия этого участка и компенсации инвестору понесенных затрат.

А вот в отношении стройки на площади Тверской заставы городу пришлось пойти на пересмотр сроков строительства. Здесь также в 2006 году начали строить торговый комплекс, который в 2011 году было решено перепрофилировать в многоуровневый подземный паркинг. В четырехуровневом подземном комплексе под коммерческие площади решено было выделить лишь два уровня, а на оставшемся пространстве оборудовать автостоянку на 1230 машино-мест. Окончить строительство планировалось в 2014 году.

Однако препятствием для реализации планов стало мнение обитателей окрестных домов, которые высказались против проекта эстакады через железную дорогу от Бутырского Вала до Ленинградского проспекта. Эта эстакада слишком близко подходит к жилым зданиям, и проект потребовалось снова перерабатывать. «Работа над новым проектом займет еще полгода, и два-три года потребуется на завершение всей стройки», – сообщил Марат Хуснуллин.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосинжпроектТеплоцентрстройМОЭСКМоскапстрой
СтройИнвест-3АктивКапитал