НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Равнение на Рио-де-Жанейро. Московские набережные готовятся к реконструкции


Москва определилась с финалистами конкурса на реконструкцию столичных набережных. В финал конкурса вышло шесть команд архитекторов: два российских консорциума, а также участники из Испании, Голландии, Китая и США.

Свое видение того, как будут обустроены столичные набережные, в финале конкурса смогут представить нидерландская Maxwan Architects+Urbanists, китайская Turenscape, испанская Burgos&Garrido Arquitectos, американская SWA Group, а также российские компании «Меганом» и архитектурное бюро «Остоженка».

Испанская команда Burgos&Garrido Arquitectos уже имеет опыт реализации подобного проекта в Мадриде, который является одним из самых лучших в мире примеров по облагораживанию набережных в условиях городской среды. Компания Maxwan Architects+Urbanists из Нидерландов – одна из самых опытных в мире по облагораживанию набережных в условиях городской среды.

Коллектив Turenscape из Китая известен своим трепетным отношением к экологической составляющей своих проектов и к ландшафтному дизайну. Команда SWA Group из США была включена в список финалистов благодаря проектам развития территорий набережных по всему миру: она разрабатывала такие проекты, как благоустройство реки Аннинг, а также генеральный план пейзажа Дачёнг, реки Фуян и пешеходного променада в Китае. Американские специалисты также участвовали в конкурсе на проект Олимпийского парка в Рио-де-Жанейро.

Компания «Меганом» успела реализовать несколько проектов в столице, архитектурное бюро «Остоженка» имеет большой опыт работы в Москве, в частности, оно разработало конкурсный проект на развитие московской агломерации.

По словам заместителя директора НИиПИ Генплана Москвы Марины Лепешкиной, все команды должны представить концепцию развития берегов Москвы-реки до 2035 года.

– Финалисты приедут в Москву на ознакомительный семинар 1 октября, после чего приступят к разработке конкурсных проектов. В первую очередь реконструироваться будут набережные в центральной части города, площадки в Строгино и в районе Москва-Сити, а также территория бывшего завода «ЗиЛ», – рассказала Марина Лепешкина. – Работы конкурсантов должны быть представлены в начале декабря, а 16 декабря будет объявлен победитель.

По замыслу НИиПИ Генплана Москвы (он выступил организатором конкурса), река должна полностью изменить свою роль в городе. Сейчас она существует как бы автономно, практически не имея точек соприкосновения с городом, в будущем же ей предстоит стать связующим звеном для разнородных пространств, расположенных на ее берегах, а также улучшить качество городской среды вдоль реки.

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, последние 60 лет власти города не занимались целенаправленным развитием набережных. В результате вокруг реки образовались территории, которые выглядят заброшенными. По данным Москомархитектуры, в настоящее время в общественное использование вовлечено лишь 25% из 220 км набережных Москвы-реки, а площадь потенциальной зоны развития, прилегающей к воде в городе, достигает 3,5 тыс. га.

– При том что город занимает гигантскую территорию, он обладает достаточным количеством мест, которые, к сожалению, выглядят заброшенными и не используются должным образом, – считает Сергей Кузнецов.

В рамках развития набережных будет создана пешеходная зона шириной около 50 м. Автомобильные дороги при этом сузят до двух полос, а скоростной режим будет ограничен – важно найти баланс между автомобилистами и пешеходами, считает Сергей Кузнецов.

– Выглядит это так: автомобильная дорога останется наверху – дальше от реки, а общественная зона спускается ближе к кромке воды,– пояснила Марина Лепешкина.

Положительных примеров такого баланса в мире много. Москва в данном случае будет ориентироваться на опыт Гамбурга, Рио-де-Жанейро, Майами и Ниццы.

– Понятно, что у нас другой климат, но формат набережных с архитектурным ансамблем с фронтом вдоль воды и активными первыми этажами, с медленным движением машин и с широкой частью рекреационной зоны до воды, которая будет представлять собой парки, – это то, что нужно Москве, – считает Сергей Кузнецов.

Всего в конкурсе приняло участие 216 компаний со всего мира.

– Полновесных заявок из общего количества было треть. Учитывая специфику проекта, а также наличие опыта работы с прибрежными территориями, такие специалисты – штучный товар. Важным критерием было и наличие российских партнеров, – рассказал Сергей Кузнецов. – Надо сказать, что некоторые из финалистов уже участвовали в столичных архитектурных конкурсах, в частности, китайская и испанская команды принимали участие в конкурсе на разработку концепции парка «Зарядье».

Сергей Кузнецов также считает, что дебаркадеры, расположенные на Москве-реке, должны быть ликвидированы.

– Если бы дебаркадеры были уместны, то при разработке Генплана Москвы еще в 1930-х годах они были бы в него заложены. Однако ни одному архитектору это в голову не пришло. В Москве с ее парадными, представительными фасадами вдоль реки такой формат недвижимости неуместен, – утверждает главный архитектор Москвы, но соглашается, что на реке достаточно мест, где эти сооружения будут иметь «симпатичный вид», не внося дисгармонию в имперское великолепие, к которому с недавних пор стала стремиться Москва.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
ИНАКростМоскапстройТеплоцентрстрой
СбербанкМОСПРОМСТРОЙЦентрАбсолют