НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Из окна кабинета жизнь не увидишь. Считает депутат Государственной Думы РФ Владимир Ресин


Масштабное возведение новых объектов в Москве потребовало не только концентрации сил и средств, но и поправок в действующее законодательство. Как эти изменения сказались на темпах строительства, что еще предстоит сделать и почему при этом время является главным фактором, – об этом наша беседа с Владимиром Иосифовичем.

– Владимир Иосифович, что из опыта руководителя стройкомплекса столицы пригодилось вам в вашей законотворческой деятельности?

– Продуманная и эффективная законодательная база – это фундамент работы любой отрасли, и строительство – не исключение. За полвека работы я это всегда чувствовал, как говорится, на собственной шкуре, знаю изнутри как пути успеха, так и болевые точки отрасли. Весь этот опыт, конечно, очень помогает в текущей работе. Думаю, во многом благодаря прежней работе удалось собрать при Комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству эффективно работающий Экспертный совет, в который вошли многие авторитетные специалисты в области проектирования и строительства.

– Какие изменения в федеральное законодательство, по вашему мнению, следует внести в первую очередь?

– Все самые актуальные вопросы отраслевого законодательства постоянно обсуждаются на заседаниях Экспертного совета. В весеннюю сессию мы провели три заседания, которые ярко показывают, чего не хватает отрасли. Вот три самые актуальные темы в совершенствовании законодательной базы в сфере градостроительства, по мнению экспертного сообщества:

– территориальное планирование. Другими словами, необходимо создать систему, гарантирующую качество принятия и реализации принимаемых генеральных планов;

– техрегулирование в строительстве, обеспечивающее безопасность и комфорт проживания наших граждан;

– государственно-частное партнерство, информационная открытость и эффективное взаимодействие всех участников инвестиционно-строительного рынка.

Сейчас находится в работе едва ли не главный для всех строителей законопроект № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», касающийся уточнения отдельных положений деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

Этот законопроект должен завершить бесконечные споры о реальной роли института саморегулирования в строительной отрасли. Кроме того, этому закону предстоит поставить точку в формировании системы правоотношений, основных форм и видов участия профессиональных сообществ, юридических и физических лиц в градостроительной деятельности, обеспечив гарантии безопасности и социальной ответственности за результаты этой деятельности.

– Над чем еще работаете?

– Могу дополнить, что для поставленной Президентом России задачи реформирования жилищной сферы значимым, в том числе и для строителей, является законопроект №197376-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений». В осеннюю сессию он должен быть принят.

Президент поставил задачу не только преодолеть к 2016 году отметку 75 млн кв. м, но и дополнительно запустить программу «Жилье для российской семьи». Она предусматривает до конца 2017 года строительство не менее 25 млн кв. м жилья эконом-класса со всей социальной инфраструктурой, чтобы семьи со средним достатком могли улучшить свои жилищные условия.

Задача непростая, но выполнимая. Главное – жилищные программы должны развиваться системно, с учетом социально-экономической ситуации региона, его отраслевого и территориального развития, с обязательным ростом производств и созданием новых рабочих мест. В первую очередь важен принцип «семь раз отмерь, один отрежь», то есть грамотное планирование. Жилищные программы должны разрабатываться комплексно, с опережающим формированием инженерной и транспортной инфраструктуры.

Кроме того, требуется продумать и формы стимулирования участников реализации программ жилищного строительства. Это могут быть меры в виде налоговых льгот, субсидирования отдельных видов строительства, этапов подготовки земельных участков к освоению, включая межевание, составление кадастровых планов и т. д.

Президентское послание Федеральному Собранию прозвучало в декабре, а уже сейчас мы видим серьезные результаты работы, проделанной в рамках его выполнения. Запущена программа «Жилье для российской семьи»: на момент старта программы (3 июля) заявки на участие в ней подали 58 регионов России.

Еще одним серьезным шагом стало выполнение поручения Президента РФ о снижении барьеров в строительстве. В апреле Правительство России утвердило подготовленный Минстроем РФ исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, число процедур в которой сократилось с 240 до 134, а до конца года планируется сократить до 90.

Но надо понимать, что существенное увеличение объемов строительства невозможно без создания новых эффективных механизмов градостроительной деятельности. Одна из первоочередных мер для снятия барьеров и улучшения инвестиционного климата – взаимопонимание и диалог власти и бизнеса. Поставленные Президентом России цели возможно достичь только в условиях согласования интересов публичной власти и частного предпринимательства. А значит, необходимо развивать институт государственно-частного партнерства с открытой дискуссией по всем вопросам и принятием согласованных решений на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.

– Как работает система саморегулирования в строительной отрасли? Будут ли вноситься изменения в законодательство о строительных СРО и работающих в смежных отраслях?

– Система саморегулирования относительно молодая, и, как вы знаете, до сих пор периодически возникают споры о ее целесообразности. Возглавляя Экспертный совет при Комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству, мне приходится много общаться с экспертами отрасли, и могу сказать, что подавляющее большинство из них считает, что институт СРО необходим. Однако существует ряд вопросов, требующих доработки, и прежде всего на законодательном уровне. Для строительной отрасли работающие законы в области СРО особенно важны, так как это единственная отрасль, где саморегулирование является обязательным и фактически выполняет роль гаранта качества работы и безопасности зданий и сооружений. Не секрет, что наиболее острыми проблемами саморегулирования являются коммерциализация и непрозрачность деятельности СРО. Уверен, что эти проблемы можно решить доработкой законодательной базы в сфере саморегулирования, с тем чтобы институт СРО заработал в полную силу.

Сейчас идет активное накопление и анализ практического опыта, который как раз и позволяет менять существующую законодательную базу к лучшему.

Важной деталью является инициатива самих СРО об усилении меры ответственности их собственных членов за осуществление предпринимательской деятельности. Особое внимание следует уделить предложениям профессионального экспертного сообщества и национальных объединений саморегулируемых организаций по совместной и тщательной работе над совершенствованием механизмов защиты от недобросовестного предпринимательства, в частности, формированием открытых информационных ресурсов, обеспечивающих эффективное взаимодействие и благоприятную конкурентную среду для градостроительной деятельности.

– Насколько успешно столичный комплекс сегодня справляется с выросшим масштабом задач: строительством новых линий метро, прокладкой новых дорог, развитием территорий в традиционной черте города и на новых территориях?

– Сегодняшний день требует новых, неординарных решений. Территория Москвы увеличилась в 2,5 раза. Запущена масштабная программа строительства метро и реформирования всей транспортной системы города. Сейчас главная задача – решить транспортную проблему, а это нужно делать не временными мерами, а коренным образом, комплексно. Так и делается. Меняется сам принцип построения города, он становится полицентричным, создаются новые точки притяжения активности. Я вижу, что строительный комплекс успешно перестраивается на новые цели и принципы работы, делает упор на транспортное строительство и инфраструктурные проекты, развивает комплексную застройку, модернизирует промышленность, осваивает новые серии жилых домов. Вообще, строительный комплекс Москвы – один из самых передовых и мощных в России, уверен, что московские строители справятся с поставленными задачами.

– В свое время столичными строительными компаниями было подготовлено достаточно много проектов комплексной реконструкции жилых кварталов. Что помешало воплотить их в жизнь, какие законодательные изменения необходимо внести, чтобы реанимироватьэти проекты? Чем в возобновлении практики комплексной реконструкции жилых кварталов могут помочь недавно принятые нижней палатой федеральные законы № 171 и 172?

– Важно то, что эти законы внесли изменения в Градостроительный кодекс. С их принятием в систему градостроительного планирования вернулся один из основополагающих документов – «Схема расселения». Также идет уточнение требований к проектам планировки.

Помимо всего прочего, Градостроительный кодекс дополнен отдельной статьей о договорах комплексного освоения территорий, что можно считать серьезным шагом к формированию системы государственно-частного партнерства в сфере градостроительства.

Можно сказать, что впервые в нашей новой истории практически удалось решить непростую задачу гармонизации градостроительного законодательства с земельным. Делается это для целенаправленного территориального планирования, актуализации генеральных планов и принятия эффективных механизмов и программ их реализации. Свою роль должен сыграть принятый в эту же весеннюю сессию Закон о нормативах градостроительного проектирования (№ 131-ФЗ от 05.05.2014).

– Вы были одним из инициаторов принятия Закона № 43_ФЗ об упрощенном изъятии земельных участков в «новой» Москве для нужд инфраструктурного строительства. Насколько хорошо работает этот закон, позволяет ли он решать поставленные перед ним задачи?

– Москва – это наша столица с особым статусом, можно сказать, что Москва задает тон тому инвестиционному климату, который формируется во всей России. Перед Правительством Москвы поставлена государственная задача – построить на присоединенной территории новый город с 1,5-миллионным населением и 1 млн рабочих мест. Для реализации этой задачи, как вы знаете, и был принят Закон № 43-ФЗ, формирующий в Москве особый порядок регулирования предоставления прав на строительство и оформление разрешительной документации.

Сегодня, оценивая первый год правоприменительной практики закона, мы можем сделать некоторые выводы. Самое главное, наиважнейший фактор строительства – время! Не секрет, что основная часть временных затрат приходится на первую фазу любого строительного проекта – оформление прав. Могу сказать, что вне ФЗ-43 этап выбора, правового оформления и подготовки к освоению земельных участков занимает более трех лет!

Для изменения этого положения вещей наш закон определил жестко регламентированные административные процедуры и взаимодействие с частным партнером. Надо отметить, что именно государственно-частное партнерство является сегодня главным вектором правоотношений в градостроительстве. Это позволяет находить взаимовыгодные условия сотрудничества государства и частных собственников, вовлекать в оборот все виды недвижимости, включая неосвоенные земельные участки и полузаброшенные производственные комплексы.

В итоге четко прописанные в законе условия и регламент обеспечивают согласование интересов всех сторон, а главное, сокращение времени на этапе оформления разрешительной документации для начала работ до 6–9 месяцев. Это самое важное, что позволил нам сделать вступивший в силу закон: сэкономил время.

– Есть ли недовольные среди тех, кто попал под его действие? Какой объем компенсаций уже выплачен собственникам с момента вступления закона в силу?

– За все время правоприменительной практики этого закона не было ни одного обращения в суд. Более того, правообладатели и потенциальные застройщики сами выходят с инициативами по участию в комплексном освоении территорий. Уже сейчас можно сказать, что закон дал нам ту основу, на которой можно строить эффективные и взаимовыгодные отношения.

Первым проектом, при реализации которого был применен ФЗ-43, стали два участка дорог на новых территориях протяженностью 8 км. Всего было 25 собственников, общая сумма затрат составила около 700 млн руб. на компенсацию и выкуп. При этом надо отметить, что стоимость компенсации выплачивается по рыночным ценам.

– Владимир Иосифович, вы являетесь советником Патриарха Московского и всея Руси по строительству и куратором программы строительства в столице 200 православных храмов. Какие изменения претерпела эта программа по ходу реализации?

– За три года существования программы проделана очень серьезная работа. Удалось создать эффективную поэтапную систему организации строительства храмовых объектов. На сегодняшний день мы имеем структурный план на ближайшие годы по проектированию, выходу на площадки и сдаче готовых объектов. Он подразумевает ежегодное возведение 10–15 новых храмовых комплексов. Говорю «храмовых комплексов», потому что в рамках программы возводятся не просто храмы, а именно комплексы: с домом причта, благоустроенной территории, всем необходимым для полноценной приходской жизни.

Уже после старта этой программы, в 2012 году произошло важное изменение: территория Москвы была расширена в 2,5 раза. Освоение этих территорий еще только начинается, и тут мы имеем уникальную возможность включить храмы в проект застройки на стадии разработки градостроительной документации. По просьбе Святейшего Патриарха Правительством Москвы дано поручение ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» зарезервировать на новых территориях участки для строительства храмов, и такая работа ведется. Планируется, что на присоединенных территориях появятся примерно 180 храмов. В настоящее время работы в разной степени ведутся на 10 участках ТиНАО. Первым храмом, построенным в рамках программы на «новых» территориях Москвы, станет храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Щербинке.

Это, можно сказать, практически переворот в подходах к проектированию новых районов: если раньше в число социально значимых объектов входили школы, больницы, детские сады и так далее, то теперь к ним добавляются еще и культовые сооружения. Это совершенно новый уровень жизни и потребностей людей. Это не только позволит обеспечить всех желающих местом для молитвы, такое решение снимет все возможные протесты: уже на стадии планирования и приобретения жилья люди будут видеть, где в их районе построят храм, и выберут квартиру с учетом желаемой удаленности от него.

– Часто ли приходится при проведении слушаний сталкиваться с нежеланием жителей видеть храм на выбранном префектурой месте и с просьбами его перенести?

– Практика трех лет показала, что конфликты, которые возникают вокруг строительства храмов, можно поделить на две части. Первый случай – когда жители недовольны выбором участка под строительство храма: например, он расположен близко к домам или находится на территории, где люди привыкли гулять и отдыхать. Такое объективное недовольство местных жителей – это свидетельство недоработки тех, кто выбирал участок: префектур административных округов, Москомархитектуры, муниципальных властей. В таких случаях всегда стараемся идти навстречу, принимать сторону большинства, находить более удобные площадки. Но бывают и такие ситуации, когда конфликт раздувается из ничего рядом активистов, которые даже не являются жителями района. И это – на совести тех, кто использует религию для самопиара.

– Сколько храмов будет введено в строй и освящено до конца нынешнего года?

– На сегодняшний день 18 храмов уже готовы. Еще 21 храм строится, из них 13 планируется завершить в этом году.

– Когда планируется завершить программу?

– Программа реализуется только на благотворительные пожертвования, поэтому плановой даты ее завершения нет и быть не может. Все зависит от самих прихожан. Чем больше средств жертвуется на программу, тем быстрее идет строительство. Думаю, что реализация может занять около 15 лет.

– Каковы планы Патриархии в отношении воссоздания монастырей на территории Кремля?

– Пока этот проект только обсуждается. План преобразований Кремля совсем недавно обсуждали Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин. Есть решение сделать сквер на месте 14-го корпуса Кремля и открыть сквозной проход для москвичейи гостей столицы через территорию Кремля на Красную площадь. Обсуждается также и восстановление разрушенных в 30-е годы Чудова и Вознесенского монастырей, но такое строительство нужно согласовать с ЮНЕСКО. Поэтому пока о конкретных сроках и планах говорить рано.

– С какими проблемами к вам, как депутату, обращаются ваши избиратели?

– Чаще всего – с жилищными: у кого-то недоделки в новом жилье, у кого-то старое требует ремонта, у кого-то с документами неразбериха. Много пожилых людей обращается, у которых нет средств решить вопрос, и помочь им некому. А бывает, и с более глобальными вопросами приходят, делятся соображениями по градостроительным вопросам, где что построить в районе.

– Какой совет вы могли бы дать молодым строителям, инженерам, только начинающим свою карьеру в отрасли?

– Посоветовал бы не бояться работы и вникать самому во все детали. Строителя ноги кормят, из окна кабинета жизнь не увидишь. Не надо рваться сразу в управленцы, поработайте на стройке, начните с азов – это та школа, которая дает незаменимый фундамент знаний и опыта. И конечно, хочу пожелать всем молодым специалистам удачи! Профессия строителя трудная, но интересная, и новые профессиональные кадры всегда востребованы. Приходите, работы хватит всем.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КапиталГлавУПДККростОЭК
АКСИТЕХМОСПРОМСТРОЙАбсолют