ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Реку превратят в транспортную артерию


4.jpg

В рамках нового мегапроекта берега Москвы-реки будут благоустраиваться, а на существующих набережных проезжую часть отодвинут от воды и расширят тротуары

После прошедшей зимы, в преддверии старта масштабных весенних работ по приведению в порядок городских пространств, в помещении зала интерактивной карты Москвы в «Доме на Брестской» прошла выставка подготовленных десятком архитектурных бюро столицы проектов развития набережных Москвы-реки.

Все они выполнены в рамках прошедшего в 2014 году международного конкурса на разработку концепции развития территории, прилегающей к Москве-реке, победителем которого стало бюро «Меганом» во главе с Юрием Григоряном. Концепция предусматривает несколько векторов развития прибрежной территории: архитектурный, транспортный, экологический. Сейчас идеи, заложенные в концепцию, на практике воплощаются в жизнь.

Согласно оценкам экспертов, благоустройство набережных Москвы-реки в границах кольцевой автодороги может стать одним из самых масштабных проектов по преобразованию общественных пространств в мире. Для этого выработан единый стандарт обустройства территорий вдоль водной артерии.

Учитывая пожелания окрестных жителей

Посетители «Дома на Брестской» могли увидеть то, что уже сделано в плане реконструкции и благоустройства набережных за последние три года. Для этого в экспозицию были включены уникальные снимки реки и ее берегов, сделанные с беспилотника. В рамках деловой программы выставки прошли встречи с представителями федеральных ведомств и городских департа ментов, причастных к процессу обустройства берегов главной водной артерии столицы. Инициативные жители рассказывали, как их идеи были реализованы при благоустройстве прибрежных территорий, а представители девелоперов и архитектурных бюро – о создании проектов с учетом близости Москвы-реки и Яузы. Город корректирует проекты благоустройства набережных, учитывая пожелания окрестных жителей, высказанные на общественных слушаниях, а также мнение собственников объектов недвижимости, расположенных в прибрежной зоне. Именно так было решено, что в оформлении набережной Тараса Шевченко, где находится «Мастерская Петра Фоменко», будут использованы театральные мотивы. А участки возле крупных жилых комплексов станут рекреационными зонами.

Протяженность береговой линии главной водной артерии столицы составляет 160 км. Для сравнения: протяженность Гудзона в Нью-Йорке – 25 км, Сены в Париже – 12 км, реки Ханган в Сеуле – 41 км. Москва-река тянется по городу, как лента. К настоящему моменту уже реконструировано более 50 км набережных, в том числе в рамках городских программ.

В Адресную инвестиционную программу города до конца 2020 года внесены планы по развитию около 24,5 км. Всего столичные власти предлагают активное развитие 14 точек роста на берегах реки общей площадью около 706,5 га.

Развитие этих площадок потребует благоустройства и реконструкции 69 км набережных Москвы-реки. Эти участки располагаются не только в центральной части города, они равномерно распределены по всему течению реки.

По новым правилам

До недавнего времени берега вдоль значительной части речного русла оставались необустроенными. Доступ для горожан на них был закрыт. Прибрежная зона за пределами центра были занята дикими зарослями, стихийными свалками или промзонами. Там, где набережная была одета в гранит, развитию прибрежной зоны препятствовали скоростные автотрассы с непрерывным транспортным потоком, практически вплотную примыкавшие к воде. Как отмечал заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, в рамках проектов реконструкции набережных предстоит отодвинуть магистрали от реки, сделав зону у воды максимально доступной для всех.

– Нам важно отодвинуть дорогу от Москвы-реки, разместив у береговой линии пешеходную и прогулочную зоны, – подчеркнул Марат Шакирзянович. – Южнее Крутицкой набережной по течению реки нам это удалось сделать, сейчас мы реализуем этот принцип и на других участках.

– Представленные проекты раскрывают потенциал прибрежных территорий – заявил на открытии выставки руководитель Департамента градостроительной политики столицы Сергей Лёвкин. – Сегодня это особенно интересно, поскольку на наших глазах неэффективные промзоны уходят в прошлое, Москва получает новые центры притяжения с современными кварталами, «умным» производством и зонами отдыха.

Ранее, говоря о воплощении в жизнь концепции развития прибрежной зоны, Мэр Москвы Сергей Собянин отмечал, что новые набережные будут проектироваться по новым правилам – проезжую часть перенесут подальше от воды, уступив береговое пространство пешеходам. Помимо создания променада у воды реконструкция набережных позволит создать еще целый ряд факторов, способствующих превращению их в обжитые общественные пространства. Появление новых маршрутов создаст комфортные условия для занятий спортом. На набережных появятся пляжи, причалы для речных трамвайчиков, детские площадки, зоны отдыха и озеленение – все это позволит придать новый потенциал развитию районов.

«Моя река»

В качестве наиболее крупного реализованного проекта на выставке представлена реконструкция Лужнецкой набережной, выполненной в прошлом году в преддверии чемпионата мира по футболу. Там открыли пешеходные и велосипедные маршруты, высадили газоны и цветники, поставили фонари. А уже после мундиаля, в конце осени, там запустили канатную дорогу, перемещающую пассажиров с одного берега реки на другой, между смотровой площадкой на Воробьевых горах и стадионом «Лужники».

В свою очередь, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов счел нужным подчеркнуть, что первостепенной задачей программы обустройства берегов реки и реконструкции набережных является повышение проницаемости территорий, создание новых выходов к реке и возможностей беспрепятственного перемещения вдоль русла. В приоритете – беговые дорожки на набережных и пешеходное движение. По его словам, количество бегунов в столице за последние годы выросло в 100 раз, и многие предпочитают тренироваться именно на набережных. Везде, где это возможно, на обновленных набережных обосабливаются велодорожки, открываются пункты проката, кафе и туалеты. Речь идет о запуске новой городской программы, сравнимой с «Моей улицей» и «Моим районом», которая может получить название «Моя река».

При этом, однако, набережные не превратятся в сплошную череду спортплощадок, детских комплексов и прокатных станций. Значительную часть примыкающего к акватории пространства займут благоустроенные природные зоны. Ландшафтные дизайнеры, привлеченные в программу, постараются максимально воссоздать в парках и заказниках на берегах Москвы-реки естественный ландшафт. Там выполнят дополнительное озеленение, проведя посадки деревьев и кустарников, в том числе и редких, занесенных в Красную книгу. А для доступа населения к воде в таких местах будет использоваться вариант создания так называемых нижних набережных.

Регулярное движение судов

Развитие речного транспорта, превращение его из экскурсионно-развлекательного в полноценный пассажирский водный транспорт – еще одна задача программы развития территорий вокруг Москвы-реки. Городские власти поставили перед собой цель – превратить Москву-реку из естественного препятствия для движения городского транспорта в линейную магистраль со всей сопутствующей инфраструктурой. При этом развитие речного транспорта будет осуществляться в основном в центральной части города, внутри шлюзов. Выше по течению организовать регулярное движение судов будет сложнее, так как преодоление шлюзов отнимает слишком много времени.

В настоящее время прорабатываются проекты первого в столице маршрута речных трамваев, который свяжет ММДЦ «Москва-Сити» и Киевский вокзал. Как рассказал советник руководителя

Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной сети города Алексей Митяев, на этом маршруте будет расположено около 14 причалов. Они разместятся либо около крупных парков или общественных пространств, либо около активно строящихся в последние годы жилых комплексов. Планируется запустить новые суда вместимостью от 50 до 100 пассажиров с интервалом движения 4–5 мин. Новый вид транспорта, по расчетам специалистов столичного транспортного ведомства, сможет перевозить около 1,5 тыс. пассажиров в час. Соответственно, и стоить такая поездка будет не 400 руб., как плавание на экскурсионном трамвайчике от Новоспасского моста до Киевского вокзала, а столько же, сколько разовая поездка на общественном транспорте, и оплатить ее можно будет картой «Тройка».

Симоновская набережная

Один из самых масштабных проектов по реконструкции набережных – преображение Симоновской набережной. После реконструкции Симоновская набережная обеспечит транспортное сообщение для территории реорганизируемой промзоны «ЗИЛ». Новый участок будет автомобильным. При этом появится и пешеходная зона. Сначала отремонтируют участок от Крутицкой набережной до третьего транспортного кольца и далее до проспекта Андропова. Здесь построят новые дороги от Восточной улицы до Симоновской набережной и от улицы Ленинская Слобода до 3-го Автозаводского проезда. Кроме того, реконструируют Автозаводский проезд и построят четыре подземных перехода.

Потом обустроят участок Симоновской набережной от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда. В этом месте появится новая шестиполосная дорога с мостом через Москву-реку. По трассе можно будет доехать до парка «Остров мечты» в Нагатинской пойме и в жилые кварталы ЗИЛа. Дорога пройдет частично по Нагатинской пойме, пересечет Москву-реку, пройдет около 2-го Южнопортового проезда и примкнет к 1-му Южнопортовому проезду. Помимо этого, в некоторых местах расширят 2-й Южнопортовый проезд, построят шестиполосный мост с тротуарами через реку и съезды. Под мостом через Кожуховский затон сделают разворот. А по всей новой трассе появятся остановки общественного транспорта с заездными карманами.

Крутицкая набережная

Сейчас Крутицкая набережная испытывает дефицит пропускной способности, как и остальные улицы и проезды района – Новоспасский мост, 3-й Крутицкий переулок, улица Симоновский Вал. В ходе реконструкции проезжую часть здесь сделают четырехполосной. Реконструкцию проведут на 900-метровом участке от Новоспасского моста до Симоновской набережной. Проведение запланированных работ позволит проезжей части принять дополнительный транспорт после завершения реорганизации промзоны «ЗИЛ», увеличив пропускную способность дороги до 1800 машин в час. Для расширения набережной в наиболее узких местах планируется частично занять от 4,45 до 9,4 м акватории Москвы-реки на участке длиной 350 м. Для горожан также создадут пешеходную дорожку шириной 3 м.

Набережная ЗИЛ

Еще один проект на юге столицы – набережная Марка Шагала, созданная на территории бывшей промзоны «ЗИЛ». Сначала ее планировали обустроить только около будущего жилого комплекса на ЗИЛе. Но теперь прогулочный маршрут вырастет в три раза и протянется от Третьего транспортного кольца до старого русла Москвы-реки. Его длина составит 3,8 км. Уже в 2019 году город получит здесь новую точку притяжения – парк «На набережной». Основой концепции парка стали четыре тематических маршрута – «Магниты», «Спорт», «Отдых» и «Променад».

В зоне «Отдых» протянут центральную аллею для пеших прогулок длиной 2,1 км. Вдоль нее вырастут десять скрытых от посторонних глаз секретных садов со скульптурами, фонтанами и цветочными композициями.

По маршруту «Променад» можно будет обойти весь парк на набережной. Здесь откроют четыре спуска к Москве-реке, три причала для речных трамвайчиков, стоянку для яхт и 150-метровый амфитеатр с видом на реку, а также комплекс водных видов спорта.

В зоне «Магниты» разместят три главные площади, площадки для концертов и уличных праздников, шесть кафе, 10 киосков с мороженым и напитками, 25 мобильных точек с едой. Вдоль реки по набережной проложат сеть велосипедных и беговых дорожек, поставят два пункта проката спортивного инвентаря, пять городских пунктов велопроката, девять спортивных площадок, шесть игровых комплексов.

Набережная района Капотня

Особая задача – обустройство набережной в районе Капотня на юго-востоке столицы. Капотня примыкает к самому южному отрезку реки в пределах городской черты, она изолирована от остальных районов: с одной стороны – Московским нефтеперерабатывающим заводом, с другой – МКАД. Здесь предлагается реорганизовать улично-дорожную сеть, создать единый велопешеходный маршрут. Для этого предстоит демонтировать старые гаражи. На месте снесенных конструкций для улучшения пешеходных связей с набережной планируется создать проницаемые благоустроенные зеленые территории. Это поможет сделать район набережной Капотни привлекательнее и обеспечит жителям доступ к реке.

Щукинский полуостров

Щукинский полуостров – уникальное место, которое входит в состав ООПТ «Москворецкий парк». Он находится в стороне от темпа жизни мегаполиса, и там встречаются животные и растения, занесенные в Красную книгу. Здесь планируется сформировать парк с экологическими тропами и ограниченным доступом на территорию, где жители смогут узнать больше про природу своего города.

Вблизи улицы Живописная доступ к реке ограничен из-за сложного рельефа и близости промышленных объектов. Особенность участка – впадающий в Москву-реку Соболев ручей, который подчеркивает уникальность этой набережной, а сочетание высоких холмов и ручья в низине позволяет создать уютное пространство для прогулок и отдыха жителей района Щукино. Для этого запланировано проложить комфортный прогулочный маршрут от жилой застройки до набережной Москвы-реки по пешеходному серпантину вдоль Соболева ручья, а неподалеку от места впадения ручья в Москву-реку соорудить понтонный мост для пешеходной связи жилых кварталов со Щукинским полуостровом.

Химкинское водохранилище

На берегу Химкинского водохранилища главным объектом благоустройства станет набережная парка Северного речного вокзала. По мнению архитекторов, это единственный в Москве парк не с речной, а морской набережной. Он пронизан настроением моря, курорта, северных и южных рек и городов, ведь с открытием Северного речного вокзала связана крылатая фраза: «Москва – порт пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского». Здесь установят аттракционы, ресторан с летней верандой, детские и спортивные площадки, сообщили в компании-инвесторе проекта, отреставрируют историческую сеть дорожек и создадут новые маршруты. В парковом ансамбле восстановят скульптурные группы и фонтаны, установят беседку-бельведер. Кроме того, проведут работы по комплексному улучшению почвенного покрова и газонов, высадят деревья и кустарники, создадут систему парковых тропинок. Одновременно планируется провести реставрацию самого здания вокзала 1937 года постройки, увенчанного шпилем со звездой.

Участок набережной под Сабуровскими железнодорожными мостами

Этот участок прибрежной зоны характеризуется сложной градостроительной обстановкой: он расположен между двумя примыкающими к реке парками (музеем-заповедником «Коломенское» и Братеевским каскадным парком), а с юга к нему примыкает молодежный жилой комплекс «Сабурово».

До сих пор из-за близости железнодорожных мостов и сложного рельефа жители квартала были лишены доступа к воде. На набережной под Сабуровскими мостами предлагается установить детские и спортивные тренажеры и сформировать комфортную безопасную связь с другими парками-набережными.

Нагатинская набережная

Нагатинскую набережную планируется реконструировать вдоль границы промзоны № 1 «Варшавское шоссе». Площадь самой промзоны составляет 58 га. А протяженность участка набережной, которую проложат по ее границе, – около 1,5 км.

Пока территорию зоны занимают промышленные и административные здания постройки 60–70-х годов. При этом доступа к береговой линии у жителей района Нагатино-Садовники сегодня нет. Обновленная же набережная превратится в рекреационно-общественную зону, здесь будет проведено благоустройство и дополнительное озеленение существующих скверов, бульваров. На набережной появятся физкультурно-оздоровительный комплекс и выставочные центры, будут обустроены новые веломаршруты. Существующий грузовой причал будет перепрофилирован в пассажирский – здесь будет делать остановки новый маршрут экскурсионно-туристического речного трамвайчика.

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы



Назад в раздел
КростТеплоцентрстройМОЭСККапитал
ФУДЦентрЛокоБанк